Урок литературного чтения «Л.Н. Толстой "Прыжок"»

Разделы: Начальная школа


Цели урока.
  1. Продолжить знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого.
  2. Познакомить с историей создания кораблей.
  3. Развивать устную связную речь, познавательные способности.
  4. Воспитывать нравственное отношение к окружающим людям.

Учащиеся должны знать:

  • историю создания кораблей;
  • биографию Л.Н. Толстого.

Учащиеся должны уметь:

  • читать и анализировать текст; отвечать на вопросы учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • работать в микро группах;
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование:

  • учебник;
  • портрет писателя;
  • карточки для словарной работы;
  • для работы в малокомплектных группах карточки с пословицами;
  • компьютерная презентация к уроку.

Технические средства обучения:

  • телевизор;
  • мультимедийный проектор;
  • DVD;
  • компьютер;
  • видеомагнитофон.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

    Проверка готовности к уроку

  2. Проверка домашнего задания.

    - Какое произведение мы изучили на прошлом уроке?
    - Кто автор?

    Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Акула» по рядам.

    - Чему учит это произведение?

  3. Сообщение темы и целей урока.

    - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, изучим рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок».

  4. Подготовительная работа.

    - Давайте вспомним основные биографические моменты из жизни Л.Н. Толстого.
    - События описанные в рассказе «Акула», происходят на корабле. Я подготовила для вас фрагмент фильма, об истории создания корабля.

    Еще в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотиться или сократить путь передвижения. Для этого он использовал обыкновенное дерево. Потом человеку нужно было что-то пе¬ревезти, и он связал несколько деревьев вместе. Так получился первый плот. В каменном веке человек научился пользоваться орудием труда, и тогда при помощи камня он стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка. Но многие народы делали лодки из шкур животных. Первые корабли - небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме. В 5 веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами весел. Корабли с двумя рядами весел назывались биремами, с тремя - триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VII веке в Венеции был создан более быстроходный корабль - галера. Она имела длину 40-50 метров, ширину 6 метров, один ряд весел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме весел имела две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII—XVIII веков.

    (Рассказ сопровождается показом рисунков.)

    - Рассмотрите парусник. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 м, т. е. имели высоту 5—8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.
    - Поднимите руки, кто из вас путешествовал на паруснике или корабле?

    Словарная работа.

    Прежде чем прочитать текст, уточним значение незнакомого слова Аршин – старая русская мера длины.

  5. Работа по теме.

    Первичное чтение.

    -Сели все правильно и приготовились к прослушиванию рассказа.
    -Я для вас приготовила сюрприз. Я буду читать, а текст будет сопровождаться иллюстрированными рисунками. Во время чтения постарайтесь понять, о чем эта быль, и кто её главные герои.

    Беседа после чтения.

    - Понравился рассказ?
    - Назовите главных героев рассказа?
    - Где происходит событие?
    - Какие чувства вы испытали?

    Физкультминутка под музыкальное сопровождение. Песня «Наши капитаны».

    Чтение и анализ произведения.

    Чтение про себя

    Цель: познакомить с содержанием произведения

    Чтение «цепочкой»

    - Прочитаем быль. Читать будем по «цепочке». Постарайтесь прочитать без ошибок. В конце чтения мы назовем тех, кто не допустил ошибок при чтении.
    - Молодцы!

    Анализ произведения по содержанию.

    - Как появилась на корабле обезьяна?
    - Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне?
    - Как вы понимаете фразу «еще больше расходилась»?
    - Как можно сказать другими словами?
    - Найдите в тексте о том, что обезьяна сделала со шляпой?
    - Как повел себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы? Зачитайте.
    - Как дальше разворачивались события?
    - Как вы понимаете фразу «мальчик раззадорился»?
    - Как можно сказать другими словами?
    - Обратите внимание, какие глаголы употребил автор, характеризуя действия мальчика.
    - О чем ему это говорит?
    - Почему мальчик залез на мачту корабля?
    - Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика?
    - В какой момент это произошло? Прочитайте?
    - Что сделал капитан,для спасения мальчика?
    - Как вы думаете, почему капитан заплакал?
    - В каком эпизоде вы переживали за мальчика?
    - Как бы вы поступили, если бы вы оказались на месте мальчика?
    - Какой совет вы бы дали мальчику?
    - Молодцы!

    Закрепление урока.

    - Сейчас мы закрепим материал и поработаем в микро группах. Будем работать с пословицами.
    - Необходимо будет выбрать одну из трех пословиц, предложенных в карточке, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать.
    (Учитель напоминает детям правила работы в группах, уточняет работу ораторов и наблюдателей групп. Уточняется время работы.)
    - Итак, главную мысль произведения Л.Н.Толстого «Прыжок» можно выразить словами русской пословицы «Всё хорошо, что хорошо кончается».

  6. Итог урока.

    - С произведением, какого писателя мы познакомились на уроке?
    - Что нового узнали о кораблях?
    - Какие виды чтения повторили на уроке?

    Выставление оценок.

    Домашнее задание.

    Перечитать текст. Ответьте на вопросы к тексту.