Работа учителя начальных классов по оптимизации адаптации первоклассников

Разделы: Начальная школа


Введение

Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более неадекватным будет это напряжение – либо малым, либо чрезмерным.
Что же такое адаптация? Г.А. Дорофеева [3] говорит: «Адаптация – сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив». Е.А.Панько [4], говоря об адаптации, считает что «это часть сложного, противоречивого динамичного процесса, этап самореализации личности, направленный на присвоение социальных норм и ценностей».
В жизни не только ребенка, но и любого взрослого человека наступают моменты адаптации к чему-либо (т.е. привыкание к изменившимся условиям). Это проблема для любого человека, но мне хочется остановиться на адаптации первоклассников. Работая в школе 17-й год, я знаю как трудно дети привыкают к школе, учителю, коллективу. Надеюсь, что мои наблюдения и опыт работы по данной проблеме помогут учителям в их работе. Я считаю, что эта проблема включает в себя как психологический, так и педагогический аспекты.

Психологический аспект данной проблемы

Учителю начальной школы, обучающему первоклассников. приходится одновременно контролировать и вопросы общения детей друг с другом и с другими взрослыми, и психофизиологическое самочувствие детей, и течение учебного процесса, и многое другое.
Основными критериями адаптированного первоклассника (считает Г.А.Дорофеева [3]) являются:

  • положительное отношение к школе;
  • умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками;
  • адекватное восприятие школьником требований;
  • легкое усвоение учебного материала;
  • проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений;
  • благоприятное статусное положение в классе и др.

Адаптационный период это временной отрезок (условно обозначим его рамками одной учебной четверти – от трех-четырех недель до двух месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка), в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в школе.
Степень тяжести адаптации зависит от многих факторов, среди которых есть такие, которые школа не может устранить:

  • исходные на начало обучения уровни состояния здоровья и развития ребенка, во многом определяющиеся факторами биологического и социального анамнеза;
  • уровень адаптационных возможностей в социальном плане и др.

Но есть и такие факторы, которые возможно регулировать:

  • оптимальный возраст начала обучения каждого ребенка;
  • санитарно-гигиенические и материально-технические условия обучения;
  • режим работы в классе и в группе продленного дня;
  • величина суммарной учебной нагрузки;
  • учет индивидуальных особенностей детей, их самобытности и др.[1]

Данные особенности могут быть учтены, а трудности нейтрализованы через внедрение программы психологической поддержки первоклассников.
В научной литературе сформулирован ряд условий, способствующих адаптации детей к школьному обучению. Среди них – создание материально-технического обеспечения образовательного пространства (Ш.А.Амонашвили, В.А.Петровский и др.); подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов обучения, включая вопрос оценивания первоклассников и использования игры в обучении (Ш.А.Амонашвили, Н.В.Бабкина, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.); сформированность отдельных навыков, необходимых для учения; учет индивидуально-личностных качеств учеников и педагога.

Педагогический аспект проблемы

В первый класс могут быть приняты  дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось 6,5-7 лет. Каждый учитель должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.
Обучение должно строиться с учетом особенностей организации деятельности детей данного года жизни. Особое внимание со стороны учителя требуют первые дни пребывания в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. Тон учителя должен быть доверительным и мягким, не допустим авторитарный тип общения. Учитель должен подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками.
Наиболее напряженным для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей, не уверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей.
Следует учить детей организовывать свою деятельность, планировать свои действия. Необходимо обратить внимание на структуру урока. Она должна быть «дробной», т.е. включать несколько видов деятельности. Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном возрасте. Это, прежде всего, относится к игре. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр- ролевые и дидактические. Особенно в первые недели учебы дидактические игры должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Используя все это, учитель значительно облегчит прохождение адаптационного периода у учащихся.
Для первоклассников адаптация в школе протекает болезненно. Дети своим существом переживают это дисгармоничное время. Проанализировав эту ситуацию, кафедра учителей начальных классов нашей гимназии создала специальную программу на адаптационный период. Программа преследует цели:

  • облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для учащихся;
  • создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителям лучше понять друг друга;
  • создать атмосферу сотрудничества учитель-родитель.

Этапы работы школы

1 этап (апрель-май): «Диагностика школьной зрелости»

Совсем еще недавно родителей не волновала подготовка ребенка к школе. Детям исполнилось семь лет, и они автоматически становились школьниками. Сейчас, обучив заранее своего малыша чтению, письму, счету, они искренне уверены, что их ребенок, бегло читающий и считающий до ста и более, не только готов к обучению, но и уже потенциальный отличник. Возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребенок учиться без затруднений? Проблема готовности становится все более значимой, так как от ее решения зависят человеческие судьбы.

Готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

  • психофизиологический (созревание организма);
  • педагогический (чему научен ребенок);
  • психологический (особенности развития и формирования).

Психологи нашей гимназии подобрали комплекс методик по диагностике школьной зрелости. Кроме этого, по результатам психологического обследования проводится беседа с родителями о степени готовности ребенка, обсуждаются проблемы, которые могут возникнуть при поступлении в школу (обучение ребенка по той или иной программам, рекомендации по консультированию со специалистами).

2 этап (август): «Круглый стол для учителей первых классов»

План работы:

  • Диагностика учителей первых классов.
  • Обмен информацией(учитель-психолог).
  • Анализ прошлого опыта.

3 этап (сентябрь): «Введение в школьную жизнь»

Цель: эмоциональное благополучие как условие успешности любой деятельности.

Для возможности ускорить знакомство первоклассников друг с другом, создания благоприятного климата в классе, стремления работать вместе была разработана программа курса:

День 1: Знакомство. Режим дня.
День 2: Школьные традиции. Мы – одна семья.
День 3: Реакция на реплику. Отработка правил школьной жизни.
День 4: Как можно спорить, а как нельзя.
День 5: Понятно ли мы говорим?
День 6: Различные стороны сотрудничества.
День 7: Групповое взаимодействие. Точка зрения каждого.
День 8: Учимся общаться. Обращение за помощью.
День 9: Выявление межличностных отношений.
День 10: Игра «День рождения класса»

4 этап (октябрь-декабрь): «Изучение социально-психологической адаптации детей к школе»

В результате проведенных исследований составляется отчет.
Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Так исследования 2007-2008 учебного года в гимназии показали, что к концу 1 полугодия адаптируются к условиям школьной жизни 69% детей, а у 31% прошла к этому времени неполная адаптация, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Из них у 8% детей социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Поэтому в период адаптации должно быть тесное сотрудничество учителя-психолога-родителя. Их совместные усилия должны быть направлены на то, чтобы этот период прошел как можно быстрее и более безболезненно для ребенка.

Литература

  1.  Безруких М., Ефремова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? – М.: Семья и школа, 1995.
  2. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема (Новые ценности образования №3, 1996), М.: Институт педагогических инноваций.
  3. Дорофеева Г.А.Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению (Начальная школа плюс, минус. – № 2, 2001)
  4. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. –М.: Просвещение, 1988.
  5. Официальные документы в образовании – 2002 – № 6.