- привлечь внимание учащихся к проблеме письма;
- создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, связанных с написанием письма;
- стимулировать поисковую деятельность учащихся;
- развивать интерес учащихся к эпистолярному жанру, прививать культуру письма;
- воспитывать вдумчивого и размышляющего читателя, способного любить и сострадать.
Замысел занятия
В процессе подготовки учащихся к ЕГЭ цель каждого педагога – научить писать ребенка сочинение.
Вопрос о системе обучения сочинению в школе сложен. В сочинениях детей отражаются особенности их ума, эмоций, характера, уровень общего развития учащихся.
Сочинения, основанные на материалах из жизни, помогают детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самих себя, развивать их мысль и речь, способность доказывать выдвинутые положения, рассуждать. «И если человек научится видеть и слышать, он никогда не скажет пустого рыбьего слова. Все в нем воспротивится стандарту, поверхностному, пустому штампу», - писала Ф. Вигдорова в сборнике «Тарусские страницы» в главе «Глаза пустые и глаза волшебные».
Цель каждого учителя на любом уроке развития речи – «открыть детям глаза на мир», развить их душу, чувство, разум.
Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели урока по содержанию учебного материала.
Дидактическая цель урока формулируется в соответствии с реализацией основных звеньев процесса обучения и определяет тип и структуру урока.
В данной работе предлагается дидактический материал к типу урока актуализации знаний и умений по теме: «Пишите письма…».
Дидактическая цель – создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений; стимулировать поисковую деятельность; развивать интерес учащихся к эпистолярному жанру; прививать культуру письма; воспитывать вдумчивого и размышляющего читателя, способного любить и сострадать.
«Дидактические материалы» могут быть использованы как на уроках русского языка, литературы, так и во внеклассной деятельности по предметам.
Тексты подобраны с учетом их художественных достоинств, а также образовательных и воспитательных возможностей. Источниками служили «Последние письма с фронта» тех, кто отдал жизнь ради победы; использованы материалы журнала «Воспитание школьников» № 1, 2008 года; методические советы журналов «Русский язык в школе»; обобщенный опыт учителей города Кирова и Кировской области, представлены письма учащихся и учителя с уроков русского языка по военной тематике.
Тексты, «Дидактические материалы» можно использовать для диктантов.
Тексты больших объемов предназначены для выборочных диктантов или упражнений с выборкой каких-либо языковых средств.
На уроках по текстам «Дидактических материалов» можно проводить предупредительные, объяснительные, проверочные диктанты и диктанты с комментированным письмом, словарные диктанты.
Используя тексты, учащиеся могут написать свое письмо по номинациям различных конкурсов:
- «Письмо моей семье»;
- «Письмо Президенту»;
- «Письмо другу»;
- «Письмо моему учителю»;
- «Хочу рассказать о своем родном крае»;
- «Письмо ветерану»;
- «Письмо солдату в армию».
При создании «Дидактических материалов» учителем использовались данные словарей разных типов, выдержки текстов современных писателей и публицистов.
Эпистолярный жанр
Памятка.Необходимо соблюдать 12 обязательных правил написания личного письма:
- Обдумать письмо: кому? что? когда? как? зачем? сколько?
- Четко представлять основные три компонента письма:
- Начало: дата в уголке; место, откуда письмо, и форма обращения к адресату.
- Основная часть: сугубо личная информация, просьба, пожелания, вопросы, приветы родным и знакомым.
- Пожелания.
- 3. Общепринятые формы расположения текста:
- Обращение по средине листа.
- Каждый новый пункт пишется с красной строки.
- Дата пишется с левой стороны, подпись – с правой.
- Если обращаетесь в письме на ты, пишете местоимение с маленькой буквы; если обращаетесь на Вы, пишете местоимение с заглавной буквы.
- Существуют этикетные части письма (см. журнал «Русский язык в школе» № 6, 1994 г.)
- Если что-то забыли, то после подписи поставьте Р.S, имя не надо.
- Когда вы пишете письмо, содержание должно быть интересным не только вам, но и читателям.
- Лист бумаги для письма должен быть обычным, белым, внешний вид – аккуратным.
- Конверт должен быть белого цвета (не просветит).
- Как ты будешь писать письмо? (письмо от руки пишется разборчивым почерком, можно напечатать на компьютере, но поздравительные письма, благодарственные письма, соболезнования, пишутся только от руки).
- О чем писать в письмах?
- Выбираете общую тему письма.
- Письма пишем правильным литературным языком, исключая нецензурную брань.
- 12. В письмах можно посылать фото, цветок …, но не деньги.
Этические законы письма
- Нельзя лгать.
- Откровенность.
- Неприкосновенность (не читать чужие письма).
- Право человека распоряжаться своим письмом.
Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку. Помните: адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия.
Фонетика
1 задание.
Разбейте слова «письмовник», «почтальон», «адресат», «адресант», «почтарь» на слоги и для переноса. Нарушаются ли при этом границы между морфемами?
2 задание.
Произведите фонетический разбор выделенных слов в тексте.
Мы говорим, что письмо - это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе.
Словообразование
1 задание.
Написать диктант и расставить ударения.
Словарный диктант.
Эпистолярный жанр, электронная почта, дружеские послания, поздравительная открытка, друг бесценный, записка, здравствуйте, до свидания, циркулярное распоряжение, извещение, подтверждение, рекомендация, просьба, отказ, конверт, адрес, адресат, адресант, штемпель, заштемпелевать, официальные письма, телеграмма-молния, телеграфистка, телетайп, телефонограмма, сургучная печать, постскриптум.
2 задание.
Выпишете из текста существительные, проиллюстрируйте как можно большее число способов словообразования.
А письма
В треугольниках солдатских
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Г. Серебряков
Морфемика и орфография
1 задание.
Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Прокомментируйте орфограммы.
Время всё д..льше отд..ляет нас от тр..гической, славной и г..роической стр..ницы в истории нашей Родины – В..ликой Отечестве..ой во..ны. Но инт..рес к ней не ослаь..вает, наоборот, усил..вается. Ибо наша п..беда не ушла в прошлое. Это ж..вая п..беда, добытая кров..ю и муж..ством нашего народа, обращ..нная в настоящее и будущее. Суровые будни войны освещают письма погибших.
2 задание.
Подберите однокоренные слова к слову письмо и произведите морфемный разбор данных слов.
Ключ к упражнению: Писать, роспись, надпись, письмоносец, выписка, приписка, писулька, записка, переписчик, писарь, опись, запись, расписка, писец, писатель, пропись, описание и другие…
3 Задание.
Произведите морфемный разбор слов: запрос, извещение, напоминание, отказ, рекомендации, просьба, жалоба, приглашение, предложение, конверт, ветеран, воин, послание.
Лексика
1 задание.
Дайте лексическое значение слов: «штамп», «штемпель», «адрес», «адресат», «адресант».
2 задание.
Подберите синонимы к словам: «война», «войны», «победа», «Отечество».
3 Задание.
Подберите слова-ассоциации к слову письмо.
Ключ к упражнению: Письмо – беспредельная радость, внезапная неожиданность, тревога на душе, мучительные сомнения, наша история, вечная память, семейная реликвия, национальная святыня, духовная культура, прекрасная традиция, родительское поучение, мудрое наставление, умение писать, развивающаяся грамотность, исторический документ, неиссякаемое творчество, радужное счастье, голубая мечта, душа народа, тепло рук, характер человека, богатое наследие, живая буква, согревающие строчки, любимое лицо, стук сердца, свежий запах страниц, слезы радости, учащенное сердцебиение, усталый шелест старых писем, узорный почерк, красота дерева Познания.
Фразеологизмы
Задание.
Подберите синонимы к фразеологизмам.
На деревню дедушке. Неизвестно куда. Куда Макар телят не гонял. Далеко. Болтать языком. Много разговаривать. Взять свои слова обратно. Отрекаться от обещанного. Брать слово. Получить обещание. С большой буквы. Настоящий, достойный. Класть на бумагу. Записывать. Марать бумагу. Писать что-то бездарное. Остаться мертвой буквой. Остаться без практического применения. Держать язык за зубами. Молчать, не говорить лишнего. Держать в мыслях. Постоянно помнить. На полуслове. В самом начале или в середине рассказа. Красное словцо. Остроумное, меткое выражение. Слово в слово. Дословно. Давать волю языку. Говорить лишнее. Говорить русским языком. Говорить ясно, понятно.
Морфология
1 Задание.
Выпишите существительные первого, второго, третьего скл.
2 Задание.
Определите разряд прилагательных.
3 задание.
Произведите морфологический разбор существительных: Отчизне, о мужестве.
Письма с фронта – живые свидетели высочайшего патриотизма русского человека, его беззаветной преданности Отчизне, непоколебимой веры в неизбежный разгром врага.
Немного дошло до нас последних весточек погибших из партизанских отрядов, из гитлеровских концлагерей. Но те предсмертные записки, которые чудом нашли адресата и стали известны, порой, через многие годы, ярко свидетельствуют о мужестве и бесстрашии героических людей военного времени.
Синтаксис и пунктуация
1 Задание.
Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложения.
В пятитомнике «Последние письма с фронта» помещены письма тех, кто отдал жизнь ради победы. Это своеобразный памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. Кроме писем, в книгах даются комментарии, очерки о боевом пути фронтовиков, о том, как воплотились в жизнь их мечты, чаяния и думы, то есть прослеживается живая связь времен и поколений.
Обращаясь сегодня к долгим и суровым годам войны, мы многое уточняем, пытаемся познать глубже жизнь. В этом, безусловно, помогут бесценные человеческие документы – письма фронтовиков, партизан и подпольщиков, узников концлагерей.
2 задание.
Продолжите начатые предложения:
- Письмо – это текст, ...
- Письмо – умение ...
- Письмо – система ...
- Письмо – манера ...
Ключ к упражнению:
- Письмо – это написанный текст, посылаемый для какого-либо сообщения, кому-нибудь.
- Письмо – умение писать (учиться письму, искусству письма).
- Письмо – та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи (иероглифическое письмо, славянское письмо).
- Письмо – манера художественного изображения (реалистическое письмо, икона старинного письма).
3 задание.
Вставьте цитаты в предложения с прямой и косвенной речью.
«Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века» (Торнтон Уайлдер)
«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю» (Дэниэл Бурстин)
«Писать – значит читать себя самого» (Макс Фриш)
«В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы» (Георг Лихтенберг)
« В письмах человек обнажает душу» (Мопассан)
«Письма больше, чем воспоминания. На них запеклась кровь событий, это – само прошедшее, как оно было задержанное и нетленное» (А.И. Герцен)
«В моих письмах я не только «учил», но и учился… Мои письма наставительные, но, наставляя, наставлялся и сам…» (Д.С. Лихачев)
Культура речи
1 Задание.
Выпишете ключевые слова и изобразительные средства языка.
… О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя. И хотя письма адресованы родным и близким, узкому кругу лиц, они выражают общее настроение людей, с оружием в руках защищавших честь и свободу нашей Родины, а по существу, обращены к каждому из нас, к нашим сердцам, к нашим мыслям и чувствам. Поэтому и дороги нам эти пропахшие порохом бесценные документы.
Священный долг живущих – сохранить память о тех, кто отдал жизнь за Родину, сохранить и передать ее - нашим детям и внукам, ибо, как говорится в известном стихотворении: «Это нужно не мертвым! Это нужно живым!»
2 задание.
Назовите писателей, поэтов, которые в своем творчестве обращались к письмам.
Ключ к упражнению.
- А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
- Л.Н. Толстой .«Война и мир»
- А.И. Куприн .«Гранатовый браслет»
- Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание», «Бедные люди»
Текст
1 Задание.
Докажите или опровергните тезис «Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические и пунктуационные правила». Составьте и запишите текст-рассуждение.
Безграмотное письмо читать трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой дороге… Грамотное, правильно построенное заявление на четырех больших страницах можно прочесть за несколько минут. Сколько же времени придется разбирать небольшую, но безграмотную расписку!
Писать безграмотно – значить посягать на время людей, которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
2 задание.
Напишите сочинение-миниатюру по данному тексту. Определите тему текста. Укажите ключевые слова. Озаглавьте текст.
Фронтовые письма! Их авторы не считали последними свои обращения к родным и близким. Они верили в победу и в то, что доживут до нее. Фронтовики садились за письма в короткие минуты затишья, накануне смертельных схваток. Посылали последнее «прости» перед казнью, схваченные фашистами патриоты, надеясь, что весточки дойдут до адресата. Писали о самом главном, и можно смело сказать, что это были строки «чистого литья», характеризующие состояние души человека в минуты наивысших испытаний.
Строки фронтовых писем передают атмосферу своего времени горького 41 и радостного 45.
Литература:
- Л. Музиянова. Учимся писать письма. - // Воспитание школьников. - № 1. – 2008г.
- Т.А. Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М.: «Просвещение», - 1997г.
- М.Т. Баранов. «Русский язык» - Справочные материалы, 1999г.
- Г.М. Шипицына и др. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. – М. «Просвещение»,- 1996г.
- Последние письма с фронта. 1941. Сборник. Том 1. - М.: Воениздат, -1991г.
- Из опыта учителей Кировской области (Кулигы Л.Л.)
В записную книжку ученика – Приложение 1.