Тема: «Правописание слов словаря».
Цели:
- формировать умения видеть орфограммы слов словаря;
- совершенствовать знания о звуках и буквах;
- закрепить понятия большая буква при написании географических названий;
- обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
- развивать интерес к русскому языку, через игровую форму обучения.
Оборудование: Игрушечные ноутбуки для чистописания, орфографический словарь, карточки, магнитофон, мультимедиа.
ХОД УРОКА
1 слайд. Объявление темы и цели урока.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие вокруг света, которое совершим за 45 минут. Будем учиться находить опасные места в словах словаря, объяснять, доказывать их правописание, где возможно. А где нужно использовать «Орфографический словарь» Повторим правописание заглавной буквы в названиях материков.
2 слайд. Карта полушарий.
– Запишем дату нашего полёта. Дети
записывают число в тетрадь, объясняют
орфограммы.
– Все готовы к полёту?
– ДА!
– Полетели!
– Мы подлетаем к материку Африка. Запишем
название материка, объясните все опасные места?
Ученик: Название материка напишу с большой буквы, пишу, диктую. Читаю с ударением. Ударение падает на первый слог, на гласный а, безударный гласный и, окончание а.
3 слайд. Африка.
4 слайд. В тропических степях – саванах Африки обитают травоядные животные: антилопы, жирафы, зебры, слоны.
В магазине заяц был, телевизоры купил.
Сам не может их включить,
Хочет вас он попросить:
Надо букву написать, в телевизоре на пять.
– Откройте ноутбуки и красиво напишите буквы К к и обведите кактусы, раскрасьте кактусы. Дайте характеристику звуку и букве.
Ученик: Буква ка, звук (к) – твёрдый, (к*)
– мягкий, согласный, глухой, парный.
– Почему писали кактусы?
Родина многих кактусов – Африка.
Выставка работ.
– Молодцы ребята! Мы продолжаем наш полёт, подлетаем к материку Австралия. Запишем название материка с большой буквы. Кто объяснит?
5 слайд. Словарная работа. Корзина с овощами.
– Австралийцы нам преподнесли корзину с овощами. Прочитайте и назовите опасные места. Опасные места выделены цветом.
Дети читают и объясняют орфограммы.
Морковь, капуста, горох, помидор, огурец, корзина.
Слова закрываются, дети пишут по памяти.
– Запишите только те слова, которые называют
то, из чего можно приготовить обед.
– Какие слова написали. Проверка слов. Назовите
по карте, какие животные обитают в Австралии?
Ответы детей.
6 слайд. Физкультурная минутка. «До чего же хочется, братцы, на живом жирафе покататься…» Дети делают движения. Показывает учитель.
7 слайд. Мы пролетаем над Тихим
океаном. Посмотрите сколько внизу много воды.
Как самочувствие?
– Мы продолжаем полёт над водой. Прочитаем слова.
Вода, водный, водяной, водолаз, водоросли, водитель.
– Какое слово лишнее?
Д: Водитель. Он водит машину.
– Остальные слова?
– РОДСТВЕННЫЕ.
– Почему?
– ОБЩИЙ КОРЕНЬ, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ.
– Какой общий корень?
– ВОД-
– Какое опасное место в корне слова?
– БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ О.
– Какое слово проверочное?
– ВОДНЫЙ.
– Какую безударную гласную напишем в этом корне?
– БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ О.
– Что нужно сначала сделать, чтобы правильно
написать безударную гласную в родственных
словах?
Д: Чтобы не было сомненья,
Ставьте звук под ударенье!
– Запишите только родственные слова, поставьте
ударение, выделите корень, обозначьте опасное
место.
8 слайд. Наш самолёт совершил
посадку на восточном побережье Южной Америки.
Запись названия материка. В чём различие в
правописании этого названия?
У: Название состоит из двух слов, и они
пишутся с большой буквы.
Дети записывают название материка – Южная Америка с объяснением орфограмм.
– На побережье мы увидели птиц. Что это за
птицы?
Д: Это чайки.
Учитель читает предложения.
Чайка летела над водой. Вдруг она бросилась в воду. Птица схватила рыбу.
– Докажите, что это текст.
Д: Здесь три предложения и они связаны
между собой по смыслу.
– Что узнали нового о чайке?
Д: Чайки питаются рыбой.
– Как можно озаглавить текст, выделив главную
мысль?
Д: Чайка.
9 слайд. Схема помогает доказать, что это текст.
– О ком сообщается в 1 предложении?
Д: О птице чайке.
– Чем питается эта птица?
Д: Рыбой.
– Спишите 1 предложение, подчеркните опасные
места, назовите их.
– А каких животных вы знаете, которым родина
Южная Америка?
Ответы детей.
10 слайд. Нам пора возвращаться домой. На листках сделать звуко-буквенный анализ слова.
Два ученика работают у доски. Проверка.
1 вариант: чайка
2 вариант: птица
– Наш самолёт совершил благополучную посадку в аэропорту посёлка Дактуй.
11 слайд. Подведём итоги.
– Чему учились на уроке?
– Что запомнилось?
– Что нового узнали?
– Где было интересно?