Информационные технологии на уроке биологии по теме "Двумембранные органоиды клетки"

Разделы: Биология


Цель: создание педагогической ситуации, способствующей обучению, развитию и воспитанию  обучающихся при изучении строения и функций двумембранных органоидов клетки – митохондрий и пластид.

Задачи:

  • Образовательные:
    • продолжить  формирование знаний об органоидах эукариотической клетки на      основе характеристики двумембранных органоидов   (митохондрий и пластид);
    • продолжить развитие у учащихся умения сравнивать строение различных клеточных структур, аргументировано объяснять причины их сходства и различия;
    • убедить учащихся в том, что каждый органоид выполняет в клетке особые функции и поэтому является незаменимым.
  • Воспитательные:
    • воспитывать всесторонне развитую компетентную личность через использование знаний основных понятий цитологии для объяснения клеточного уровня организации живой материи и положений клеточной теории;
    • содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.
  • Развивающие:
    • развивать общеучебные умения и навыки – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составление плана, схем, таблиц;
    • развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, дидактический материал для проверки знаний (приложение №1, №3), результаты опыта (позеленевший клубень картофеля), гербарий осенних листьев растений.

Тип урока по основной образовательной цели: урок  изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена  в программе  Microsoft Power Point (Приложение 2). Основные опорные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиа проектора.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка знаний учащихся о строении клетки и изученных органоидов

1. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с использованием дидактического материала по вариантам (1, 2  варианты) (Приложение 1).

2. Взаимопроверка выполненной работы   (слайд №3).

3. Подведение итогов   выполненной работы учащимися.

III.     Изучение нового материала

1. С целью актуализации знаний учащихся об органоидах эукариотической клетки организуется фронтальная беседа по вопросам:

– Что называют клеткой?
– Назовите основные части клетки?
– Дайте определение органоида клетки?
– На какие группы подразделяются органоиды?
– Чем отличаются немембранные органоиды от мембранных?
– Приведите примеры немембранных органоидов?
– Какие органоиды относятся к мембранным?

2. Постановка проблемного вопроса:

– Как вы считаете, в чем  различие по строению комплекса Гольджи, ЭПС, вакуолей, лизосом с одной стороны и митохондрий, пластид с другой?  (слайд № 4).

3. Формулировка темы и постановка целей урока (слайды № 1, 2).

4. Изучение строения и функций митохондрий:

  • Используя электронные микрофотографии митохондрий (слайд № 5, рис. 34 на стр.69 учебника) и1 абзац статьи (на стр. 68), учащиеся находят информацию  о форме, размерах, количестве и  нахождении их в клетках эукариот.
  • Проверка выполнения самостоятельной работы.
  • Ответ ученика: Митохондрии имеют шарообразную, овальную, палочковидную или нитевидную форму, длиной 7–10 мкм.  Находятся  во всех эукариотических клетках за исключением паразитических простейших и эритроцитов млекопитающих. Количество митохондрий варьирует от единиц до тысяч. Особенно их много в тех клетках, которые нуждаются в больших количествах энергии (у животных – клетки печени, мышечные клетки).
  • Рассказ учителя о строении митохондрий (слайд № 6).
  • Формулировка промежуточного вывода учащимися о строении митохондрий с  использованием слайда № 7 и соответствующая работа в тетради.
  • Постановка и решение проблемного вопроса: Почему митохондрии называют «силовыми, энергетическими станциями клетки?» (слайд № 8).
  • Обобщение учителя с опорой на знания учащимися о функциях митохондрий:

В митохондриях осуществляется кислородный этап клеточного дыхания и происходит запасание энергии в виде АТФ (т.е. в той  форме, в которой энергия доступна для использования на все процессы жизнедеятельности).

5. Изучение строения и функций пластид:

  • Фронтальная беседа с опорой на знания учащихся об органоидах, характерных только для растительных клеток (за исключением некоторых жгутиковых) – пластидах (слайды № 4, 9, 10).
  • Систематизация знаний  и оформление в форме таблицы:

Основные типы пластид

Пластиды Окраска Местонахождение Функции
Лейкопласты Бесцветные Неосвещенные части растений – стебли, корни, листья Накопление запасных органических веществ (в виде гранул крахмала)
Хромопласты Красные, оранжевые, желтые Окрашенные органы растения – цветки,  плоды, стебли, осенние листья   Привлечение насекомых-опылителей;
Привлечение животных-распространителей плодов и семян
Хлоропласты Зеленые Листья растений, покровы молодых стеблей, покровы клубней картофеля (на свету) Фотосинтез (образование углеводов из неорганических веществ Н2О и СО2 при наличии световой энергии и пигмента хлорофилла);
Синтез АТФ;
  • Сообщение (слайд №10) учащегося о взаимных переходах пластид друг в друга с демонстрацией результатов опыта, выполненного во внеурочное время (зеленый клубень картофеля, выдержанный на свету) и объяснение данного явления:  лейкопласты   на свету ––>  хлоропласты   осенью ––>  хромопласты

На свету в клетках покровной ткани картофеля образуется хлорофилл, и формируются граны. Лейкопласты превращаются в хлоропласты. В осеннее время в связи с изменением климатических условий наблюдается разрушение хлорофилла и образование из хлоропластов хромопластов, которые принимают форму кристаллов каротиноидов, типичную для данного вида растения. Поэтому листья теряют зеленую окраску, их окраска становиться красной, желтой, оранжевой (демонстрация гербария осенних листьев).

  • Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр.69-70), рисунком (рис. 35) и тетрадью по изучению строения и функций хлоропластов (слайд №11).
  • Проверка выполнения самостоятельной работы, пояснения, дополнения учителя (слайд №12,13) иформулировка промежуточного вывода о строении и функциях хлоропластов.  

6. Закрепление и углубление знаний о строении и функциях двумембранных органоидов клетки:

  • В процессе эвристической беседы сравниваем митохондрии и хлоропласты (строение и функции):

  • Постановка проблемного вопроса:

      Благодаря каким особенностям пластиды и митохондрии являются полуавтономными органоидами клетки?

  • Решение  поставленной проблемы с опорой на знания учащихся:
    1. Имеют собственную генетическую систему    
    2. Имеют двумембранное строение
    3. Синтезируют АТФ
  • Формулировка вывода:

Имея такие особенности, двумембранные органоиды могут, самостоятельно делиться независимо от деления самой клетки (количество митохондрий и пластид может увеличиваться или уменьшаться исходя из потребностей клетки в энергии и органическом веществе).

7. Сообщение учащегося о происхождении двумембранных органоидов:

Наличие в двумембранных органоидах кольцевой молекулы ДНК, их способность к делению, а также отсутствие их в клетках прокариот позволили выдвинуть гипотезу о том, что предки митохондрий и пластид были свободноживущими прокариотами, ставшими затем паразитами (или жертвами) эукариотических клеток. Со временем они превратились в симбионтов клеток эукариот, обеспечивая их энергией и органическим веществом.

8. Выводы  по уроку (слайд №14):

  • Митохондрии и пластиды – двумембранные  органоиды.
  • Имеют собственную генетическую систему.
  • Синтезируют АТФ.
  • Строение и функции органоидов взаимосвязаны:
    • в хлоропластах осуществляется фотосинтез,
    • в митохондриях – кислородный этап  энергетического обмена.

IV. Закрепление с использованием вопросов № 1, 3, 4, 5  на стр. 71.

V.  Домашнее задание (слайд №15): § 17 (стр.68–70);    вопрос № 2 на стр.71.

VI. Рефлексия и подведение итогов работы:

  • Индивидуальная проверка  знаний с использованием дидактического материала (Приложение 3).
  • Самопроверка по алгоритму (слайд №16).
  • Подведение итогов работы за урок. Оценивание учащихся.

  Литература:

  1. ЕГЭ 2008. Биология. Федеральный банк экзаменационных материалов/Автор-составитель Петросова Р.А. –  Эксмо, 2008.
  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Биология. Общая биология», 10–11 класс, Дрофа, М., 2005.
  3. Козлова Т.А. «Тематическое и поурочное планирование по биологии», к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «Биология. Общая биология. 10-11 класс, 10-11 класс, «Экзамен», М., 2006.
  4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. «Поурочные разработки по общей биологии», 9 класс, М., «ВАКО», 2006.