Место урока при изучении: Данный урок является шестым в теме «Перпендикулярность в пространстве» курса геометрии 10 класса и первым при изучении данного параграфа.
Учебник: Атанасян Л.С. и др. «Геометрия 10-11» М. Просвещение, 2006.
Цели урока:
- Ввести понятие двугранного угла и его линейного угла.
- Сформулировать алгоритм построения линейного угла для данного двугранного.
- Рассмотреть задачи на построение линейного угла.
Оборудование для урока:
- Листы с печатной основой по теме урока для каждого ученика (листы каждого урока в дальнейшем брошюруются в конспекты по теме и сдаются на проверку в конце изучения данной темы).
- Компьютер, проектор, экран (для демонстрации презентации по данному уроку).
- Модели двугранных углов, выполненные учащимися (для иллюстрации практических задач урока и подготовки к зачету).
- На закрытом крыле доски изображение куба (для иллюстрации ответа на вопрос №2).
- По 5 маленьких листков для каждого ученика, которые до начала урока необходимо подписать и пронумеровать (для ответов на блиц-вопросы по теме).
- Презентация на сайте школы в разделе «Для лицеистов ГОУ СОШ №420 / геометрия 10 (матем) /тема 05. Двугранный угол /конспект по теме / страница 1-2» (материалами данной презентации учащиеся могут быть пользоваться при самоподготовке).
- Электронный журнал.
- Лист с содержанием дополнительного домашнего задания (вывесить на стенд в конце урока).
Ход урока
1. Актуализация знаний
(в форме беседы с элементами контроля)
Учитель: В ходе изучения темы «Перпендикулярность в пространстве» мы уже познакомились с целым рядом интересных и полезных фактов, В частности, это ряд определений и теорем об углах и расстояниях в пространстве. Коротко повторим эти факты:
- Что называется углом между пересекающимися прямыми (наименьший из четырех углов, получающихся при пересечении двух прямых)
- Что называется углом между пересекающимися прямой и плоскостью (угол между прямой и ее проекцией)
Далее логично становится вопрос об угле между плоскостями. И в ходе рассмотрения этого вопроса нам понадобится понятие проекции
- Что называется проекцией точки на плоскость? (сама точка, если она лежит в плоскости проекции, основание перпендикуляра, проведенного из точки к плоскости, для точки не принадлежащей плоскости проекций)
- Что является проекцией прямой на плоскость, не перпендикулярную данной прямой? (Проекцией наклонной является прямая)
- Как следует строить проекцию данной наклонной на заданную плоскость? (Построить проекции двух точек наклонной на плоскость проекции. Эти точки зададут искомую прямую)
- О каких трех прямых идет речь в самой основной теореме данной темы – теореме о трех перпендикулярах? (В теореме о трех перпендикулярах рассматриваются три прямые: наклонная к плоскости, ее проекция, и прямая, лежащая в плоскости проекции)
Учитель: В течение урока вам будет предложено 5 вопросов, ответы на которые вы должны записать на маленьких листках и быстро сдать их на проверку. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом, которые суммируются в итоговую отметку за работу на уроке «5».
Вопрос 1. (ответ записать на маленьких листках и сдать на проверку учителю) Сформулировать теорему о трех перпендикулярах: Наклонная перпендикулярна прямой, лежащей в плоскости, тогда и только тогда, когда ее проекция перпендикулярна этой прямой. |
Листки в быстром темпе собираются по рядам, учитель сам устно формулирует правильный ответ, акцентируя внимание на отличие данной формулировки от введенной в учебнике, а именно:
- сформулированы две теоремы в одной;
- прямая в плоскости «не закреплена» на основании наклонной
и, просмотрев записи во время заполнения учащимися второй карточки. Результаты проверки заносятся в электронный журнал, который проецируется с помощью проектора на экран. (Каждый правильный ответ добавляет 1 балл к отметке за работу на уроке). Ошибки, выявленные по листкам, анализируются и эти листки откладываются отдельно.
Учитель: А теперь нам предстоит построить некоторые проекции.
Вопрос 2. (ответ записать на маленьких листках и сдать на проверку учителю) Изобразить куб ABCDA1B1C1D1 и указать проекцию диагонали AC1 куба на плоскости граней ABC и BCC1 (сделать соответствующие записи). (названия диагонали и данных граней записываются учителем на доске) |
Собрав листки с ответами, на рисунке куба (заготовленном на закрытом крыле доски) учитель с помощью цветных мелков показывает построение и необходимые записи.
2. Сообщение новых знаний
(в форме беседы с демонстрацией презентации)
Учитель: А теперь мы рассмотрим новое для нас понятие стереометрии. Тема урока «Двугранный угол». Работаем с конспектом и смотрим на экран.
На экране появляется слайд 1 презентации.
В ходе урока учащиеся заполняют страницы конспекта по мере появления записей на экране слайды 2-3 презентации.
Учитель: Далее рассмотрим пример рассуждения (по введенному алгоритму) при решении задач на построение линейного угла (на странице 1 конспекта).
Учитель формулирует вопрос алгоритма, ученики (по желанию, не вставая с места) предлагают свой вариант ответа. Правильный ответ сопровождается соответствующей анимацией слайда 4.
Аналогичная работа проводится с задачей 2.
3. Закрепление новых знаний
(в форме беседы с демонстрацией презентации по странице 2 конспекта)
Учитель: Мы уже видели, что у каждого многогранника может быть несколько двугранных углов. У тетраэдра, например, можно выделить 6 двугранных углов и для каждого из них существует свой линейный угол. На странице 2 конспекта вам предложен тетраэдр, для которого необходимо указать три из возможных шести углов.
Вопрос 3. (по задаче №1а на странице 2 конспекта, ответ записать на маленьких листках и сдать на проверку учителю) Указать ребро и грани двугранного угла PТMK. |
После того, как листки с ответами сданы, правильный ответ показывается соответствующей анимацией слайда 5.
Аналогичная работа проводится с остальными вопросами. слайды 6-7.
Вопрос 4. (по задаче №1а на странице 2 конспекта, ответ записать на маленьких листках и сдать на проверку учителю) В гранях указать направления, перпендикулярные ребру и обосновать свой ответ. |
Учитель: Найденные нами в гранях угла прямые, перпендикулярные ребру, являются скрещивающимися. Именно для этой задачи нам понадобится третий пункт алгоритма.
Учитель: На следующем уроке мы продолжим упражняться в поиске линейных углов для данного двугранного, и рассмотрим следующие задачи конспекта.
На экране показываются слайды 8-10.
Кроме этого нам предстоит научиться вычислять градусные меры двугранных углов по заданным элементам тетраэдра, как например в задаче № 173 учебника. слайд 11
Впрочем, градусную меру угла АВС из рассмотренной нами задачи №1а, мы сможем найти уже сейчас. Это – последний вопрос сегодняшнего урока, ответ на который следует записать на маленьких листках
Вопрос 5. (по задаче №1а) на странице 2 конспекта, ответ записать на маленьких листках и сдать на проверку учителю) Укажите градусную меру угла АВС (обоснуйте свой ответ). |
После того, как листки с ответами сданы, учитель записывает на доске правильный ответ и проверяет записи учащихся . По итогам проверки всех 5 листков в электронном журнале появляется итоговая отметка за работу на уроке каждого ученика.
4. Пояснения к домашнему заданию
(*) Дополнительное домашнее задание (на исправление отметки за урок)
Учитель: В качестве домашнего задания вам предлагается заполнить до конца страницу 2 конспекта.
Для тех учащихся, кто не доволен своей отметкой за урок, и для желающих получить дополнительную отметку по данной теме, предлагается необязательной домашнее задание.
На экран проецируется слайд 12, аналогичная информация вывешивается на рабочий стенд в кабинете.
5. Подведение итога урока
Учитель: Через урок вам предстоит сдавать зачет по материалу данной лекции. Содержание зачета (разное для разных подгрупп) приведено на страницах 2-3 конспекта.
Содержание зачета по стр.1-5 конспекта 1 ПОДГРУППА: 1 задача «Указать 3 линейных угла» по стр. 3-4 изменено положение тетраэдра и названия точек (max 3 балла) + 6 вопросов по формулировкам основных определений данной темы (см стр. 1-2) и теорем из прошлых тем (по ½ балла). 2 ПОДГРУППА: 1 задача «Указать 3 линейных угла» по стр. 3-4 (max 3 балла) + 1 «незнакомая» задача на вычисление двугранного угла. |
Учитель: Еще раз остановимся на вопросах теории.
По мере прочтения теоретических вопросов 1-6 опроса на слайде 13, ученики, опираясь на свой конспект, в форме беседы отвечают на них.
Остальные вопросы, приведенные в конспекте у каждого ученика, комментируются при необходимости.
Теоретические вопросы опроса для 1 подгруппы
|
Листы для учащихся – Приложение 1, презентация урока – Приложение 2, протокол открытого урока – Приложение 3, работы учащихся – Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6.