Цель: создание педагогической ситуации, способствующей обучению, развитию и воспитанию обучающихся при изучении строения и функций двумембранных органоидов клетки – митохондрий и пластид.
Задачи:
- Образовательные:
- продолжить формирование знаний об органоидах эукариотической клетки на основе характеристики двумембранных органоидов (митохондрий и пластид);
- продолжить развитие у учащихся умения сравнивать строение различных клеточных структур, аргументировано объяснять причины их сходства и различия;
- убедить учащихся в том, что каждый органоид выполняет в клетке особые функции и поэтому является незаменимым.
- Воспитательные:
- воспитывать всесторонне развитую компетентную личность через использование знаний основных понятий цитологии для объяснения клеточного уровня организации живой материи и положений клеточной теории;
- содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.
- Развивающие:
- развивать общеучебные умения и навыки – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составление плана, схем, таблиц;
- развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, дидактический материал для проверки знаний (приложение №1, №3), результаты опыта (позеленевший клубень картофеля), гербарий осенних листьев растений.
Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point (Приложение 2). Основные опорные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиа проектора.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка знаний учащихся о строении клетки и изученных органоидов
1. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с использованием дидактического материала по вариантам (1, 2 варианты) (Приложение 1).
2. Взаимопроверка выполненной работы (слайд №3).
3. Подведение итогов выполненной работы учащимися.
III. Изучение нового материала
1. С целью актуализации знаний учащихся об органоидах эукариотической клетки организуется фронтальная беседа по вопросам:
– Что называют клеткой?
– Назовите основные части клетки?
– Дайте определение органоида клетки?
– На какие группы подразделяются органоиды?
– Чем отличаются немембранные органоиды от
мембранных?
– Приведите примеры немембранных органоидов?
– Какие органоиды относятся к мембранным?
2. Постановка проблемного вопроса:
– Как вы считаете, в чем различие по строению комплекса Гольджи, ЭПС, вакуолей, лизосом с одной стороны и митохондрий, пластид с другой? (слайд № 4).
3. Формулировка темы и постановка целей урока (слайды № 1, 2).
4. Изучение строения и функций митохондрий:
- Используя электронные микрофотографии митохондрий (слайд № 5, рис. 34 на стр.69 учебника) и1 абзац статьи (на стр. 68), учащиеся находят информацию о форме, размерах, количестве и нахождении их в клетках эукариот.
- Проверка выполнения самостоятельной работы.
- Ответ ученика: Митохондрии имеют шарообразную, овальную, палочковидную или нитевидную форму, длиной 7–10 мкм. Находятся во всех эукариотических клетках за исключением паразитических простейших и эритроцитов млекопитающих. Количество митохондрий варьирует от единиц до тысяч. Особенно их много в тех клетках, которые нуждаются в больших количествах энергии (у животных – клетки печени, мышечные клетки).
- Рассказ учителя о строении митохондрий (слайд № 6).
- Формулировка промежуточного вывода учащимися о строении митохондрий с использованием слайда № 7 и соответствующая работа в тетради.
- Постановка и решение проблемного вопроса: Почему митохондрии называют «силовыми, энергетическими станциями клетки?» (слайд № 8).
- Обобщение учителя с опорой на знания учащимися о функциях митохондрий:
В митохондриях осуществляется кислородный этап клеточного дыхания и происходит запасание энергии в виде АТФ (т.е. в той форме, в которой энергия доступна для использования на все процессы жизнедеятельности).
5. Изучение строения и функций пластид:
- Фронтальная беседа с опорой на знания учащихся об органоидах, характерных только для растительных клеток (за исключением некоторых жгутиковых) – пластидах (слайды № 4, 9, 10).
- Систематизация знаний и оформление в форме таблицы:
Основные типы пластид
Пластиды | Окраска | Местонахождение | Функции |
Лейкопласты | Бесцветные | Неосвещенные части растений – стебли, корни, листья | Накопление запасных органических веществ (в виде гранул крахмала) |
Хромопласты | Красные, оранжевые, желтые | Окрашенные органы растения – цветки, плоды, стебли, осенние листья | Привлечение насекомых-опылителей; Привлечение животных-распространителей плодов и семян |
Хлоропласты | Зеленые | Листья растений, покровы молодых стеблей, покровы клубней картофеля (на свету) | Фотосинтез (образование углеводов из
неорганических веществ Н2О и СО2 при наличии
световой энергии и пигмента хлорофилла); Синтез АТФ; |
- Сообщение (слайд №10) учащегося о взаимных переходах пластид друг в друга с демонстрацией результатов опыта, выполненного во внеурочное время (зеленый клубень картофеля, выдержанный на свету) и объяснение данного явления: лейкопласты на свету ––> хлоропласты осенью ––> хромопласты
На свету в клетках покровной ткани картофеля образуется хлорофилл, и формируются граны. Лейкопласты превращаются в хлоропласты. В осеннее время в связи с изменением климатических условий наблюдается разрушение хлорофилла и образование из хлоропластов хромопластов, которые принимают форму кристаллов каротиноидов, типичную для данного вида растения. Поэтому листья теряют зеленую окраску, их окраска становиться красной, желтой, оранжевой (демонстрация гербария осенних листьев).
- Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр.69-70), рисунком (рис. 35) и тетрадью по изучению строения и функций хлоропластов (слайд №11).
- Проверка выполнения самостоятельной работы, пояснения, дополнения учителя (слайд №12,13) иформулировка промежуточного вывода о строении и функциях хлоропластов.
6. Закрепление и углубление знаний о строении и функциях двумембранных органоидов клетки:
- В процессе эвристической беседы сравниваем митохондрии и хлоропласты (строение и функции):
- Постановка проблемного вопроса:
Благодаря каким особенностям пластиды и митохондрии являются полуавтономными органоидами клетки?
- Решение поставленной проблемы с опорой на
знания учащихся:
- Имеют собственную генетическую систему
- Имеют двумембранное строение
- Синтезируют АТФ
- Формулировка вывода:
Имея такие особенности, двумембранные органоиды могут, самостоятельно делиться независимо от деления самой клетки (количество митохондрий и пластид может увеличиваться или уменьшаться исходя из потребностей клетки в энергии и органическом веществе).
7. Сообщение учащегося о происхождении двумембранных органоидов:
Наличие в двумембранных органоидах кольцевой молекулы ДНК, их способность к делению, а также отсутствие их в клетках прокариот позволили выдвинуть гипотезу о том, что предки митохондрий и пластид были свободноживущими прокариотами, ставшими затем паразитами (или жертвами) эукариотических клеток. Со временем они превратились в симбионтов клеток эукариот, обеспечивая их энергией и органическим веществом.
8. Выводы по уроку (слайд №14):
- Митохондрии и пластиды – двумембранные органоиды.
- Имеют собственную генетическую систему.
- Синтезируют АТФ.
- Строение и функции органоидов взаимосвязаны:
- в хлоропластах осуществляется фотосинтез,
- в митохондриях – кислородный этап энергетического обмена.
IV. Закрепление с использованием вопросов № 1, 3, 4, 5 на стр. 71.
V. Домашнее задание (слайд №15): § 17 (стр.68–70); вопрос № 2 на стр.71.
VI. Рефлексия и подведение итогов работы:
- Индивидуальная проверка знаний с использованием дидактического материала (Приложение 3).
- Самопроверка по алгоритму (слайд №16).
- Подведение итогов работы за урок. Оценивание учащихся.
Литература:
- ЕГЭ 2008. Биология. Федеральный банк экзаменационных материалов/Автор-составитель Петросова Р.А. – Эксмо, 2008.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Биология. Общая биология», 10–11 класс, Дрофа, М., 2005.
- Козлова Т.А. «Тематическое и поурочное планирование по биологии», к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «Биология. Общая биология. 10-11 класс, 10-11 класс, «Экзамен», М., 2006.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. «Поурочные разработки по общей биологии», 9 класс, М., «ВАКО», 2006.