Форма: Слайд-шоу: урок-игра.
Цели:
- охарактеризовать отличительные особенности в устройстве жизни диких и домашних животных, их разнообразие, значение для человека;
- формировать умения группировать сравнивать, анализировать, делать выводы;
- способствовать развитию внимания, памяти, речи;
- способствовать воспитанию патриотизма, бережного отношения к животным.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- слайды;
- рисунки: белка, лиса, рысь, лось, заяц, павлин;
- музыка "Звуки леса";
- презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Актуализация знаний. Заставка - слайд № 1
-Вспомним, как называются растения, специально выращиваемые человеком? (культурные растения) . Приведите примеры. (пшеница, рожь, гречиха, яблоня, крыжовник, помидор и т.д.)
- А какие ещё бывают растения? (дикорастущие)
- Какие растения мы относим к дикорастущим? (растения, которые растут в лесу, на лугу, в водоёме, которые человек не сажал)
- Приведите примеры дикорастущих растений. (мать - и - мачеха, медуница, первоцвет, ромашка, одуванчик и т.д.).
-Кто помнит, на какие группы мы делили животных? (звери, птицы, насекомые, рыбы).
Показ слайда № 2
- Выполним задание: "Допиши предложения. Приведи примеры" (показ слайда № 3)
Насекомые - это животные, у которых шесть ног
Рыбы - это водные животные, тело которых, покрыто чешуёй
Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями
Рыбы - животные, тело которых покрыто шерстью
- А к какой группе животных мы относим лягушек, жаб, тритонов? Показ слайда № 4
-Почему их называют земноводными? (они живут и на земле, и в воде)
-Какую группу животных мы ещё забыли назвать? (пресмыкающиеся). Показ слайда № 5
-Кто относится к пресмыкающимся? (змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы)
3. Сообщение темы урока. Заставка - слайд № 6
-Вернемся к группам растений. Как думаете, а существуют ли животные, специально выращиваемые человеком?
-Как их называют? (домашние)
-А те животные, которые сами добывают пищу, защищаются от врагов, как называются? (дикие)
Сегодня на уроке мы поговорим о диких и домашних животных. Посмотрим, какую роль они играют в жизни человека? Показ слайда № 7
4. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Давным - давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить с ним рядом. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
- Чем домашние животные отличаются от диких?
Чтение вывода на стр. 66.
-Как думаете, чем домашние животные платят людям за их любовь, ласку, внимание?
Выполним задание: "КОМУ СКАЖЕМ СПАСИБО?" Показ слайда № 8
Посмотрим, что же человек получает от животных? (дети комментируют, учитель дополняет)
Корова - является нашей кормилицей. Ведь она дает не только молоко, но и масло, и сливки, и творог, и сметану, и простоквашу.
Сколько родственников у нашего петуха среди домашних птиц! Это и индюки, и цесарки, и саамы разные породы домашних кур. Домашние куры дают нам вкусные и питательные продукты - мясо и яйца, из которых можно приготовить много самых разнообразных блюд. Кроме того, от них получают перо и пух.
Овца - домашнее животное. Живет она рядом с человеком уже 3 тыс. лет. Мясо овец вкусное и питательное. Из овечьего молока делают сыр. Из овечьих шкур шьют теплые шубы и тулупы, шапки и воротники. А из кожи изготовляют обувь. Особо ценится овечья шерсть. Из неё делаю валенки, ткут ковры, вяжут кофты, рукавички, изготовляют ткани.
Все знают, что мед берут из пчелиных ульев, где он находится в восковых ячейках - сотах. А в ульях мед делают пчелы. Люди давно оценили замечательные качества пчелиного мёда. Уже давно пчёлы "приручены" людьми, живут в ульях на пасеках. Это тоже домашние животные.
Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши. Знаете ли вы , какие у кого детёныши?
Игра "Правильно ли названы детёныши?". Показ слайда № 9
Правила игры: если детёныш назван верно - вы молчите, если нет - хлопаете в ладоши.
У кошки - котенок,
У собаки - собачонок, (шенок)
у утки - утенок,
у гуся - гусенок,
у лошади - лошаденок (жеребёнок)
у курицы - цыплёнок,
у овечки - овчонок (ягненок)
у коровы -теленок
у свиньи - свиненок (поросенок)
Молодцы, знаете домашних животных!!!
А сейчас поиграем в игру "Угадай-ка". Показ слайда № 10
Вы должны угадать, о каком животном идет речь, и подумать, какое значение для человека оно имеет.
С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
(белка)
Показ рисунка белки.
- Обратите внимание на её пушистый хвост, он помогает белке прыгать с дерева на дерево, с ветки на ветку.
-Как думаете, чем белка питается? (орехи, шишки, грибы)
А ещё у белки зимой на ушах вырастают кисточки, чтоб в морозную погоду не отморозить кончики ушей. Посмотрите на её шерсть, она пушистая, мягкая, теплая. Вот и подумайте, какое значение для человека она имеет?
Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней
Пышный хвост её краса
А зовут её:. (лиса)
Показ рисунка лисы
-Ей нужен пышный хвост для того, чтобы заметать на снегу свои следы от охотников, собак. Она очень хитрая. Не зря её в сказках называют Лисой Патрикеевной.
-А какие сказки знаете вы о хитрой лисе? ("Колобок", "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Теремок")
- Обратите внимание на её мех.
Подумайте, что получает человек от лисы?
Следующее животное живет в лесу. Похоже на домашнюю кошку, но больше по размеру. У него короткий хвост, есть кисточки на ушах. (рысь)
Показ рисунка рыси
Рысь передвигается тихо, хорошо прыгает по деревьям. Охотится на мелких зверей, которыми питается. Обратите внимание на мех, он, как и у белки, и у лисы, мягкий, тёплый.
Обобщим, так что же ценного получает человек от белки, лисы и рыси?
-ПРАВИЛЬНО! От этих диких животных мы получаем мех. Из него мы шьем шубы, шапки, воротники на пальто.
Следующее животное живет в лесу, у него ветвистые рога. Лечится от болезней ядовитыми грибами мухоморами. (лось)
Показ рисунка лося
-Лось - очень сильное животное, рога помогают защищаться от врагов.
А это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
(заяц)
Показ рисунка зайца
Весной у зайцев рождаются маленькие зайчата.
- А что ещё вы знаете о зайцах?
- Ребята, я думаю, что мех и продукты питания - это не самое главное, что дают животные человеку. На мой взгляд, прежде всего - это красота, которую они так щедро дарят нам. При их созерцании улучшается настроение, открывается чувство восхищения прекрасным, чувство восторга, радости от увиденного. Я уверена, увидев фотографии некоторых птиц, приготовленных мною для вас, вы согласитесь со сказанным.
В сказке Г.Х. Андерсена неуклюжего птенца называли гадким утенком, а когда он вырос, то превратился в прекрасного::(лебедя). Показ слайда № 11
Распустила хвост жар - птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес:. Павлин.
Показ рисунка павлина
-Посмотрите, какое красивое оперение, богатый яркими красками хвост. Разве можно не любоваться красотой этой птицы? Как думаете?
Мы много трудились, устали, а теперь тихо - тихо встали. Заставка - слайд № 12
Физминутка:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок - скок, скок - скок
Надо зайке поскакать.
Вы сказали, что человек получает от животных и мех, и продукты питания, и красоту. Но иногда получается так, что:
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от наших обид.
И себя мы прощаем
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.
-Подумаем, будет ли природе хуже, если мы сломаем несколько веток, сорвём два или три цветка, бросим мусор?
Или просто так поймаем красивую одну - единственную бабочку?
-Правильно, если одну рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто -то ещё -что же станет с природой?
Работа со слайдом № 13 (обучающие комментируют, учитель дополняет)
-Природе очень трудно залечивать даже самые маленькие раны. А что тогда говорить о больших ранах, когда люди для того, чтобы построить дорогу, село, уничтожают леса. Если вырубку леса делать подряд, не задумываясь, какое дерево срубить, то на нашей планете не останется лесов.
- Посмотрите на следующую рану. Вы видите, как из труб фабрик и заводов вместе с дымом в воздух попадают вредные для здоровья вещества. А мы знаем, что чистый воздух необходим не только человеку, но и животным.
Таким же образом загрязняются водоёмы сточными водами, которые текут с заводов и фабрик с ядовитыми веществами, от которых погибают животные, живущие в воде. Ещё некоторые туристы бросают мусор в воду, оставляют его на траве. От такого загрязнения окружающей среды тоже гибнут животные.
-А какой большой вред приносят пожары, которые вспыхивают по вине человека! От таких пожаров гибнет большое количество животных.
Ещё большой вред животным наносят браконьеры, которые жестоко уничтожают животных в большом количестве ради красивого меха, а иногда просто так, ради развлечения.
Вы знаете, ребята, я буду очень огорчена и расстроена, если кто - либо из вас сможет обидеть животное, нанести рану тонкой былинке, легкой бабочке, беспомощному птенцу.
ВЕДЬ: птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птицы - не небо!
А море без рыбы - не море!
А земля без зверей не - Земля!!!
А кто из вас знает, какая работа ведется сейчас по спасению животных?
На месте вырубленных лесов сажают новые леса.
Для разведения отдельных видов создаются специальные питомники. Очень важна работа ботанических садов и зоопарков, которые слали убежищем для многих редких растений и животных.
Ведётся работа по очистке воздуха, воды. Многие заводы, фабрики переоборудованы. В трубах установлены фильтры и очистители, в которых оседает пыль, ядовитые вещества.
Запрещено уничтожение всех видов, внесенных в Международную Красную книгу и Красную книгу России
- А что мы можем сделать для охраны животных, когда отправляемся на экскурсию или на прогулку в лес? Показ слайда № 14
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ (читают подготовленные ученики)
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость,
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам - не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк-
Будь то ласка иль хорёк,
Еж лесной, речная рыба-
Скажет:"Ты - мой друг! Спасибо!"
Итог урока. Вот и подходит урок к концу. Мы сегодня очень много успели, очень много узнали. Мы учились мыслить, рассуждать, доказывать свою точку зрения. Молодцы. Подведем итог :
- О какой группе животных мы сегодня говорили?
- Чем отличаются дикие животные от домашних?
- Какую роль они играют в жизни человека?
- Как мы должны охранять наших животных?
- И урок хочется закончить такими словами: Показ слайда № 15