Диалог-беседа "О девичьей гордости и женском достоинстве"

Разделы: Классное руководство


Люблю, но реже говорю об этом,
Люблю людей, но не для многих глаз,
Торгует чувством тот, кто перед светом,
Всю душу выставляет напоказ.

В. Шекспир.

Пояснительная записка

Большее влияние на формирование нравственных ценностей девушек оказывает кино, радио, периодическая печать. Эффективность их воздействия значительно повышается при условии, когда просмотр кинофильмов, телепередач, прочитанных статей завершается беседой, обсуждением увиденного и услышанного. Это помогает девушкам лучше разобраться в сложных жизненных проблемах. Такие беседы предоставляют возможность старшеклассникам высказать свою точку зрения, получить подтверждение правильности своих позиций, поспорить, рассеять заблуждения, выслушать мнения одноклассниц. Психологи отмечают, что для старшеклассников последнее имеет очень важное значение, так как утверждение своего «я» идёт через призму «я» коллективного и мнение товарищей, особенно пользующиеся авторитетом, является решающим. Поэтому педагоги всё чаще стремятся внести определённые коррективы в половое воспитание учащихся, конкретизировать свои рекомендации, выявить наиболее актуальные проблемы.
Данное внеклассное мероприятие построено в форме беседы.

Цель: cформировать определённую модель поведения старшеклассниц.

Задачи:

  • Познакомить учениц с некоторыми аспектами нравственно-психологической стороны семейных отношений.
  • Формировать умение самостоятельно анализировать проблемные ситуации, которые будут возникать в семейной жизни.
  • Способствовать воспитанию в личности девушки таких качеств, как: тактичность, чуткость, верность, преданность, чувство долга перед семьёй и любимым.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Вступительное слово

Классный руководитель. Здравствуйте дорогие девушки! Вы решили принять участие нашем диалоге, значит вам не безразлична это тема. В нашем с вам разговоре примет участие психолог школы – Плеханова Татьяна Ивановна. Она поможет нам избавиться от комплексов, обрести уверенность в себе. Девиз нашего мероприятия: « Будь такой, какая вы есть, любите себя и относитесь с уважением к своим чувствам и эмоциям, но не позволяйте себе опуститься в пропасть «негативности», научитесь смотреть на людей как на своих доброжелательных учителей, каждый из которых может преподать вам полезный урок».
Идеалы женственности постоянно менялись. Если в XIX веке женщина должна была быть нежной, красивой, ласковой и, главное, зависимой, позволяя мужчине быть её властелином, то теперь женственность не в слабости и наивности, а в духовной силе – развитом разуме и чувстве, тонко и изящно переплетающихся с женской нежностью. В женском самосознании сегодня появились новые черты: женщина должна быть образованной, энергичной, что раньше являлось естественной привилегией мужчин.
В настоящее время процесс освоения социальных ролей мужчины и женщины происходит не в пространстве абстрактного «урока по усвоению», а в реальном социуме. Юноши и девушки входят в мир человеческих взаимоотношений, стремятся занять в нём значимое положение, они задумываются над тем, какие качества личности способствуют достижения успеха в обществе. К сожалению, в современном мире стремление занять достойное место заставляет девочек пользоваться средствами, противоречащими женской природе: желание проявить решительность, способность постоять за себя оборачивается грубостью в интонациях, манере поведения, использованием ненормативной лексики; самостоятельность и независимость – курением, употреблением алкоголя, наркотиков и т. д. В итоге: женственность = сексуальность = вульгарность; мягкость = уступчивость = доступность; доброта = эмпатия = готовность прощать грубость, хамство, цинизм.
Что нам может сказать по этому поводу психолог?

Психолог. А бы хотела начать беседу с небольшого отрывка из книги Барбары де Анджелис (автора популярных бестселлеров по проблемам женской психологии) «Секреты о жизни, которые должна знать каждая женщина»: …Как-то раз знакомые моей духовной наставницы привели к ней на консультацию мужчину, который с гордостью заявил, что только что прошёл курс йоги в Индии. «Йог сказал мне, что он знает магическое заклинание, - сказал мужчина, - и стоит лишь его произнести, как я буду свободен от своей кармы, от всех проблем и препятствий. И он произнёс это заклинание, и теперь в моей жизни больше не будет проблем!». Услышав это, моя наставница в глубине души воскликнула: «Какое счастье, что со мной не случилось ничего подобного! Как можно научиться состраданию, и любви, и терпению, и вере, если в жизни не будет проблем?» …
Разве это не прекрасно – быть благодарным за все испытания и трудности, посылаемые нам жизнью? Ведь они – всего лишь возможность развития, духовного роста. Проблемы – неотемлимая часть жизни. Это наши величайшие учителя.

Классный руководитель. Сейчас дорогие девушки давайте попробуем решить несколько проблемных ситуаций:

1. Размолвка со свекровью (по поводу хозяйственных дел).
2. Конфликт с супругом (на почве ревности).
3. Ребёнок заболел.

Классный руководитель. Все жизненные трудности – это урок. Относитесь к ним с пониманием и учитесь на них. Мы развиваемся, лишь борясь с трудностями. В спокойные времена развиваться сложнее.

Психолог. Учитесь уважать препятствия. Препятствия – это не враги, которых надо победить, это наши друзья по несчастью, принесшие вам дары мудрости и понимания. Относясь к этим дарам с предубеждением, вы лишаете себя тех сокровищ, которые могли бы обрести.

Классный руководитель. Продолжая наш разговор, я предлагаю вам обсудить несколько ситуационных задач из «жизни»:

«Итак, нас двое – я и моя подружка. Подружку зовут Галя, а меня Марина. Нам по 18 лет, обе учимся в университете. Родители наши почтенные, довольно известные в городе люди. Одном словом, мы обе из интеллигентных семей, у нас работающие, деловые папы и милые, добрые мамы.
А вот на другом фронте – нашей с Галиной личной жизни – наметились серьёзные осложнения. Дело в том, что у нас с Галиной идёт соревнование: у кого больше любовников? Ещё проще говоря: у кого больше интимных связей с мужчинами? Недавно для смеха подсчитали: у меня – десять, у неё – двенадцать. Она меня переплюнула!
Почти с половиной из этих любовников мы были знакомы в течение нескольких часов. Схема такая: встреча – вечер в ресторане – ночь… Родителям врём: она – что ночует у меня, я – у неё. Недавно обе мы сделали аборт. Думаете, переживали? Ничуть! Решили, что это приключение, – будет что вспомнить. Вы скажите: вот две неплохие, в общем, девочки, а ведут себя низко, распущенно. Но мы-то не считаем себя ни низкими, ни распущенными. Мы – хоть вам это после всего вышесказанного и покажется странным – ищем любовь…»

– Ваш ответ девушкам? _____________________________________

Классный руководитель. Эротическая любовь – это страстное желание полного слияния, соединения с одним человеком. Это желание по самой своей природе избирательно, а не всеобщее… Она может быть подлинна лишь в том случае, если это любовь ко всему человечеству, ко всему живому в лице одного человека. Эротическая любовь исключает любовь к другим только в смысле физической близости, но не в смысле братской любви.

«Сначала он ходил с ней, с Олей, а потом они расстались, и Валера стал ходить со мной. Но потом мы узнали, что у неё, у Оли, будет ребёнок. Я и мои подруги – мы её теперь ненавидим. В таком возрасте родить ребёнка – какой стыд! Валера сказал, что останется предан мне, но ему жалко ребёнка… Что же мне теперь делать? Помогите разобраться», - пишет девятиклассница».

– Что вы ответите этой девушке? _______________________________________

Классный руководитель. Анализируя данную ситуацию, я хочу процитировать стихи Шекспира:

Любовь способна низкое прощать,
И в доблести пороки превращать,
И не глазами – сердцем выбирать:
За от её слепой изображают.

«Я студентка третьего курса, отказываюсь от своего сына и от всех прав на него, ввиду сложного положения со временем и невозможностью успешно продолжать учёбу, одновременно воспитывая ребёнка. Его отец – студент… С моим отказом согласен».
«Я – учащаяся… училища, мне 15,5 лет, отказываюсь от своего ребёнка». Ниже следует документ об отказе от внука родителей этой «матери».
– Как избежать подобного? Ваше отношение к «дочкам-матерям»? Что вы можете сказать о «матерях-кукушках»? _______________________________________

Классный руководитель. Материнская любовь! Это безусловное утверждение жизни ребёнка, его потребностей. Однако утверждение жизни ребёнка имеет две стороны. Одна из них – это забота и ответственность. Другая идёт дальше простого сохранения. Это установка, которая прививает ребёнку любовь к жизни, которая даёт ему почувствовать, что это прекрасно – жить: быть маленьким мальчиком или маленькой девочкой. Материнская любовь даёт ребёнку почувствовать: «Это хорошо, что ты родился». Она прививает ребёнку любовь к жизни, а не просто желание жить. В отличие от братской и эротической любви, которая есть любовью равных, взаимоотношения между матерью и ребёнком по самой природе – отношения неравенства, при которых один нуждается в помощи, а другой её оказывает. И именно за это материнскую любовь, полную альтруизма и не знающую эгоизма, считают самым возвышенным родом любви и узы её – самыми священными из всех эмоциональных уз.

Психолог. Материнская любовь к подрастающему ребёнку, любовь, ничего не требующая взамен, есть, вероятно, самая труднодостижимая форма любви. В ней особенно просто обмануться благодаря той лёгкости, с которой матери удаётся любить своего малыша. Женщина может быть по-настоящему любящей матерью, только если она умеет любить… своего мужа, своих детей, чужих детей, всякое человеческое существо.

Классный руководитель. В заключение нашей беседы я предлагаю вам тест «Какой вы будете мамой?»

1. 2–4-месячный малыш в кроватке. Он плачет, хотя и здоров, сыт, сухой. Что сделаете вы:

а) дадите пустышку;
б) возьмёте на руки и успокоите;
в) оставите в кроватке: «Поплачет-поплачет и перестанет»?

2. Ребёнок капризничает, не ест, хотя всегда хорошо ел:

а) вы дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока не съест всё.

3. Ваш ребёнок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками:

а) вы идёте во двор и «разбираетесь» с детьми;
б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома и заняться чем-нибудь.

4. Вы увидели, что ребёнок читает художественную литературу:

а) начните его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки;
в) сядете рядом и разберётесь вместе в домашних заданиях;
г) без слов заберёте книгу и унесёте её в другую комнату.

5. Ваш ребёнок скрыл от вас полученные двойки:

а) вы в гневе и за двойки и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка.

6. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся домой:

а) запретить гулять вообще;
б) обсудить случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажите.

Из трёх ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитаете, каких ответов больше всего – А, Б, В. Под каждой буквой прочтите мнение о себе:

А. Это тип мамы, которая мало доверяет своему ребёнку, мало понимает его потребности.
Б. Этот тип мамы, понимающей, признающей право ребёнка на личный опыт, даже ошибки и пытающейся научить его отвечать за себя и свои поступки.
В. Тип матери, не пытающейся понять ребёнка, лучшим её методом воспитания является порицание и наказание.

Классный руководитель. Наш сегодняшний разговор хотелось бы закончить словами П. Бомарше: «Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно!»

Литература.

  1. Богданова О.С., Калинина О.Д. , Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., Просвещение, 1987.
  2. Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М., Просвещение, 1990
  3. Энциклопедия этикета. Петербург, 1996.
  4. Эстетика поведения. М., Искусство, 1983.