Цели урока:
- доказать, что взаимосвязь МЕТРА и РИТМА основывается на законах МАТЕМАТИКИ;
- закрепить изученный материал по темам:
- «Сложение дробей с разными знаменателями»,
- «Ритм как средство музыкальной выразительности»
Задачи:
- показать на примере песни «Горница-узорница» прикладное значение математики в музыке;
- развитие музыкальных способностей, творческого воображения, мышления;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к математике, искусству.
Музыкальный материал:
- Г.Свиридов «Время, вперёд!»
- Л. Деревягина – В.Степанов «Горница-узорница»
ХОД УРОКА
(Слайд № 1) – название урока. (Приложение 1)
У: Здравствуйте, ребята! Наш урок называется «Диалог метра и ритма». На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста!
Д: Ритм – чередование длительностей звуков, а метр – чередование сильных и слабых долеё в музыке.
У: А что же такое диалог?
Д: Взаимная беседа.
У: А в какой связи находятся метр и ритм?
Д: Метр вносит порядок в ритм, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.
У: Смею предположить, что у них имеется ещё собеседник – математика.
(Слайд № 2) Цель урока
У:Мы сегодня попытаемся доказать, что взаимосвязь метра и ритма основывается на законах математики. До нас о связи музыки и математики уже много веков назад задумывались многие учёные.
(Слайд № 3) – Пифагор
У: Например, древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский, живший в 6 веке до нашей эры. Именно в музыке он нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису «Всё есть число».
(Слайд № 4) – Эйнштейн
У: А другой известный учёный – Альберт Эйнштейн сказал, что «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Задача нашего урока – доказать, что они правы!
(Слайд № 5) Свиридов
У.м.: Перед вами ещё один портрет человека, которого я, не задумываясь, могу поставить в один ряд с Пифагором и Эйнштейном. Это тоже великий человек нашей планеты. Георгий Васильевич Свиридов, наш современник, композитор и пианист, Герой Социалистического труда. Ну, а раз появился портрет композитора, то обязательно в нашем классе зазвучит её величество музыка. Произведение, которое прозвучит, называется «Время, вперёд!». Оно написано к одноимённому кинофильму. Послушайте и постарайтесь представить, что рисует эта музыка, о чём она, какое воздействие оказывает на слушателя.
(Слайд № 6) Симфонический оркестр
(Учащиеся слушают музыку Свиридова «Время вперёд!»).
Д: Как-будто ракета взлетает, появляется гордость за нашу Родину, новые свершения, движение вперёд, и т.д.
У: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось этого добиться?
Д: На фоне пульсирующего ритма сопровождения мелодия в исполнении труб призывно взлетает всё выше и выше.
У: В каком размере написал Георгий Свиридов своё произведение? (напеваем, дирижируем, обращаем внимание на сильные доли, определяем размер).
У: Ребята, как вы думаете, об этом произведении лучше сказать, что оно мелодичное или ритмичное?
Д: Ритмичное.
У: А ритм состоит из чего?
Д: Из длительностей.
(Слайд № 7) Длительности
У: Сколько в целой половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых?
(Дети отвечают, затем появляется слайд)
У.: Ребята! Все длительности – это части одного целого. Если целую длительность принять за единицу, то, как можно выразить половинную? Четвертную? Восьмую? Шестнадцатую?
(Ученики устно переводят длительности в дроби, затем таблица высвечивается на экране)
(Слайд № 8) Таблица соответствия длительностей и дробей
У.: Эта таблица поможет вам выполнить задание № 926 на странице 165 (учебник Виленкина «Математика. 6 класс»)
(Выполняют на листочках, проверяют правильность решения)
У.: Посмотрите, на столах у вас листочки с записью ритмического рисунка 1вариант – первая и вторая строчки, 2 вариант – третья и четвёртая. Задание написано на экране. Прочитаем его!
(Слайд № 9) Задание
(Запись ритмического рисунка песни «Горница-узорница» без деления на такты)
У.: Скажите, как мы будем решать это задание?
Идёт работа, выдвигаются версии, определяется алгоритм решения задачи, одновременно появляются записи на слайде:
(Слайд № 10): Алгоритм решения:
- Перевести запись музыкальную в математическую (длительности в обыкновенные дроби).
- Привести дроби к одному знаменателю.
- Разделить ритмический рисунок на такты (сумма дробей в такте должна равняться размеру!
- Поставить тактовую черту в конце каждого такта.
(Слайд № 11) Задание в длительностях
После этого дети выполняют задание по карточкам, проверяем правильность решения на компьютере «фломастером».
У: А теперь выделим сильную долю вначале каждого такта (четверо по строчке на компьютере подчёркивает «фломастером»)
У: Кто сможет прохлопать полученный ритмический рисунок? (По желанию прохлопывают по одному человеку с первого и второго варианта, затем – ритмический диалог первого и второго вариантов).
У: Вы, конечно, узнали ритм знакомой вам песни, над которой мы работали на предыдущих уроках. Как она называется?
Д: «Горница-узорница».
У: Прежде чем исполнить эту песню, подведём итог нашему исследованию. Вспомним цель нашего урока!
(Слайд № 2) Цель
У: Скажите, возможен в музыке ритм отдельно от метра?
Д: Нет
У: Почему?
Д: Потому что в ритме не будет порядка, гармонии.
У: А возможны ли сами длительности и распределение их в метро-ритме без участия математики?
Д: Нет, всё основывается на стройных математических законах.
У: Нашли мы подтверждение нашей гипотезе?
Д: Конечно!
У: Ну а теперь мы споём ту песню, над ритмом которой работали сегодня на уроке.
(Слайд № 13) Проект песни
У: Споём её, а одновременно посмотрим результат проекта, в котором многие из вас принимали участие!
(Слайд № 14 – 20) Презентация песни
(На фоне итогового исполнения детьми ранее разученной песни)
У: Ребята! Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, о чем же шел разговор сегодня на уроке?
(Слайд № 21) Итоговые вопросы
Д: О музыке Свиридова «Время, вперёд!», о математике, о метре, ритме, размере, такте.
У: Чему научились?
Д: Высчитывать длительности в одном такте, опираясь на закон сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями.
У: Где мы сможем применить полученные знания?
Д: Если захотим сочинить музыку, то сможем грамотно разделить её на такты; в музыкальной школе, когда будут затруднения в диктанте с расстановкой длительностей в такте – поможет математика и т.д.
У: Какой вывод можно сделать по сегодняшнему уроку? (дети пытаются сформулировать)
(Слайд № 22) Вывод: Музыка и математика очень разные, но они нужны друг другу.
У: Согласны ли с такой формулировкой? (Читают хором)
У: Я думаю, наш разговор не закончен, предлагаю вам самим поискать ещё точки соприкосновения математики и музыки. Ваши находки станут темами наших следующих необычных музыкально-математических уроков. До свидания! Урок закончен!
(Дети выходят из класса под музыку Свиридова «Время, вперед!»)