Урок русского языка с использованием ИКТ. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • ознакомление с особенностями глаголов в неопределенной форме;
  • развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?
  • развивать речь, мышление.

Оборудование: компьютер, карточки для самостоятельной работы.

Приложение

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение целей урока.

На мониторе компьютера отрывок из стихотворения Н. Найденовой:

Кто научит рисовать,
Строить, шить и вышивать,
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок?

– Найдите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Определите время, число. (Можно определить только у глаголов научит, прочитает)

– Сегодня вы узнаете, как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число.

2. Минутка чистописания.

– Что общего в написании глаголов, у которых нельзя определить время и число? (конец слова ть)

– Пропишите 1 строчку.

3. Словарно-орфографическая работа.

На мониторе пословицы:

Лучше потерять якорь, чем весь к_рабль.

Б_льшому к_раблю – б_льшое плавание.

Даже б_льшой к_рабль может зат_нуть от маленькой течи.

– Поставьте гласные на место, подбирая проверочные слова.

– К какому слову не смогли подобрать проверочное слово? (Корабль.)

– Почему? (Словарное слово.)

– Подберите однокоренные слова. (Кораблик, корабельный.)

– Запишите однокоренные слова, выделите корень.

– Раскройте значение этих пословиц.

– Запишите пословицы в тетрадь, в словарном слове подчеркните гласную, написание которой нужно запомнить.

4.Физкультминутка для глаз.

5. Работа по теме урока.

а) – Найдите в пословицах глаголы. (Потерять, затонуть.)

– Задайте вопрос к глаголам. (Что сделать?)

– Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?

Вывод: Форма глагола, которая не указывает на время и число, называется неопределенной формой глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на ть, ти.

На мониторе:

Неопределенная форма

что делать? что сделать?

ть (ти)

б) Работа по учебнику. Чтение вывода на странице 180.

Упражнение 411.

6. Физкультминутка.

в) Развитие умений.

Упражнение “Четвертый лишний” (устно)

На мониторе две группы слов. В каждой группе есть “лишнее” слово. Надо найти его и обосновать свой ответ.

рассказать думать

гулять понимать

придумать читать

нарисовать подсказать

(В первом столбике лишнее слово гулять, т.к. остальные слова отвечают на вопрос что сделать? Во втором столбике лишнее слово подсказать, т.к. остальные слова отвечают на вопрос что делать?)

– Придумайте предложение с любым глаголом и новым словарным словом. Запишите в тетрадь. (Миша начал читать книгу о космических кораблях.)

7. Самостоятельная работа на карточках.

Образовать глаголы с подходящей по смыслу приставкой.

Образец: Звонить – позвонить

Шептать, тянуть, смотреть, варить, катать, лечить, держать.

Звуко-буквенный разбор глагола варить (дополнительно)

8. Итог урока.

– На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

– На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

– Указывает ли на время неопределенная форма глагола?

– Изменяется ли по числам неопределенная форма глагола?

9. Домашнее задание.

Спасибо за работу!

Приложение

Материал на мониторе компьютера для урока русского языка

Кто научит рисовать,
Строить, шить и вышивать,
Усадив ребят в кружок
Прочитает им стишок?

– Найдите глаголы.

Лучше потерять якорь, чем весь к_рабль.

Б_льшому к_раблю – б_льшое плавание.

Даже б_льшой к_рабль может зат_нуть от маленькой течи.

– Вставь пропущенные гласные на место, подбирая проверочные слова.

Вывод:

Литература:

  1. Журнал “Начальная школа плюс до и после”. № 7, 2007 г.
  2. Методические разработки уроков по русскому языку. 4-й класс. Т.Г. Рамзаева. М., Дрофа,. 2001 г.