Программа кружка "Истоки русских традиций" (4-й класс)

Разделы: Работа с родителями, Социальная педагогика

Класс: 4


«Кто наблюдал над детьми, тот знает,
что дитя счастливо не тогда,
когда его забавляют, хотя оно и хочет,
но тогда, когда оно совершенно серьёзно
занимается увлекающим его делом».

К.Д.Ушинский

Одной из важных задач образовательной политики государства на современном этапе является достижение современного качества образования, формирование гражданской ответственности и правового самосознания, развитие духовности и культуры личности.
Духовность – это состояние духовного человека, имеющего определённый тип поведения, мотивы и образ мыслей, отличающие его от человека недуховного.
Духовный человек всегда стремится к истине, добру и красоте. Общая культура человека определяется его духовной культурой.
Семейное и религиозное воспитание закладывают основу духовно-нравственной культуры ребёнка: уклад жизни и быт семьи, храм, православные праздники. Для ребёнка, выросшего в православной семье, православная культура была естественной составляющей повседневного быта, хранящего традиции и ценности, передающего от старших к младшим.
В нашей стране давно уже изменилась жизнь, прерваны православные культурные традиции. Но какие же положительные качества у современного ребёнка? Нынешний ребёнок тоже любит своих родителей, он наделён добротой, совестливостью, непосредственностью чувств, доверием к доброму взрослому. Эти качества сохраняются в каждом поколении детей. Вот эти положительные качества и позволяют использовать опыт традиционного духовно-нравственного воспитания.

Цель: дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребёнка.

Задачи:

  • Повысить роль, значение и ценность семьи в воспитании и развитии ребёнка.
  • Помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с собственным опытом ( выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя).
  • Укрепление и развитие традиций семейного воспитания.

Социально-значимая направленность программы деятельности кружка:

  • Взаимодействие школы и семьи;
  • Преемственность духовно-нравственного и социокультурного развития;
  • Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций России;
  • Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

  • Укрепление физического и психического здоровья детей и родителей.
  • Активное сотрудничество школы и семьи в воспитании и духовно-нравственном развитии ребёнка.
  • Увеличение количества социально-значимых проектов в работе кружка «Истоки русских традиций».
  • Создание летописи кружка «Истоки русских традиций».

Содержание программы кружка «Истоки русских традиций» (34 часа)

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Форма проведения

I. Введение

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?

1

 

беседа

II. Традиции образа

2.1. Отец – глава семьи, кормилец, заступник; Отец родной, крестный, духовный.
Мать – душа семьи, хранительница очага, утешительница.
Я и моя родословная.
2.2. Разнообразие родной природы.
2.3. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.
2.4. Чимеевский храм.
2.5. Священный долг защиты Отечества.
2.6. Святые Великомученики.
2.7. Образы Спасителя
2.8. Образ ангела – хранителя.

8

1


1
1
1
1
1
1
1

 

работа в группах
презентация семьи
устный журнал
мероприятие в библиотеке
экскурсия
праздник
беседа – библиотека
обзор православной литературы
круглый стол

III. Традиции слова

3.1. Священные слова. Заповеди и заветы.
3.2 Сердечные слова: родительское благословение; слова приветствия; слова прощания; поздравления.
3.3 Честные слова: правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь; не всё что думаешь, говори.

8

2
3
3

экскурсия в Храм
беседа
форум
беседа
групповая работа
викторина
IV. Традиции дела

4.1 Труд: земледельцы; традиции земледелия; традиции ремесла; купцы и предприниматели.
4.2 Служение: традиции российского воина; традиции священства; сберегать мир между людьми.
4.3 Творчество. Талант – особый дар человека.
4.4 Традиции праведного дела: жить, трудиться, служить и творить во имя ближнего и Отечества.

8

2
2
2
2


просмотр видеофильма
круглый стол
беседа
практическая работа
семинар
V. Традиции праздника

5.1 Чему мы радуемся зимой?

  • Рождество Христово.
  • Зимние радости. Святки.
  • Праздник Крещения.

5.2 Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела.
5.3 День защитника Отечества.
5.4. Масленица. Прощёное воскресенье. Праздник Благовещения.
5.5 Какого цвета Пасха?
5.6 День Победы.

8

2



1
1
2
1
1

 

беседа


праздник

круглый стол.
концерт
праздник
устный журнал.
митинг

VI. Заключительное занятие

1

форум
оформление летописи кружка «Истоки русских традиций»
Всего:

34 ч.

 

В своей работе использую такие методы и приёмы, которые основаны на социокультурном системном подходе. Нравственный опыт приобретается детьми благодаря собственным усилиям, труду, а значит становится убеждением. На занятиях происходит присоединение к прошлому опыту, переосмысление настоящего и развитие способности ориентироваться на будущее, что позволяет сделать педагогов, учащихся и их родителей единомышленниками, сплотившимися для решения единой задачи.
Общение строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения, творческого подхода.
Такая форма работы с учащимися и их родителями, как кружок «Истоки русских традиций» необходима. Она приносит взаимную пользу, как педагогам, так и родителям.

Литература:

1. Е.А.Архипова «Удивительное обещание». Москва «Библейская лига» – 2001.
2. Л.П.Сильвестрова. «Истоковедение». Издательский дом «Истоки».Москва – 2007.
3. Л.Л.Шевченко. Православная культура. Методическое пособие для учителя – М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
4. Л.Л.Шевченко. Наглядное пособие. Православная культура. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва 2004.