Путешествие вокруг света

Разделы: Начальная школа


Тема: «Правописание слов словаря».

Цели:

  • формировать умения видеть орфограммы слов словаря;
  • совершенствовать знания о звуках и буквах;
  • закрепить понятия большая буква при написании географических названий;
  • обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
  • развивать интерес к русскому языку, через игровую форму обучения.

Оборудование: Игрушечные ноутбуки для чистописания, орфографический словарь, карточки, магнитофон, мультимедиа.

ХОД УРОКА

1 слайд. Объявление темы и цели урока.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие вокруг света, которое совершим за 45 минут. Будем учиться находить опасные места в словах словаря, объяснять, доказывать их правописание, где возможно. А где нужно использовать «Орфографический словарь» Повторим правописание заглавной буквы в названиях материков.

2 слайд. Карта полушарий.

– Запишем дату нашего полёта. Дети записывают число в тетрадь, объясняют орфограммы.
– Все готовы к полёту?
– ДА!
– Полетели!
– Мы подлетаем к материку Африка. Запишем название материка, объясните все опасные места?

Ученик: Название материка напишу с большой буквы, пишу, диктую. Читаю с ударением. Ударение падает на первый слог, на гласный а, безударный гласный и, окончание а.

3 слайд. Африка.

4 слайд. В тропических степях – саванах Африки обитают травоядные животные: антилопы, жирафы, зебры, слоны.

В магазине заяц был, телевизоры купил.
Сам не может их включить,
Хочет вас он попросить:
Надо букву написать, в телевизоре на пять.

– Откройте ноутбуки и красиво напишите буквы К к  и обведите кактусы, раскрасьте кактусы. Дайте характеристику звуку и букве.

Ученик: Буква ка, звук (к) – твёрдый, (к*) – мягкий, согласный, глухой, парный.
– Почему писали кактусы?
Родина многих кактусов – Африка.

Выставка работ.

– Молодцы ребята! Мы продолжаем наш полёт, подлетаем к материку Австралия. Запишем название материка с большой буквы. Кто объяснит?

5 слайд. Словарная работа. Корзина с овощами.

– Австралийцы нам преподнесли корзину с овощами. Прочитайте и назовите опасные места. Опасные места выделены цветом.

Дети читают и объясняют орфограммы.

Морковь, капуста, горох, помидор, огурец, корзина.

Слова закрываются, дети пишут по памяти.

– Запишите только те слова, которые называют то, из чего можно приготовить обед.
– Какие слова написали. Проверка слов. Назовите по карте, какие животные обитают в Австралии?

Ответы детей.

6 слайд. Физкультурная минутка. «До чего же хочется, братцы, на живом жирафе покататься…» Дети делают движения. Показывает учитель.

7 слайд. Мы пролетаем над Тихим океаном. Посмотрите сколько внизу много  воды. Как самочувствие?
– Мы продолжаем полёт над водой. Прочитаем слова.

Вода, водный, водяной, водолаз, водоросли, водитель.

– Какое слово лишнее?
Д: Водитель. Он водит машину.
– Остальные слова?
– РОДСТВЕННЫЕ.
– Почему?
– ОБЩИЙ КОРЕНЬ, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ.
– Какой общий корень?
– ВОД-
– Какое опасное место в корне слова?
– БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ О.
– Какое слово проверочное?
– ВОДНЫЙ.
– Какую безударную гласную напишем в этом корне?
– БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ О.
– Что нужно сначала сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в родственных словах?
Д: Чтобы не было сомненья,
Ставьте звук под ударенье!
– Запишите только родственные слова, поставьте ударение, выделите корень, обозначьте опасное место.

8 слайд. Наш самолёт совершил посадку на восточном побережье Южной Америки. Запись названия материка. В чём различие в правописании этого названия?
У: Название состоит из двух слов, и они пишутся с большой буквы.

Дети записывают  название материка – Южная Америка с объяснением орфограмм.

– На побережье мы увидели птиц. Что это за птицы?
Д: Это чайки.

Учитель читает предложения.

Чайка летела над водой. Вдруг она бросилась в воду. Птица схватила рыбу.

– Докажите, что это текст.
Д: Здесь три предложения и они связаны между собой по смыслу.
– Что узнали нового о чайке?
Д: Чайки питаются рыбой.
– Как можно озаглавить текст, выделив главную мысль?
Д: Чайка.

9 слайд. Схема помогает доказать, что это текст.

– О ком сообщается в 1 предложении?
Д: О птице чайке.
– Чем питается эта птица?
Д: Рыбой.
– Спишите 1 предложение, подчеркните опасные места, назовите их.
– А каких животных вы знаете, которым родина Южная Америка?

Ответы детей.

10 слайд. Нам пора возвращаться домой. На листках сделать звуко-буквенный анализ слова.

Два ученика работают у доски. Проверка.

1 вариант:   чайка
2 вариант:   птица

– Наш самолёт совершил благополучную посадку в аэропорту посёлка Дактуй.

11 слайд. Подведём итоги.

– Чему учились на уроке?
– Что запомнилось?
– Что нового узнали?
– Где было интересно?

Приложение 1

Приложение 2