Цель программы: создание условий для самореализации творческой личности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Задачи программы:
- Изучение личностных качеств учащихся, складывающихся отношений в классном коллективе; Содействие формированию дружного классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды;
- Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся, улучшение психологического климата в начальной школе.
- Помочь детям лучше узнать свои характерные особенности, увидеть, что способности не статичны, а развиваются в соответствии с возрастом под влиянием социального окружения.
- Последовательная гуманизация и демократизация образовательного пространства класса и школы, его психологизация.
- Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка.
- Создание условий для сотворчества. Развитие творческих способностей учащихся.
Актуальность программы.
За последние десятилетия появилось много новых программ по воспитанию и образованию младших школьников, основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а вопросы социально-эмоционального развития ребенка раскрыты недостаточно.
Программа "Цветок Дружбы" важна и необходима, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка. Формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Программа организует сотрудничество с семьей, система работы предусматривает участие семьи, как в общих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей.
Педагогическая целесообразность.
Программа "Цветок Дружбы" - новый подход к организации психолого-педагогических условий внутри школы. Основная цель занятий - обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации каждого ребенка. Основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект - субъективное взаимодействие, принципов непрерывности, открытости, гуманизации, индивидуализации.
Новизна программы: индивидуальный подход к каждому ребенку основан на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. План работы включает в себя все виды деятельности, интегрированное взаимодействие учителей и родителей, использование запланированного, ситуативного и косвенного методов общения с детьми. Прослеживая позитивную динамику во взаимодействии педагогов с семьей в воспитании детей, можно выделить такие наиболее эффективные формы работы, как семейные клубы, тематические выставки "Руками детей и их родителей", совместные праздники и развлечения.
В программе "Цветок Дружбы" для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения используются авторские сказки. Возрождаются традиции семейного чтения.
Отличительной особенностью данной воспитательной программы является то, что ее цели и задачи решаются совместно с семьей.
В первом классе в форме игры "Город Смешариков" происходит профилактика социально-эмоциональных проблем у воспитанников. На примере героев отечественного мультфильма дети учатся общаться, дружить и приходить друг другу на помощь.
Формы. Режим занятий.
Программа предусматривает в первый и последующие годы обучения 136 часов.(34 часа в год).
Формы занятий могут быть разными: беседы, экскурсии, конкурсы, соревнования т.д.
Ожидаемые результаты:
- Создание дружного коллектива детей и родителей. Создание положительной репутации класса.
- Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса и школы.
- Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность.
Условия эффективной реализации программы:
- Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на обучение в среднем звене; на становление ученика как творческой личности.
- Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении.
- Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного развития личности;
- Разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности;
- Поиск новых путей развития личности школьников.
Лейтмотив программы
Название программы, класс | Ключевые ценности | Конечный результат |
"Цветок Дружбы " 1-4 класс |
Дружба | Ценностное отношение к своей семье, родным и близким |
Семья | Дружный коллектив взрослых и детей | |
Общение | Коммуникабельность, уверенность, умение общаться |
Стратегические направления развития воспитательной программы класса.
- Создание условий для адаптивного воспитания.
- Создание условий для организации внеурочной жизни класса.
- Психологическое сопровождение воспитательной программы класса
- Повышение профессиональной компетенции.
- Реализация модели воспитательной программы класса.
I. Создание условий для адаптивного воспитания.
- обучение учащихся рефлексивной деятельности: познанию, проектированию, созиданию;
- освоение инновационных технологий, позволяющих создать ситуацию успеха учащихся;
- програмно-методическое обеспечение базовых и вариативных предметных курсов (3-4 класс);
- подготовка методических пособий, разработка авторских сценариев, способствующих адаптивному воспитанию школьников.
- создание семейного клуба.
II. Создание условий для организации внеурочной жизни класса.
- создание единого воспитательного пространства;
- развитие у учащихся чувства личной причастности к жизни, гражданственности, ответственности, патриотизма по отношению к своей семье, народу, Родине;
- преемственность и единство основного и дополнительного образования как условия развития целостной личности; развитие самоуправления.
III. Психологическое сопровождение воспитательной системы класса.
- организация групповых занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- осуществлять психологическое просвещение всех участников воспитательного пространства;
- использование в работе активных методов обучения и воспитания, снимающих физическое и психическое напряжение в учебной деятельности учебно-воспитательного процесса;
- создать условия для обеспечения преемственности при переходе учащихся на следующую возрастную ступень: детский сад-школа, 4 класс-5 класс.
- дифференцированный подход в воспитании и оценивание уровня достижений учащихся; создание портфолио учеников;
- осуществлять работу по профилактике здорового образа жизни;
- создание условий для психического здоровья учащихся;
- взаимодействие с педагогом-психологом, школьным врачом, социальным педагогом.
IV. Совершенствование демократического стиля управления
- создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала ребенка;
- сохранять открытость программы для корректировки;
- поддерживать необходимый для успешного развития каждого ученика и каждого родителя морально-психологический фон, стимулирующий всех участников воспитательного процесса на активное участие в реализации программы развития класса;
V. Повышение профессиональной компетенции.
- повышение квалификации, творческой реализации;
- освоение новых воспитательных технологий;
- расширение содержания воспитания за счет традиций школы и класса;
- совершенствование работы с родителями учащихся;
Модель выпускника начальной школы.
Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Личностные качества (черты характера):
- сознательная дисциплинированность;
- умение дружить;
- порядочность
- честность, правдивость
Отношение к окружающим:
- уважение, гуманность
- забота о других; милосердие
- интерес к людям, общительность;
- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
- толерантность, уступчивость;
Интеллектуальное развитие
- информационный кругозор
- потребность применять знания на практике
Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность
- старательность
- осознанность
Человек - творец самого себя:
- "любящий себя" - значит уважающий себя и других;
- стремление к саморазвитию.
Культура поведения:
- умение жить вместе с другими;
- культура речи.
Здоровый образ жизни:
- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
- любовь и интерес к спорту
- отсутствие вредных привычек
- знание способов поддержания здоровья;
Эстетическая культура
- умение видеть прекрасное в природе и жизни.
Отношение к природе:
- готовность охранять и защищать природу;
- бережное отношение к окружающей среде;
Примерный перспективный план работы.
Темы | Часы 1 год |
Часы 2 год |
Часы 3 год |
Часы 4 год |
1.Организация занятий с родителями | 5 | 6 | 5 | 5 |
2. Родителям и детям о русских святынях. | 3 | 2 | 3 | 4 |
3. Возрождение духовно-нравственных устоев. | 1 | 5 | 5 | 5 |
4. Учимся дружить | 3 | 4 | 5 | 3 |
5 Профилактика социально-эмоциональных проблем у первоклассников | 11 | - | - | - |
6 Тематические праздники. | 2 | 5 | 4 | 3 |
7.Тематические выставки | 3 | 4 | 2 | 3 |
8 Формирование социальных навыков | 3 | 3 | 5 | 7 |
9.Учимся общаться друг с другом | 3 | 5 | 5 | 4 |
ИТОГО | 34 | 34 | 34 | 34 |
Методическое обеспечение.
Воспитательная программа "Цветок дружбы" рассчитана на 4 года для детей 7-11 лет.
В ней предусмотрены такие формы занятий: традиционные (комбинированные) занятия, игры, ролевые ситуации, конкурсы, беседы, выставки, написание сочинений, рисование, соревнования, круглые столы, походы, КВН, ролевые ситуации, групповые этюды.
Структура занятия:
1-й этап - организационный (подготовка детей к работе на занятии, приветствие, упражнения на внимание);
2-й этап - основной (посвящен теме занятия)
3-й этап - заключительный (дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы).
В зависимости от цели занятия структура может меняться. Занятия - 1 час в неделю.
Программа предусматривает методы и приемы:
- беседы (вопрос-ответ, обсуждение ситуаций);
- наглядно-действенные, эмоционально-образные (интерпретация, создание ситуации выбора);
- практические (изготовление, лепка)
- игровые (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
- тренинг-приемы;
- наблюдение за деятельностью детей;
- проективные методы (тематический рисунок, поощрение).
Методы могут варьироваться, модифицироваться, добавляться. Каждое занятие, цель будут требовать подчас ситуативного выбора метода.
Программа предусматривает техническое и дидактическое оснащение занятий:
- методическая литература
- аудиовизуальная техника (магнитофон, видеокамера).
- печатная бумага форматов А-3, А-4, набор файлов.
- компьютер, ксерокс.
- фотоаппарат.
- игровой материал (игрушки: мягкие, технические и моторные).
Список литературы, использованный при написании программы.
- Вербовская Е.В. Психогимнастика. Н.Новгород,1998.
- В. Воронов Технология воспитания: пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей Москва: Школьная пресса, 2001;
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Пути к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.- СПб., 1998.
- Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
- Короткова Л.Д. Духовно - нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. - М.:ЦГЛ, 2006.
- Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями - целый мир (социально-эмоциональное развитие детей)- М.:ТЦ Сфера, 2007.-96с.
- Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.,1993.
- Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. - М.: Глобус, 2007. (классное руководство).
- Н.Е Степанов Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М.,1994.
- Н.Е.Щуркова "Программа воспитания школьника". М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков, А.П.Савченко, Е.А.Осипова "Новые технологии воспитательгого процесса". Москва, 1993.
- Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного. Анатомическая психология: прошлое и настоящее.-М., 1995.