Цели и задачи урока:
- научить учащихся строить логические выражения;
- сформировать навыки построения таблиц истинности, научить применять их для решения логических задач;
- создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий;
- развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, внимание;
- повысить общую культуру учащихся.
Структура урока:
- Ознакомление с темой урока, постановка целей. (2мин.)
- Проверка домашнего задания. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу. (6мин.)
- Определение таблицы истинности. Алгоритм построения таблицы истинности. (17 мин.)
- Первичное закрепление изученного. (15 мин.)
- Постановка домашнего задания. (2мин.)
- Подведение итогов урока. (3мин.)
- Резерв: игровые элементы на уроке.
Ход урока
1. Учитель проверяет готовность класса к уроку.
Сообщает, что на уроке учащиеся научатся строить логические выражения, познакомятся с порядком выполнения логических операций и алгоритмом построения таблицы истинности.
2. Учитель проводит устную проверку знаний по изученному материалу
- Какие существуют основные формы мышления?
- Логическое высказывание – это…
- Какие логические операции вам известны?
- С помощью какой связки слов составляется высказывание – эквивалентность?
- Найдите значение выражения:
1) (1 & 0) => 0
2) (¬1 v 0) & 0
3) (0 & ¬1) <=> 0
4) (¬1 v 0) => 1
5) (0 v ¬0) <=> (1 v ¬1)
6) (1 & 1 v 0) <=> 0
Учитель подтверждает правильность ответа, оценивает знания и подводит итоги выполнения классом домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
Итак, мы уже знаем, что в алгебре высказываний высказывания могут быть простыми (элементарными) и составными (сложными). Простым высказыванием в соответствие ставятся логические переменные, обозначаемые заглавными буквами латинского алфавита. Каждое составное высказывание можно выразить в виде формулы (логического выражения).
![]()
Логическое выражение включает:
- логические переменные (высказывания);
- знаки логических операций.
При выполнении логических операций определен следующий порядок: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность.
Решение логического выражения можно представить в виде таблицы истинности, которая показывает, какие значения, принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний.
При построении таблицы истинности принято пользоваться следующим алгоритмом:
- Подсчитать количество переменных n в логическом выражении;
- Определить количество строк в таблице истинности;
- Количество строк m = 2n
- Подсчитать количество логических операций в логическом выражении;
- Определить количество столбцов в таблице, которое равно количеству логических переменных плюс количество логических операций;
- Ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;
- Заполнить столбцы входных переменных наборами значений;
- Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью.
Пример 1. Построить таблицу истинности для
выражения ![]()
4. Первичное закрепление изученного.
Пример 2. Построить таблицу истинности для
выражения ![]()
Пример 3. Доказать, что выражения эквивалентны.![]()
Пример 4. Сколько различных решений имеет
уравнений: ![]()
Пример 5.
Используя таблицу истинности определить участника ралли, если известно, что истинность двух высказываний: “неверно, что если гонщик В участвует в ралли, то гонщик С участвует в ралли” и “если гонщик А участвует в ралли, то гонщик В не участвует” означает участие в ралли гонщиков.
5. Постановка домашнего задания
1) Построить таблицу истинности для выражения: ![]()
2) Сформулируйте сложные высказывания по
заданной формуле: ![]()
где А - идет дождь;
В - прогулка отменяется;
С - я вымок;
Д - я останусь дома;
3) Решить уравнение: ![]()
6. Подведение итогов урока. Учитель оценивает работу класса.
7. Резерв: игровые элементы на уроке.
1) В табличках приведены слова, связанные с логикой, причем буквы слов записаны змейкой, то есть их можно читать в любом направлении по горизонтали и вертикали (слева направо, снизу вверх и т. п.), но не по диагонали.
| О | А | Н |
| Т | Ц | И |
| Р | И | Е |
| Е | П | Е | Н | Я |
| Р | Е | М | Н | А |
| Д | Ъ | Ю | Я | И |
| И | З | Н | К | Ц |
| Я | К | Н | К | О |
| И | Ц | Ю | Ъ | Н |
2) Разгадай натворд и узнаешь зашифрованное ключевое слово.

- Логическое значение высказывания;
- Логическая умножение;
- Совокупность четко определённых правил для решения задачи за определённое количество шагов;
- Логическая операция;
- Повествовательное предложение в логике;
- Есть в арифметике, есть в логике и т.д.
Ответы:
