Информационные технологии на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Обучающая:

  • Познакомить с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения;
  • Актуализировать знания по постановке знаков препинания между однородными членами.

Развивающая:

  • Способствовать развитию внимания, навыков пунктуационной зоркости.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к предмету, любовь к малой родине через введение элементов ИКТ.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.

Форма урока: объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению, самостоятельная работа с электронным учебно-методическим материалом программы “Фраза”.

Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа на компьютере, работа в парах.

Ход урока

1. Организация начала занятия.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

а) Запись числа. (Двадцать второе октября. Классная работа.)
б) Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Однородные члены предложения”. Повторим правило постановки знаков препинания между однородными членами. Но сегодня вас ожидает по этой теме что-то новое. Об этом вы узнаете попозже.

2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Задачи: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, выявление пробелов, представлений и их коррекция.

а) Тренинг:

- Ребята, вы любите осень? Мы с вами сегодня совершим воображаемую прогулку в лес. Закройте глаза. Представьте себе: тишина, только листья шуршат под ногами. Легкий ветерок качает деревья, начинается осенний листопад. Листья падают сверху, кружатся около нас. Мы будем собирать листья.

Вот один листок упал мне на руки. На этом листе задание. Посмотрите все на экран.

б) Актуализация изученного об однородных членах.

- Ребята, вспомните, какие члены предложения называются однородными? Прочитайте вслух утверждения и выберите правильный ответ. (1 ученик читает)
- Какое же утверждение правильное? (1 ученик отвечает)
- Кто согласен поднимите красный листочек?
- Почему?

1)

а) Однородные члены – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения.
б) Однородные члены – это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.
в) Однородные члены – это слова, которые обозначают признаки предметов, предметы, действия предметов.

- Повторим постановку знаков препинания меду однородными членами.

Выберите правильное утверждение.

2)

а) Между однородными членами ставится запятая, если нет союза;

- перед союзами а, но;
- перед повторяющимися союзами;
- перед первым и последующими союзами и, или, если в ряду уже есть однородный член.

б) Запятая не ставится между однородными членами.

(За правильные ответы детям даются листочки. Красный – правильно, зеленый – неполный ответ).

в) Самостоятельная работа.

- Ребята, я и компьютер проверим, как вы усвоили постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. (Самостоятельная работа на компьютере на постановку знаков препинания между однородными членами (компьютерная программа “Фраза” №172 5 класс, 5 человек – на компьютере, 5 человек – за партами))

- Ребята, рядом с компьютером лежат листочки, каждый возьмет листочек красного цвета, если компьютер вас похвалит.

(самостоятельные работы учащихся просматриваются и оцениваются консультантом).

Карточки (5 штук)

Найди ошибку:

Осень расписала красками леса поля, и луга.
Гуси утки журавли потянулись на юг.
Медведь, и ёж готовятся к зимней спячке.

3. Физ. минутка:

а) Группа движений для снятия статического напряжения.

- Представьте, что мы на лесной полянке. А грибов тут видимо-невидимо.

По тропинке леший шел.
На поляне гриб нашел (ходьба на месте)
Раз грибок, два грибок
Вот и целый кузовок (приседания)
Леший охает, устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (подтягивания)
А потом назад прогнулся
И до пола дотянулся.
И налево и направо (повороты туловища)
Повернулся. Вот и славно.
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.

(звучит фонограмма “Листья желтые”)

б) Группа упражнений - для восстановления мозгового кровообращения:

- Повороты головы налево, направо, назад, вперёд (5-6 раз);

в) Упражнение для глаз:

- Закрыть глаза, напрягая глазное яблоко, на счет 1-4,
- Раскрыть глаза, расслабляя мышцы глаз, посмотреть вдаль (5-6 раз).

4. Изучение нового материала.

Задача: обеспечить восприятие, осмысление знаний, первичное запоминание знаний, способов действий.

- Ребята, давайте пройдемся дальше по лесу.
- Еще один листик я подняла, он принес задание. Прочитайте вслух, найдите однородные члены предложения:

Разноцветными огнями: желтыми, красными, коричневыми – загорелась осень.

Повсюду золотая листва: на земле, на траве, на пнях.
Ни дороги, ни тропинок – ничего не видно.

- Почему они являются однородными?
- Найдите слово, с которым связаны однородные члены предложения.

- Со словом огнями связано еще одно слово разноцветными, отвечает на такой же вопрос, это слово обобщает, разъясняет однородные члены предложения. Это обобщающее слово при однородных членах. Обозначается кружком с точкой в центре. (Разбор других предложений.) (учитель выслушивает рассуждения учащихся). Вывод:

- Слова повсюду, ничего, разноцветными – это обобщающие слова.
- Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородным членом ставится двоеточие.
- Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире.
- Если обобщающее слово стоит и перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире.

5. Первичная проверка усвоения знаний.

Задача. Установление осознанности и правильности усвоения нового материала.

- Нужно прочитать правило стр. 58 (вслух).
- Зависит ли постановка знаков препинания от места нахождения обобщающего слова?

Посмотрите на схемы, обобщающее слово обозначается кружком с точкой в центре.

Вывод (учащиеся):

- Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородным членом ставится двоеточие.
- Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире.

- Если обобщающее слово стоит и перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения - тире.

Прежде чем продолжим работу, давайте потренируемся в подборе обобщающих слов.

Замените ряд слов, одним словом.

  1. Барабан, скрипка, баян.
  2. Волк, лиса, медведь.
  3. Квадрат, прямоугольник, пятиугольник.
  4. Спортивные игры.
  5. Фрукты.

6. Первичное закрепление знаний.

Задача: обеспечение усвоения знаний.

Еще один листик я поймала. Листик просит, чтобы вы выполнили упражнение 1 на странице 58 . Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать?

(Поставить знаки препинания)

(за правильные ответы ученики получают листик: красный – за правильный, зеленый – за недостаточно полный ответ):

Откройте учебники на стр. 58 упр.2.

- Один листик упал прямо на страницу вашего учебника.

(1 ученик с объяснением – у доски, остальные – в тетради 1-4 предложение).

7. Контроль и самопроверка знаний.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.

а) Тренировочные упражнения на компьютере.

(Программа “Фраза”)

Нужно расставить знаки препинания в предложениях, где есть обобщающее слово (работа в парах).

б) Творческая работа.

- Ребята мы с вами погуляли по воображаемому лесу. Постарайтесь придумать предложения о лесе, об осени, чтобы в вашем предложении были однородные члены и обобщающие слова. (1 ученик – у доски, остальные в тетради)

Осень расписала все вокруг: леса, луга, поля.
Осень подарки принесла: орехи, яблоки и мед.
Все деревья: осинки, березки, клены – поменяли свои наряды.

А теперь, ребята, я вам открою небольшой секрет: все эти фотографии сделаны у нас в Новотулке. Очень красиво, правда?! У нас много красивых мест, нужно только быть внимательным и любить свой край, чтобы видеть эту красоту.

8. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели урока.

- Что нового узнали на уроке о постановке знаков препинания между однородными членами?
- Выставление отметок.

Рефлексия.

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Посмотрите сколько у вас красных листочков?
- Сколько зеленых?
- Вам понравился урок?
- Если понравился, изобразите осенний листопад.

9. Информация о домашнем задании.

Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способ выполнения.

Правило стр. 58;

Упр. 3 стр. 59 (по заданию учебника, расставить знаки препинания)