Интегрированный урок (музыка + математика) "Диалог метра и ритма" с применением мультимедийных технологий (6-й класс)

Разделы: Математика, Музыка

Класс: 6


Цели урока:

  • доказать, что взаимосвязь МЕТРА и РИТМА основывается на законах МАТЕМАТИКИ;
  • закрепить изученный материал по темам:
    • «Сложение дробей с разными знаменателями»,
    • «Ритм как средство музыкальной выразительности»

Задачи:

  • показать на примере песни «Горница-узорница» прикладное значение математики в музыке;
  • развитие музыкальных способностей, творческого воображения, мышления;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к математике, искусству.

Музыкальный материал:

  • Г.Свиридов «Время, вперёд!»
  • Л. Деревягина – В.Степанов «Горница-узорница»

ХОД УРОКА

(Слайд № 1) – название урока. (Приложение 1)

У: Здравствуйте, ребята! Наш урок называется «Диалог метра и ритма». На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста!

Д: Ритм – чередование длительностей звуков, а метр – чередование сильных и слабых долеё в музыке.

У: А что же такое диалог?

Д: Взаимная беседа.

У: А в какой связи находятся метр и ритм?

Д: Метр вносит порядок в ритм, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.

У: Смею предположить, что у них имеется ещё собеседник – математика.

(Слайд № 2) Цель урока

У:Мы сегодня попытаемся доказать, что взаимосвязь метра и ритма основывается на законах математики. До нас о связи музыки и математики уже много веков назад задумывались многие учёные.

(Слайд № 3) – Пифагор

У: Например, древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский, живший в 6 веке до нашей эры. Именно в музыке он нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису «Всё есть число».

(Слайд № 4) – Эйнштейн

У: А другой известный учёный – Альберт Эйнштейн сказал, что «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Задача нашего урока – доказать, что они правы!

(Слайд № 5) Свиридов

У.м.: Перед вами ещё один портрет человека, которого я, не задумываясь, могу поставить в один ряд с Пифагором и Эйнштейном. Это тоже великий человек нашей планеты. Георгий Васильевич Свиридов, наш современник, композитор и пианист, Герой Социалистического труда. Ну, а раз появился портрет композитора, то обязательно в нашем классе зазвучит её величество музыка. Произведение, которое прозвучит, называется «Время, вперёд!». Оно написано к одноимённому кинофильму. Послушайте и постарайтесь представить, что рисует эта музыка, о чём она, какое воздействие оказывает на слушателя.

(Слайд № 6) Симфонический оркестр

(Учащиеся слушают музыку Свиридова «Время вперёд!»).

Д: Как-будто ракета взлетает, появляется гордость за нашу Родину, новые свершения, движение вперёд, и т.д.

У: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось этого добиться?

Д: На фоне пульсирующего ритма сопровождения мелодия в исполнении труб призывно взлетает всё выше и выше.

У: В каком размере написал Георгий Свиридов своё произведение? (напеваем, дирижируем, обращаем внимание на сильные доли, определяем размер).

У: Ребята, как вы думаете, об этом произведении лучше сказать, что оно мелодичное или ритмичное?

Д: Ритмичное.

У: А ритм состоит из чего?

Д: Из длительностей.

(Слайд № 7) Длительности

У: Сколько в целой половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых?

(Дети отвечают, затем появляется слайд)

У.: Ребята! Все длительности – это части одного целого. Если целую длительность принять за единицу, то, как можно выразить половинную? Четвертную? Восьмую? Шестнадцатую?

(Ученики устно переводят длительности в дроби, затем таблица высвечивается на экране)

(Слайд № 8) Таблица соответствия длительностей и дробей

У.: Эта таблица поможет вам выполнить задание № 926 на странице 165 (учебник Виленкина «Математика. 6 класс»)

(Выполняют на листочках, проверяют правильность решения)

У.: Посмотрите, на столах у вас листочки с записью ритмического рисунка 1вариант – первая и вторая строчки, 2 вариант – третья и четвёртая. Задание написано на экране. Прочитаем его!

(Слайд № 9) Задание

(Запись ритмического рисунка песни «Горница-узорница» без деления на такты)

У.: Скажите, как мы будем решать это задание?

Идёт работа, выдвигаются версии, определяется алгоритм решения задачи, одновременно появляются записи на слайде:

(Слайд № 10): Алгоритм решения:

  1. Перевести запись музыкальную в математическую (длительности в обыкновенные дроби).
  2. Привести дроби к одному знаменателю.
  3. Разделить ритмический рисунок на такты (сумма дробей в такте должна равняться размеру!
  4. Поставить тактовую черту в конце каждого такта.

(Слайд № 11) Задание в длительностях

После этого дети выполняют задание по карточкам, проверяем правильность решения на компьютере «фломастером».

У: А теперь выделим сильную долю вначале каждого такта (четверо по строчке на компьютере подчёркивает «фломастером»)

У: Кто сможет прохлопать полученный ритмический рисунок? (По желанию прохлопывают по одному человеку с первого и второго варианта, затем – ритмический диалог первого и второго вариантов).

У: Вы, конечно, узнали ритм знакомой вам песни, над которой мы работали на предыдущих уроках. Как она называется?

Д: «Горница-узорница».

У: Прежде чем исполнить эту песню, подведём итог нашему исследованию. Вспомним цель нашего урока!

(Слайд № 2) Цель

У: Скажите, возможен в музыке ритм отдельно от метра?

Д: Нет

У: Почему?

Д: Потому что в ритме не будет порядка, гармонии.

У: А возможны ли сами длительности и распределение их в метро-ритме без участия математики?

Д: Нет, всё основывается на стройных математических законах.

У: Нашли мы подтверждение нашей гипотезе?

Д: Конечно!

У: Ну а теперь мы споём ту песню, над ритмом которой работали сегодня на уроке.

(Слайд № 13) Проект песни

У: Споём её, а одновременно посмотрим результат проекта, в котором многие из вас принимали участие!

(Слайд № 14 – 20) Презентация песни

(На фоне итогового исполнения детьми ранее разученной песни)

У: Ребята! Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, о чем же шел разговор сегодня на уроке?

(Слайд № 21) Итоговые вопросы

Д: О музыке Свиридова «Время, вперёд!», о математике, о метре, ритме, размере, такте.

У: Чему научились?

Д: Высчитывать длительности в одном такте, опираясь на закон сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями.

У: Где мы сможем применить полученные знания?

Д: Если захотим сочинить музыку, то сможем грамотно разделить её на такты; в музыкальной школе, когда будут затруднения в диктанте с расстановкой длительностей в такте – поможет математика и т.д.

У: Какой вывод можно сделать по сегодняшнему уроку? (дети пытаются сформулировать)

(Слайд № 22) Вывод: Музыка и математика очень разные, но они нужны друг другу.

У: Согласны ли с такой формулировкой? (Читают хором)

У: Я думаю, наш разговор не закончен, предлагаю вам самим поискать ещё точки соприкосновения математики и музыки. Ваши находки станут темами наших следующих необычных музыкально-математических уроков. До свидания! Урок закончен!

(Дети выходят из класса под музыку Свиридова «Время, вперед!»)