- Продолжить знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого.
- Познакомить с историей создания кораблей.
- Развивать устную связную речь, познавательные способности.
- Воспитывать нравственное отношение к окружающим людям.
Учащиеся должны знать:
- историю создания кораблей;
- биографию Л.Н. Толстого.
Учащиеся должны уметь:
- читать и анализировать текст; отвечать на вопросы учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- работать в микро группах;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование:
- учебник;
- портрет писателя;
- карточки для словарной работы;
- для работы в малокомплектных группах карточки с пословицами;
- компьютерная презентация к уроку.
Технические средства обучения:
- телевизор;
- мультимедийный проектор;
- DVD;
- компьютер;
- видеомагнитофон.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Проверка готовности к уроку
Проверка домашнего задания.
- Какое произведение мы изучили на прошлом уроке?
- Кто автор?Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Акула» по рядам.
- Чему учит это произведение?
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, изучим рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок».
Подготовительная работа.
- Давайте вспомним основные биографические моменты из жизни Л.Н. Толстого.
- События описанные в рассказе «Акула», происходят на корабле. Я подготовила для вас фрагмент фильма, об истории создания корабля.Еще в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотиться или сократить путь передвижения. Для этого он использовал обыкновенное дерево. Потом человеку нужно было что-то пе¬ревезти, и он связал несколько деревьев вместе. Так получился первый плот. В каменном веке человек научился пользоваться орудием труда, и тогда при помощи камня он стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка. Но многие народы делали лодки из шкур животных. Первые корабли - небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме. В 5 веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами весел. Корабли с двумя рядами весел назывались биремами, с тремя - триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VII веке в Венеции был создан более быстроходный корабль - галера. Она имела длину 40-50 метров, ширину 6 метров, один ряд весел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме весел имела две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII—XVIII веков.
(Рассказ сопровождается показом рисунков.)
- Рассмотрите парусник. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 м, т. е. имели высоту 5—8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.
- Поднимите руки, кто из вас путешествовал на паруснике или корабле?Словарная работа.
Прежде чем прочитать текст, уточним значение незнакомого слова Аршин – старая русская мера длины.
Работа по теме.
Первичное чтение.
-Сели все правильно и приготовились к прослушиванию рассказа.
-Я для вас приготовила сюрприз. Я буду читать, а текст будет сопровождаться иллюстрированными рисунками. Во время чтения постарайтесь понять, о чем эта быль, и кто её главные герои.Беседа после чтения.
- Понравился рассказ?
- Назовите главных героев рассказа?
- Где происходит событие?
- Какие чувства вы испытали?Физкультминутка под музыкальное сопровождение. Песня «Наши капитаны».
Чтение и анализ произведения.
Чтение про себя
Цель: познакомить с содержанием произведения
Чтение «цепочкой»
- Прочитаем быль. Читать будем по «цепочке». Постарайтесь прочитать без ошибок. В конце чтения мы назовем тех, кто не допустил ошибок при чтении.
- Молодцы!Анализ произведения по содержанию.
- Как появилась на корабле обезьяна?
- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне?
- Как вы понимаете фразу «еще больше расходилась»?
- Как можно сказать другими словами?
- Найдите в тексте о том, что обезьяна сделала со шляпой?
- Как повел себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы? Зачитайте.
- Как дальше разворачивались события?
- Как вы понимаете фразу «мальчик раззадорился»?
- Как можно сказать другими словами?
- Обратите внимание, какие глаголы употребил автор, характеризуя действия мальчика.
- О чем ему это говорит?
- Почему мальчик залез на мачту корабля?
- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика?
- В какой момент это произошло? Прочитайте?
- Что сделал капитан,для спасения мальчика?
- Как вы думаете, почему капитан заплакал?
- В каком эпизоде вы переживали за мальчика?
- Как бы вы поступили, если бы вы оказались на месте мальчика?
- Какой совет вы бы дали мальчику?
- Молодцы!
Закрепление урока.
- Сейчас мы закрепим материал и поработаем в микро группах. Будем работать с пословицами.
- Необходимо будет выбрать одну из трех пословиц, предложенных в карточке, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать.
(Учитель напоминает детям правила работы в группах, уточняет работу ораторов и наблюдателей групп. Уточняется время работы.)
- Итак, главную мысль произведения Л.Н.Толстого «Прыжок» можно выразить словами русской пословицы «Всё хорошо, что хорошо кончается».Итог урока.
- С произведением, какого писателя мы познакомились на уроке?
- Что нового узнали о кораблях?
- Какие виды чтения повторили на уроке?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Перечитать текст. Ответьте на вопросы к тексту.