Цели:
Задачи:
- Сформировать умение представлять числовую информацию в виде диаграмм
- Повторить темы: "Деление и дроби", "Смешанные числа", "Деление и умножение многозначных чисел"; "Естественные и искусственные водоемы"
- Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, делать выводы
- Воспитывать бережное отношение к водным богатствам Республики Башкортостан; охранять природу
Оборудование:
- "Атлас Республики Башкортостан",
- мультимедийный проектор,
- учебник "Математика" Л.Г.Петерсон (4 класс),
- линейка,
- карандаш,
- компьютеры.
Данный урок построен на основе интеграции предметов: математика, информатика, окружающий мир. В ходе урока у учащихся планируется сформировать понятия: "столбчатая диаграмма", "линейная диаграмма"; ознакомить с приемами построения в тетрадях и на компьютерах данных видов диаграмм; автоматизировать навыки устного счета, нахождения неизвестного компонента действий, деления и умножения многозначных чисел.
Следует обратить внимание на воспитательные аспекты урока. Решая математические задачи, основанные на реальных фактах, учащиеся получают сведения, которые влияют на развитие нравственных качеств, формируют мировоззрение. Сравнивая и анализируя фактический материал, работая с географическим атласом, учащиеся делают собственные выводы об экологической обстановке в нашей республике, о влиянии различных факторов на нашу жизнь. У учащихся расширяется кругозор, углубляются знания о родном крае. Все выше изложенное объясняет выбор учебных предметов для интеграции на данном уроке.
В ходе урока учащиеся учатся высказывать свое мнение, слушать друг друга, вести дискуссию; ведется работа по повышению уровня культуры работы с текстовыми документами, с графическими изображениями, компьютером.
Урок начинается с актуализации знаний (индивидуальная и фронтальная работа). Учащиеся, устно решая уравнения, в результате получают название самой крупной реки Башкортостана. Затем, в ходе работы с географическим атласом, учащиеся называют водоемы нашего края. Так как учащиеся получали значительную физическую нагрузку на глаза, проводится физкультминутка для глаз "Наши верные друзья". Ознакомление с новым материалом начинается с проблемного вопроса учителя: "Как вы думаете, существуют ли диаграммы другого вида?". Учащиеся высказывают свои предположения по данному вопросу и обосновывают свое мнение. Далее проводится ознакомление с алгоритмом построения столбчатой и линейной диаграмм в тетрадях. Следующим этапом урока является физкультминутка для рук "Полет". Повторение и закрепление вычислительных навыков проводится в ходе решения задач, основанных на фактическом материале. После решения задачи № 1 учащиеся переходят к работе на компьютерах. Целью работы: построение столбчатой диаграммы на основе данных, которые дети получили в ходе решения задачи. Задача №2 носит практический характер. Учащиеся подсчитывают, сколько литров воды они могут сэкономить за определенное количество времени, если закроют кран с водой. Итогом урока является рефлексия деятельности. Домой учащиеся получают задание творческого характера, в котором они должны отразить знания, полученные на уроке.
Данный урок был проведен в 4Б классе МОУ СОШ № 129 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа республики Башкортостан 16 апреля 2008 года. Анализ урока показал, что у учащихся сформировалось умение представлять числовую информацию в виде различных диаграмм, расширился кругозор, углубились знания о родном крае. Цели и задачи урока были полностью достигнуты благодаря различным методам и формам работы с учащимися на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах).