Проблемное обучение как средство формирования межпредметных компетенций выпускника

Разделы: Математика


Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
    1. Сущность проблемного обучения
    2. Методы проблемного обучения
    3. Роль проблемного обучения в формировании ключевых компетенций выпускника
  3. Заключение
  4. Список литературы
  5. Приложения

I. Введение

Цель работы: возможности проблемного обучения как средства формирования межпредметных компетенций выпускника.

Задачи:

  • выявить сущность проблемного обучения, изучив психолого-педагогическую литературу по этой теме;
  • показать целесообразность использования проблемного обучения на уроках для формирования ключевых компетенций выпускника;

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования (модель 2020) является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

Современное образование должно стать ориентированным на формирование у школьников таких общих межпредметных компетенций (умений), как «математическая грамотность», «компетентность чтения» и «решение проблем». Основопологающим здесь является умение ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы. [1]

Научить ребёнка решать жизненные задачи путём одностороннего изучения готовой информации невозможно. Поэтому способов учения, обращённых к репродуктивному мышлению, вниманию и памяти недостаточно. Необходимы способы, побуждающие учащегося к непосредственному познанию действительности, к самостоятельному разрешению теоретических проблем. Одним из таких способов является проблемное преподавание.

II. Основная часть

1. Сущность проблемного обучения

Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения.

Т.В.Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. [4]

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя.

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей.

А.М.Матюшкин характеризует проблемную ситуацию , как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». [6]

Решение учащимися проблемы, пишет польский дидакт В.Оконь, имеет огромное преимущество перед простым заучиванием готовой информации. Преимущество заключается в том, что при решении проблемы учащийся активно мыслит. А это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума – умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы. [8]

2. Методы проблемного обучения

Монологический метод обучения

Признаки: наличие вербального изложения учителем учебного материала, описательное объяснение фактов и т.п., спорадическое возникновение проблемных ситуаций.

Основные функции:

  • передача учащимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, правил и положений; 
  • организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний;
  • совершенствование репродуктивного мышления.

Применение: монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др. Этот метод предполагает деятельность учащихся копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр.

Показательный метод обучения

Признаки: 

  • показывается логика решения научной проблемы ученым или решение нравственных проблем писателем; 
  • показывается образец доказательства, рассуждений, путь поиска истины; 
  • показываются способы решения практической проблемы.

Функции: 

  • формирование у учащихся понятия о логике и способах решения научной или практической проблемы, 
  • формирование представлений о способах творческой деятельности.

Способы применения:в форме рассказа (лекции) с показом логики открытия, решения научной или практической проблемы, показом конструирования способа действий, сопровождаемым демонстрацией опытов, диа- и видеофильмов.

Диалогический метод

Основные признаки: изложение учебного материала идет в форме сообщающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы по известному учащимся материалу.

Учитель может также создать проблемную ситуацию, поставить ряд проблемных вопросов, но в этом случае сущность новых понятий и способов действий объясняет учитель.

Основные функции: 

  • раскрытие новых понятий и способов учебной деятельности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; 
  • активизация познавательного общения и побуждение учащихся к умственной или практической деятельности, 
  • формирование у них умений речевого общения и самостоятельной деятельности;
  • обучение их способам коллективной мыслительной деятельности.

Эвристический метод

Основные признаки: 

  • организация учителем изучения учебного материала в форме эвристической беседы; 
  • постановка проблемных вопросов; 
  • решение познавательных задач; 
  • учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с помощью учителя.

Основные функции: 

  • самостоятельное усвоение знаний и способов действий; 
  • развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; 
  • видение новых признаков изучаемого объекта; 
  • преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых); 
  • развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений; 
  • обучение учащихся приемам активного познавательного общения; 
  • развитие мотивации учения, мотивации достижения.

Исследовательский метод

Основные признаки: преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т.д.)

Основные функции: 

  • формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, 
  • самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, 
  • стимулирование появления у учащихся новых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.

Алгоритмический метод

Основные признаки: 

  • устное инструктирование учащихся; 
  • показ образца действия и алгоритма (совокупности правил и предписаний) его выполнения; 
  • наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуации, когда алгоритмы разрабатывают сами учащиеся.

Основные функции: 

  • формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструкциям; 
  • формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности.

Применяя алгоритмический метод обучения, преподаватель имеет возможность показать учащимся готовые образцы действий, он дает предписания, учит их алгоритмам действий, учит самостоятельно составлять их, формирует умения и навыки практической исполнительской деятельности (самостоятельное ее планирование, коррекция, контроль, разработка алгоритмов).

Программированный метод

Основные признаки: машинное и безмашинное программирование учебного материала с постановкой вопросов и заданий учащимся для самостоятельного усвоения знаний и способов действий.

Основные функции: 

  • управление с помощью ППС (программных педагогических средств) и ТСО учебной деятельностью; 
  • обучение навыкам самоконтроля; 
  • обучение навыкам работы с компьютером; 
  • составление обучающих и других программ для компьютера;
  • развитие индивидуальных способностей.

Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать особым подходом к организации обучения, проявляющимся прежде всего в характере организации познавательной деятельности обучаемых.

Проблемное обучение целесообразно применять когда:

  1. Содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий.
  2. Ученики подготовлены к проблемному изучению темы.
  3. Ученики решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу.
  4. У учителя есть время для проблемного изучения темы.
  5. Учитель хорошо владеет соответствующими методами обучения.

3. Роль проблемного обучения в формировании ключевых компетенций выпускника

Стратегия модернизации образования в российской федерации предполагает, что в основу обновления содержания общего образования будут положены « ключевые компетентности»: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

Ключевые компетенции можно охарактеризовать как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.

Рассмотрим основные виды ключевых компетенций и возможности их формирования при использовании методов проблемного обучения. (Приложение 1)

В таблице представлены ключевые компетенции выпускника [3] и их характеристики [2] , а также проанализированы виды деятельности ученика в процессе проблемного обучения, способствующие их формированию.

Проведённый анализ позволяет сделать вывод о целесообразности применения проблемного обучения, как формы организации учебного процесса, способствующей развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся:

  1. Умение решать проблемы.
  2. Умение работать в команде.
  3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.
  4. Умение критически относиться к проблемам.
  5. Умение работать с информацией.
  6. Умение ставить цели и определять задачи.

По каким же результатам можно судить об эффективности применения того или иного метода в процессе формирования компетенций?

Единой системы квалификации надпредметных учебных результатов в образовании нет, как нет и устоявшихся критериев, по которым можно было бы определить, в какой степени ученик освоил ту или иную компетенцию.

На сегодняшний день практически единственный показатель успешности обучения и формирования ОУУН (общих учебных умений и навыков) - это качество и успеваемость.

III. Заключение

Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.

На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения, по сути, сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм – проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения. Проблемное обучение может являться первым, подготовительным этапом проектной деятельности.

Литература

  1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании - М.:НОУ Центр «Педагогический поиск». Научно-практический журнал для администрации школ. Управление современной школой. Завуч. 2008, №1.- 144с.
  2. Зимняя И. А. Компетентность человека – новое качество результата образования. http://www.bigpi.biysk.ru/wwwsite/source/no/barnaul/material-barnaul/aktual-vopros/2-3/kniga_2/knig_2.doc
  3. Кудрявцева Н. Г. Проектная деятельность учащихся -М.: Информационный центр «Ресурсы образования». Справочник заместителя директора школы. 2008, №8-110с.
  4. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80с.
  5. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64с.
  6. Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения. — М.: «Просвещение», 1968. -203с.
  7. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240с.
  8. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — 208с.