Урок русского языка для 2-го класса по программе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Познакомиться с написанием разделительных твердого и мягкого знаков.

2. Развивать у детей элементарные логические операции, умение доказывать свои тезисы. Совершенствовать умение выделять части слова.

3. Воспитывать доброе, внимательное отношение к товарищу.

ХОД УРОКА

(Тема урока записана на доске:

Написание разделительного мягкого знака и разделительного твердого знака.

Вначале урока тема закрыта полосой бумаги и будет открываться постепенно.)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок русского языка. На наших уроках мы сделали много открытий. Вам нравится делать открытия? Сегодня нам предстоит разрешить еще одну загадку. Вам хотелось бы сделать это самостоятельно? Тогда приступим. Начнем работу с записи предложения.

(Один ученик записывает предложение на доске).

Коля держит колья.

- Кто записал иначе? Есть другие варианты?

(На доске появляется запись).

Коля держит коля.

- Что можете сказать о записи этих предложений? Что заметили?

(Ребята обращают внимание, что последнее слово в каждом предложении написано по-разному).

- Прочитайте первое предложение.

- Прочитайте второе предложение.

- Сравните последнее слово каждого предложения.

(Дети читают последнее слово в каждом предложении и находят неправильный вариант. Доказывают свой выбор. Неправильный вариант убирается).

- Давайте вернемся к слову КОЛЬЯ. Как на письме мы показали, что согласный не сливается с гласной?

- Возможно, вы уже догадались, над какой темой мы сегодня работаем?

(Дети сообщают, что будут работать над темой "Написание разделительного Ь знака." Часть темы, записанной на доске, открывается).

- Над какой темой начали работу?

- Для чего на письме используется разделительный мягкий знак?

- Приведите примеры слов с разделительным мягким знаком. Слушайте внимательно.

(Дети устно называют слово. Если кто-то ошибается, необходимо разобрать ошибку).

- Я тоже подготовила для вас слова. Прочитайте их:

Письмо, обезьяна, съезд, вьюн, лось, воробьи, окунь, безделье, подъём, храбрость, предъюбилейный, объяснение,

- Назовите слова с разделительным мягким знаком.

- Какое задание предлагаете выполнить с этими словами?

(Дети предлагают разделить слова на группы. Обычно предлагается несколько вариантов. Устно разбираем некоторые из них. Особое внимание следует обратить на тот вариант, который выполнить в данном задании невозможно. Например, в первую группу выписать одушевленные существительные, а в другую неодушевленные. Разобрать, почему данный вариант не подходит. )

- Я тоже думала над этим заданием. Посмотрите, какие группы получились у меня.

(Учитель открывает доску, где заранее выполнена группировка.)

письмо обезьяна съезд
лось вьюн подъем
окунь воробьи предъюбилейный
храбрость безделье объяснение

- Что объединяет слова в первом столбике? Какую работу выполняет мягкий знак?

- Какую работу выполняет мягкий знак во втором столбике?

- Твердый знак в третьем столбике?

- Значит, чтобы разделять согласные и гласные на письме используется не только мягкий, но и твердый знаки. Получается, нам нужно расширить тему урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о :

(Тема открывается полностью. Дети читают.)

- Вернемся к словам второго и третьего столбиков. Мы выяснили, что мягкий и твердый знаки выполняют одну и ту же работу. Для чего тогда мы в одних словах пишем разделительный твердый знак, а в других разделительный мягкий знак? Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Дети предлагают сравнить предложенные слова. Обычно замечают, что согласный звук перед мягким знаком произносится мягко, а перед твердым знаком - твердо, и предлагают использовать этот признак для написания разделительных мягкого и твердого знаков. Тогда предложите детям проанализировать слово шьёт. В этом слове первый согласный произносится твердо, но если найти слово в словаре, то окажется, что оно пишется с мягким знаком, то есть признак, найденный детьми, не подходит).

- Если это объяснение не подходит, давайте попробуем найти другое. Попробуйте выделить в словах второго и третьего столбиков приставку и корень. Для этого объединитесь в группы.

(Идет работа в группах. Результаты работы выносятся на доску).

- Что вы замечаете?

(Дети замечают, что мягкий знак пишется в корне, а твердый знак после приставки и перед корнем. Если сделать вывод самостоятельно трудно, то учитель оказывает помощь.)

- После каких букв пишется мягкий знак? Твердый знак?

- Перед какими буквами пишется мягкий знак? Твердый знак?

(На доске появляется схема:)

- Мы проделали огромную работу. Теперь нам предстоит самая ответственная часть - формулировка вывода.

(Дети, опираясь на таблицу, формулируют вывод о правописании разделительных мягкого и твердого знаков).

- Давайте проверим наш вывод, сверим его с учебником.

(Дети читают правило в учебнике, сравнивают его с полученным выводом. Учитель поздравляет детей с открытием).

- Вернемся к предложению, записанному на доске. Объясните, почему мы написали разделительный мягкий знак? С чего начать объяснение? Выделите части слов?

(Дети доказывают).

- Сегодня на уроке мы потренируемся записывать слова с разделительными твердым и мягким знаками.

- Спишите с доски словосочетания, Объясните написание разделительных Ъ или Ь знаков.

Обустроить жильё, подъёмный кран, шустрые воробьи, крутой подъём, знакомый подъезд.

(Каждое словосочетание объясняет один ученик, выделяя части слова, правило постоянно проговаривается.)

- Вставьте пропущенные твердый или мягкий знаки.

От:езд, в:юга, гост:я, раз:езд, ноч:ю, с:ехать, осен:ю, раз:яснение, друз:я.

(Работа выполняется аналогичная, последние четыре слова можно попробовать дать для самостоятельной работы с последующей проверкой.)

(Подводится итог урока, записывается домашнее задание.)

- Над какой темой работали на уроке?

- Когда пишется разделительный твердый знак? Разделительный мягкий знак?

- Сегодня на уроке вы проделали большую работу. Трудились дружно. Чья работа на уроке вам особенно понравилась?