Открытый урок по русскому языку в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Обобщить знания об именах прилагательных, их связи с именами существительными;
  2. Формировать умение правильно употреблять существительные и прилагательные в речи;
  3. Развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: памятки по работе с компьютером, тесты, карточки для работы в парах, загадки, диски на компьютер с заданиями.

Ход урока.

1. Словарная работа:

Учитель читает загадки, учащиеся пишут в тетрадь отгадки.

В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (лиса)

Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нём. (собака)

Голодная мычит, сытая жуёт.
Всем ребятам молоко даёт.(корова)

Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц)

Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)

Не часы, а время сказывает. (петух).

Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь кружат двадцать пар,
И кричат «Кар – кар». (ворона)

Птичка - невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок. (воробей)
Я землю копала – ничуть не устала,
А кто меной копал, тот и устал. (лопата)

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко. (машина)

- Прочитайте, какие слова записали.

-Сделайте самопроверку по учебнику.

- У кого нет ошибок, у кого одна, две ошибки?

-Дома повторяйте слова.

- А на какое правило данные слова?

Приведите пример.

2. Актуализация темы:

Учитель читает занимательный материал.

Лодка плавно скользила по поверхности моря. А на горизонте уже показалась земля.

Как только лодка причалила к берегу, начались настоящие чудеса. Подошёл огромного роста, похожий на вопросительный знак странник. Звали его на самом деле Вопросительный. Он сразу же потребовал пароль. КАКОЙ? ЧЕЙ?

Вопросительный расплылся в улыбке и пригласил путешественников сойти на берег. Они смело шагнули вперёд и остановились от неожиданности. Навстречу им скользнуло по песку что-то странное.

- Привет! – сказало это что-то.

- Меня зовут Красный. А это мой брат Синий.

  • О какой части речи шла речь?
  • Что вы о ней знаете?
  • Какая тема нашего урока?
  • Какую поставим цель?

Итак, тема урока: обобщение знаний об именах прилагательных.

В конце урока постараемся ответить на следующие вопросы:

  • Что такое имя прилагательное?
  • Что оно обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Каким членом предложения является?
  • Как изменяется?
  • От чего зависят морфологические признаки прилагательного?

Приведи пример.

3. Повторение материала:

На доске предложение:

Скачут (по)з…ленным доро…кам кр…кливые вор…бьи.

  • Запишите предложение. Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их.
  • Найдите имя прилагательное.
  • Почему вы так решили?
  • Определите число.
  • Какие ещё признаки морфологические вы можете определить?
  • Почему?
  • Сделайте вывод.

ФИЗМИНУТКА

4. Закрепление материала:

- У вас на столах лежат карточки. Подпишите их.

- Первый ряд в парах начинает с ними работать, а второй ряд садится за компьютеры. Не забудьте взять свои памятки и карточки с заданиями.

(карточки с заданиями дифференцированные, исходя из знаний и умений учащихся)

1-я карточка

  1. Найди прилагательное.
  2. Найди в предложении прилагательное.
  3. Подбери подходящее по смыслу прилагательное.

2-я  карточка

  1. Есть ли среди слов имена прилагательные.
  2. Определи у прилагательного род и число.
  3. Определи у прилагательного падеж.

В это время часть учащихся работает по карточкам в парах со следующими заданиями:

1. Вставь пропущенные буквы. У прилагательных выдели окончание, род, число.

Уд…влённ….. состояние, ч…десн…… настроение, изумительн…… игрушка, чудесн…… песенка, т…жёл…… лопата, малинов…… варенье, робк…… зайчонок.

2. Вставь окончание и пропущенные орфограммы. Укажи род имён прилагательных.

Быстр….. ручей звонко журч…л (в) зарослях черёмухи. Но вот он выб…жал на широк…… луг. Забл…стела на утреннем солнце в…да. На поверхности в…ды вес…ло закачались бел…… кувшинки.

После выполнения работ, учащиеся отмечают количество ошибок при работе за компьютером на карточках. Происходит смена состава, т.е. ученики меняются рабочими местами. Во время самостоятельной работы учитель оказывает помощь всем тем, кто в ней нуждается. Карточки по истечению времени сдаются учителю на проверку.

5. Итог урока:

-Давайте подведём итог урок и ответим на вопросы, которые прозвучали в начале урока.

-А теперь вы покажите свои знания при выполнении теста. (работа в два уровня)

Учащиеся выполняют тестовые упражнения и сдают работы на проверку учителю.

6. Домашнее задание:

- Выписать из художественной литературы семь словосочетаний прилагательного + существительного. Определить у прилагательного окончание, число, род, падеж.