Воспитание грамотного читателя

Разделы: Начальная школа


Цель: ознакомить коллег с опытом работы по воспитанию грамотного читателя.

Задачи:

  • Показать приёмы работы с текстом.
  • Поделиться своими наработками.

Какой предмет в курсе начальной школы вы бы назвали главным? Мне думается, что все в один голос объявят: «Они все главные!» И будут правы. Математика учит осмысливать окружающий мир количественно. Задача русского языка в том, чтобы научить ребёнка пользоваться родным языком для передачи любой информации грамотно с точки зрения орфографической и речевой культуры. На уроках окружающего мира дети должны осознать себя частью огромного и удивительно разнообразного в своих проявлениях мира природы, полюбить его и научиться уважать. Ну а тот, кто не научился бегло читать в начальной школе, вряд ли может рассчитывать на большие успехи в среднем звене. Итак, предметы всякие нужны, предметы всякие важны!

Однако в качестве контроля за знаниями, учащихся по математике и русскому языку регулярно проводятся самостоятельные и контрольные работы, дети пишут диктанты, изложения, сочинения. Что касается чтения, то тут всё ограничивается проверкой техники, которая осуществляется один раз в четверть. Сам по себе этот критерий, несомненно, является главным показателем сформированности навыка чтения, но стоит ли ограничиваться только им? Разве нельзя построить уроки по литературному чтению так, чтобы дети отчётливо представляли себе цель своих занятий: усвоить определённый запас знаний, которые они смогут потом показать в ходе проверочной работы. В таком случае встаёт вопрос: а что можно считать знаниями в литературном чтении для начальных классов?

В программе 1 – 4-х классов общеобразовательной школы, составленной Р.Н.Бунеевым и Е.В.Бунеевой, говорится о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование функционально грамотных людей.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформированная душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания текста и одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере её совершенствования всё больше места на уроках занимает работа с текстом, формирование приёмов понимания прочитанного на уровне смысла.

В учебной работе актуальность проблемы понимания особенно велика. О ней говорят в школе учителя старших классов, сетуя на то, что многие школьники не владеют приёмами работы с книгой и поэтому не справляются с заданиями по анализу текста.

И я хочу рассказать о том, как я работаю с текстом и почему мои учащиеся, переходя в 5 класс, не испытывают никаких трудностей при работе с литературными произведениями.
Дети имеют определённые навыки литературоведческого анализа. Они свободно пересказывают сюжет, умеют определять основную мысль текста, его тему, дают более подробную характеристику героев, не основываясь на определениях «плохой» – «хороший».

Для этого у них имеется специальный список слов, обозначающих различные черты характера человека, который постоянно пополняется новыми понятиями.
Кроме этого, они могут оперировать такими терминами как эпитет, олицетворение, сравнение, композиция, наблюдают за особенностями языка художественного произведения, умеют определять значимость пейзажа, портрета героев, интерьера. Дети могут высказывать свою интерпретацию текста, а также аргументированное отношение к прочитанному тексту.

Программа по литературе 5 класса рассчитана на то, что дети имеют определённые знания и навыки их использования.

Кроме того, программа «В мире литературы» Кутузова продолжает начатое в начальной школе путешествие по стране литературных произведений. А программа Коровиной, аналогично программе Р.Н. и Е.В. Бунеевых, имеет тематическую направленность, что тоже позволяет ученикам 5 класса находиться в привычной атмосфере.

Поэтому, по какой бы программе ни работал учитель в 5 классе, любая помогает расширить и углубить знания, полученные в начальной школе по программе «Школа 2100».

Наше ШМО учителей начальных классов тесно работает со ШМО учителей филологического цикла. На совместных заседаниях МО были изучены программы по литературе 4 класса и 5 класса и выработаны единые требования.

Руководствуясь выработанными требованиями и программой «Школы 2100», я продумала и попыталась сформировать «правильный тип читательской деятельности», который обеспечит единый подход к литературным произведениям различного типа на всех уроках чтения.

Для самостоятельного анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения, а также для создания устного или письменного описания запомнившегося литературного героя, для написания отзывов о прочитанных книгах я разработала памятки-опоры, которыми поделилась с учителями филологического цикла – они стали ими пользоваться на своих уроках.

(Памятки-опоры прилагаются. Приложение 1).

Главным спутником путешествия по дорогам книг является внимание к слову, с которого начинается понимание текста.

Не секрет, что многие трудности в обучении начинаются с невнимания к слову. Это может быть незнакомое слово, непонимание которого тормозит работу с текстом. Поэтому, отправляясь в путь по дорогам книг, – говорю я своим ученикам, – необходимо кое-чем запастись. Первое, что мы возьмём с собой, – это внимание к слову. В книгах часто встречаются слова, которые не совсем понятны. Если не обратить внимания на такое слово, то может стать непонятным даже целый рассказ. Что же тогда делать? Иногда сама книга помогает читателю, давая подсказку. Ну а если нет такой подсказки, нужно спрашивать о таких словах у взрослых или самостоятельно отыскивать их в умной книге, которая называется «словарь». Таким образом, происходит знакомство со многими словарями (С.И.Ожегов, В.Даль), и мои дети к 5 классу прекрасно ориентируются по ним. Словарная работа традиционно является важным элементом урока литературного чтения.

У Р.Н. и Е.В. Бунеевых эта работа проходит во время чтения текста, когда учитель сразу же объясняет непонятные слова или просит детей найти объяснение в словаре (он всегда присутствует на уроке).

Понимание текста также зависит и от ключевого слова. Это может быть слово-образ, за которым скрываются важная для понимания информация и секреты красоты текста. Поэтому я прошу детей при самостоятельном чтении текста выделять (подчёркивать) непонятные слова и при этом делаю акцент на то, что каждое непонятное слово – это красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению. А знакомство со «словами-ключиками» я начинаю так:

– Помните ли вы, чем заканчивается сказка о приключениях Буратино? Правильно, с помощью золотого ключика была открыта секретная дверь. Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают секреты текста. Это «слова-ключики».

– Почему они так называются? Да потому, что они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету.

– Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать её помогут «слова-ключики».

Футбол

Сказала тётя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол…
А я ответил:
– Во, футбол. (Г.Сапгир)

«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу: у женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во!

После такой работы дети внимательней вглядываются в каждое слово и отыскивают «слова-ключики», помогающие пониманию.

Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам.

Знакомство с ними я начинаю с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объёмным. Слово-образ – словно кошелёчек с двумя монетками (это сравнение из сказки про Алису в Зазеркалье), когда два образа сливаются в одном предмете или явлении, помогая детям точнее представлять описываемое в тексте, проникать в его глубину – подтекст, понимать позицию автора и т.д.

Естественно, что работа над художественным текстом не может обойтись без разговора о художественных средствах. По мере развития читательского воображения учащихся через обсуждение роли сравнения в создание образов я ввожу термины, называющие художественные средства, что помогает читателю «сблизиться» с текстом. И здесь-то происходит знакомство с кратким словарём литературных терминов, составленным мною.

(Словарь прилагается. Приложение 2).

Своё завершение работа над словом на уроке литературного чтения находит в выразительном чтении произведения и самостоятельном творчестве детей. Выразительность чтения и потребность в литературном творчестве я рассматриваю как один из критериев эффективности работы над пониманием текста.

Завершая разговор о помощи ученику в работе над осмыслением произведения, я хочу обратить внимание на некоторые виды заданий, которые учат выделению важной текстовой информации. Одно из них – постановка к тексту «хорошего вопроса», ответ на который показывает, понимает ли читатель замысел автора. «Хороший вопрос», как правило, задаёт на уроке учитель или учебник. В то же время важно, чтобы такие вопросы учились задавать сами дети. Если для них постановка вопросов к тексту по ходу ведения диалога с ним – привычное дело, то и выполнение подобного задания будет доступно. Ещё один вариант задания – составление по тексту «телеграммы». Суть «телеграммы», как вида передачи информации, – в выделении и очень краткой формулировке главного. В «телеграмме» дорого каждое слово. Составить телеграмму по тексту – значит в одном предложении коротко и точно сформулировать главное в тексте. Это может быть формулировка как фактуальной информации (о чём и что говорится в тексте) так и концептуальной (основная идея). В ходе выполнения этого задания при уточнении формулировки идёт кропотливая, тонкая работа над словом. К выделению концептуальной информации из текста ведёт вся работа над пониманием. Это и вычитывание информации из каждого слова, словосочетания, предложения, и работа по прогнозированию на всех уровнях, и даже постановка задачи выделять главное при каждом взаимодействии с текстом. Пусть не всегда главное будет обсуждаться, анализироваться, но прочитанный текст у грамотного читателя рождает размышления. А искусству мыслить при чтении текста, как мы убедились, необходимо обучать.

Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания. Тут я организую исследовательскую деятельность детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Для этого я использую групповую работу.

Действия учеников в процессе такой работы становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё больше сводится к режиссированию этой активной познавательной деятельности. Но такая работа детей – результат ежедневного труда над формированием правильного типа читательской деятельности, когда учитель работает с произведением до чтения, строя с детьми предположение о содержании по фамилии автора, прочитанным ранее его произведениям, иллюстрациям в учебнике, по заглавию, по месту данного произведения в разделе, в книге на так называемом этапе актуализации знаний; затем, чтобы не нарушать целостности изучаемого материала, дети читают про себя, получая удовольствие от процесса чтения.

К тому же, как хочется узнать, оправдались ли его (личные) предположения по содержанию! И только затем наступает этап медленного чтения и анализа текста, в ходе которого ребёнок должен продумать смысл каждого слова. На этом этапе дети учатся задавать вопросы и находить на них ответы тут же, в тексте, учатся соразмышлять и сопереживать, а также понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который вложил в него автор, чувствовать то, что чувствовали герои произведения.

Это важнейшие условия при работе с текстом на уроках чтения, ведь мы учим ребёнка читать не для нас, а для самого себя. Таким образом, на уроках чтения необходимо уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя – дети реагируют на содержание текста именно при собственном прочтении. Мы сотрудничаем в процессе чтения вслух. Ощутимо желание учеников понять, разобраться, помочь друг другу пополнить свой словарный запас, часто дочитать книгу, главы из которой не «проходились», а именно «читались» на уроке.

На уроках литературоведения мы ведём тетради по чтению, которые помогают детям в работе над текстом. Так в тетрадях учащиеся выполняют следующие задания:

  • проиллюстрировать;
  • составить план: картинный, цитатный, простой;
  • написать характеристику героя;
  • провести сравнение героев. Например: Карлсон/ Электроник
  • написать сочинение;
  • сочинить сказку, стихотворение.

Также в тетрадях мы пишем зрительные диктанты, которые не только развивают память, но и орфографическую зоркость.

(Приложение 3. Фрагмент сборника зрительных диктантов).

Для отработки техники чтения, я использую такой метод, как «Созерцание зелёной точки». (c 3 класса).

(Приложение 4. Метод работы).

С начала работы по учебникам Р.Н. и Е.В. Бунеевых прошло уже 12 лет. Изменилась я сама, изменились мои ученики, многие из которых уже окончили не только начальную школу, но и школу вообще.

Но, приходя через несколько лет в свой первый школьный класс, они всё ещё вспоминают уроки литературоведения. Конечно, не все из них станут «идеальными» читателями, но они научились многому: вчитываться, а значит, всматриваться, вдумываться, вчувствоваться в текст, а затем вбирать и впитывать интересное и нужное и главное – влюбляться в книгу.

Почему так памятны детям уроки литературного чтения? Наверное, потому, что различия в способностях на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Конечно, важно заметить каждого, так как для кого-то достижение – задать вопрос тексту, а для кого-то – создать собственное стихотворение или сочинить сказку. Овладение приёмами понимания текста слабым ученикам позволяет почувствовать своё «могущество» над знаниями «Я могу!», а сильным открывает дорогу к новым вершинам.

Но всего дороже, конечно, тот огонёк сотворчества, который появляется в глазах учителя и ребят на уроках литературного чтения, и удовлетворение от работы, которое бывает тогда, когда ты понимаешь, и тебя понимают.

Предлагаю вашему вниманию в качестве примера урок чтения по теме «Поёт зима, аукает…», разработанный с учётом особенностей современных технологий.

Основная форма работы на нём – групповая. Каждый этап такой совместной деятельности учащихся преследует свои, совершенно определённые цели.

Так, на этапе актуализации знаний, ребята, посовещавшись, приходят к выводу, что и художник, и поэт помогают почувствовать зиму, ощутить её дыхание. На этом этапе развивается умение чувствовать прекрасное, делиться своими ощущениями. Сверстникам бывает намного легче передать свои эмоциональные переживания. Каждый имеет возможность высказаться. Здесь развивается умение слушать собеседника, чувствовать его отношение к изучаемому. Ребёнок пополняет гамму собственных впечатлений за счёт разностороннего взгляда на вопрос.

Затем выдвигается новая проблема: может ли художник слова так передать особенности зимы, что мы её почувствуем в любое другое время года? Вероятно, после медленного чтения и анализа стихотворения каждый ученик ответит для себя на этот вопрос.

Художественное слово вызывает определённые ощущения, и отсюда задание: без слов показать, из каких звуков складывается зимняя картинка, нарисованная в стихотворении С. Есенина «Поёт зима, аукает…» Цель такой работы – проанализировать глубину восприятия произведения и развивать умения создавать некий образ на основе его словесного описания. Подобная деятельность способствует развитию творческого мышления и потребности творчества. Высокий результат данного этапа, несомненно, повлияет на следующий – выразительное чтение стихотворения, итог анализа.

Вот теперь, после такой работы, наступает сложный этап литературоведческого анализа уже не на уровне чувств и эмоций, как во время медленного чтения, а на более научном уровне. Здесь контролируется умение производить простейшую литературоведческую работу с произведением, пользоваться изученной терминологией на стадии практического её применения.

Этап рефлексии даёт чёткий анализ степени разрешения ключевой проблемы урока, позволяет ребятам сделать самостоятельные выводы по изучаемому материалу.
Наступает время обобщения результатов совместного труда.

Как видно, основным на уроке были исследовательско-поисковые методы. Групповая форма работы позволяет учителю быть лишь координатором, направляя детей к самостоятельным умозаключениям. Вместе с содержательной стороной урока групповая форма работы способствует повышению положительной мотивации.

На данном уроке детально проанализировано стихотворение С.Есенина. Дети легче воспринимают стихотворения – картинки. Здесь же нужно было именно вслушаться в каждое слово.

Уровень сложности вопросов и заданий к концу урока возрастает. Рефлексия показала, что урок поставленных целей достиг.

Это лишь примерная форма работы по данной программе. А как реализовать свою фантазию, свой творческий потенциал решает каждый учитель. Главное достичь общей цели – формирование грамотного читателя.