«Кто наблюдал над детьми, тот знает,
что дитя счастливо не тогда,
когда его забавляют, хотя оно и хочет,
но тогда, когда оно совершенно серьёзно
занимается увлекающим его делом».
К.Д.Ушинский
Одной из важных задач образовательной политики
государства на современном этапе является
достижение современного качества образования,
формирование гражданской ответственности и
правового самосознания, развитие духовности и
культуры личности.
Духовность – это состояние духовного человека,
имеющего определённый тип поведения, мотивы и
образ мыслей, отличающие его от человека
недуховного.
Духовный человек всегда стремится к истине,
добру и красоте. Общая культура человека
определяется его духовной культурой.
Семейное и религиозное воспитание закладывают
основу духовно-нравственной культуры ребёнка:
уклад жизни и быт семьи, храм, православные
праздники. Для ребёнка, выросшего в православной
семье, православная культура была естественной
составляющей повседневного быта, хранящего
традиции и ценности, передающего от старших к
младшим.
В нашей стране давно уже изменилась жизнь,
прерваны православные культурные традиции. Но
какие же положительные качества у современного
ребёнка? Нынешний ребёнок тоже любит своих
родителей, он наделён добротой, совестливостью,
непосредственностью чувств, доверием к доброму
взрослому. Эти качества сохраняются в каждом
поколении детей. Вот эти положительные качества
и позволяют использовать опыт традиционного
духовно-нравственного воспитания.
Цель: дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребёнка.
Задачи:
- Повысить роль, значение и ценность семьи в воспитании и развитии ребёнка.
- Помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с собственным опытом ( выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя).
- Укрепление и развитие традиций семейного воспитания.
Социально-значимая направленность программы деятельности кружка:
- Взаимодействие школы и семьи;
- Преемственность духовно-нравственного и социокультурного развития;
- Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций России;
- Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление физического и психического здоровья детей и родителей.
- Активное сотрудничество школы и семьи в воспитании и духовно-нравственном развитии ребёнка.
- Увеличение количества социально-значимых проектов в работе кружка «Истоки русских традиций».
- Создание летописи кружка «Истоки русских традиций».
Содержание программы кружка «Истоки русских традиций» (34 часа)
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Форма проведения |
I. Введение Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? |
1 |
беседа |
II. Традиции образа 2.1. Отец –
глава семьи, кормилец, заступник; Отец родной,
крестный, духовный. |
8 1 |
работа в группах |
III. Традиции слова 3.1.
Священные слова. Заповеди и заветы. |
8 2 |
экскурсия в Храм беседа форум беседа групповая работа викторина |
IV. Традиции дела 4.1 Труд:
земледельцы; традиции земледелия; традиции
ремесла; купцы и предприниматели. |
8 2 |
просмотр видеофильма круглый стол беседа практическая работа семинар |
V. Традиции праздника 5.1 Чему мы радуемся зимой?
5.2 Праздники в нашем доме: день рождения, день
Ангела. |
8 2
1 |
беседа
круглый стол. |
VI. Заключительное занятие | 1 |
форум оформление летописи кружка «Истоки русских традиций» |
Всего: | 34 ч. |
В своей работе использую такие методы и приёмы,
которые основаны на социокультурном системном
подходе. Нравственный опыт приобретается детьми
благодаря собственным усилиям, труду, а значит
становится убеждением. На занятиях происходит
присоединение к прошлому опыту, переосмысление
настоящего и развитие способности
ориентироваться на будущее, что позволяет
сделать педагогов, учащихся и их родителей
единомышленниками, сплотившимися для решения
единой задачи.
Общение строится на основе взаимопонимания и
взаимоуважения, творческого подхода.
Такая форма работы с учащимися и их родителями,
как кружок «Истоки русских традиций» необходима.
Она приносит взаимную пользу, как педагогам, так
и родителям.
Литература:
1. Е.А.Архипова «Удивительное обещание».
Москва «Библейская лига» – 2001.
2. Л.П.Сильвестрова. «Истоковедение».
Издательский дом «Истоки».Москва – 2007.
3. Л.Л.Шевченко. Православная культура.
Методическое пособие для учителя – М: Центр
поддержки культурно-исторических традиций
Отечества, 2004.
4. Л.Л.Шевченко. Наглядное пособие.
Православная культура. Центр поддержки
культурно-исторических традиций Отечества.
Москва 2004.