1. Организационный момент:
- Цепочка-установка. (Все встают возле своей парты и берутся за руки тем самым замыкая круг, после чего каждый передает энергию тепла по цепочке).
2. Словарная работа. Актуализация знаний.
Дайте характеристику словам:
камыш
падеж сущ., неодуш., м.р., нулевое, парный согл. в корне, безуд. гласный в корне.
остров
арбуз
- Найдите лишнее слово:
остров (слово с несколькими значениями).
Докажите - пример предложения:
- На необитаемом острове жили два негра.
- Вышли на грибной остров.
- В каком значении слово написано на доске?
(не знаем, т.к. значение слова узнаем в контексте)
часть текста или высказывание.
- Вот набор слов. Выберите и запишите к слову остров однокоренные слова, а Егор Ф. и Маша П. работают у доски (составляют из карточек таблицу падежей и вопросов).
Егор и Маша:
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п. |
существует нет дать вижу доволен думаю |
Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? |
Островной К острову С островом Островитяне У острова Островочек Об острове Островок Остров |
- Прочитайте однокоренные слова.
- Докажите. Убираю в сторону однокоренные слова.
- Какие слова остались? (Чтение).
- Какая часть речи?
- Что можете сказать о них? (форма одного слова)
- Почему?(основа слова одинаковая, окончание изменяется).
- Как называется такое изменение существительных?(изменение по падежам).
- Сколько в русском языке падежей?(6)
- Вот они.(проверка Егора и Маши). Согласны?
Работа по столбикам:
- Что записано в первом столбике? (Название падежа)
- Во втором столбике? (вспомогательное слово).
- В третьем? (вопросы). Почему два вопроса? (одуш., неодуш.).
3. Постановка учебной задачи.
- При помощи этой таблицы определите падеж имени сущ., записанных на доске.
Д.п.
к острову (к чему?) Д.п. и т.д. (дети в тетрадь)
Дошли до слова остров!
- Почему трудно? (совпадение вопросов у неодуш. сущ. в И.п. и В.п.)
Может только у этого слова возникают затруднения?
(попробуем: камыш, падеж, арбуз).
- Кто догадался какова тема сегодняшнего урока?
Откр. Винительный падеж и Именительный падеж существительного.
- Какие задачи ставим перед собой? (узнать, как различить И. и В. падежи у неодуш. имен существительных).
Ставлю ?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Что помогло определить падеж у этих существительных? (вспомогательное слово + вопрос. Я показываю).
- Почему не определили падеж у этого слова? (вспомогательное слово и вопрос не помогли, т.к. форма одинаковая).
- Значит не всегда можно этим воспользоваться?
- Что делать? (Искать ответ в контексте).
- Правильно ли я вас поняла, что вы на это слово предлагаете взглянуть в предложении?
(открыть 3 предложения и дать работу в группах).
Определите падеж слова остров.
- В океане затерялся необитаемый остров.
- Мореплаватель открыли необитаемый остров.
- На остров отправились туристы.
(Работы в группах)
- Готовы?
1 группа:
- Выслушиваю.
- Спрашиваю. Верно, ли я вас поняла, что существительное отвечает на вопрос ЧТО? В предложении главный член, то оно стоит в И.п.!
- Вывешиваю:
2 группа:
- Выслушиваю.
- Спрашиваю. Верно, ли я вас поняла, что существительное отвечает на вопрос ЧТО? В предложении не главный член, а второстепенный, то оно стоит в В.п.!
- Вывешиваю:
3 группа:
- Выслушиваю.
- Спрашиваю. Если существительное отвечает на вопрос ЧТО? Употреблено с предлогом, то оно стоит в В.п.!
- Вывешиваю:
- Какое слово вызвало затруднение в определении И. или В. падежа (остров). Почему? (совпали вопросы). Какой? (ЧТО?)
Говорю и вывешиваю:
(именно существительные, отвечающие на вопрос что и вызывают затруднение в определение падежа В. и И.п.)
- Что получилось? (алгоритм).
- Правы ли мы? (Надо проверить по учебнику с. 87).
Правило:
Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим, а имя существительное в винительном падеже - второстепенным членом предложения.
В именительном падеже имена существительные всегда употребляется без предлога, а в винительном - и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через.
- Давайте проверим его в действии:
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Упражнение № 135.
Задание:
Прочитай отрывки из "Сказки о Царе Салтане" А.С.Пушкина. Определи падеж выделенных существительных. Легко ли ты справился с заданием? Как не спутать именительный падеж с винительным у существительных мужского рода единственного числа с нулевым окончанием?
Князь пошёл, забывши горе,
Сел на башню и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг...Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит в волнах
На раздутых парусах.
- Два человека у доски комментируя (по алгоритму):
Как будешь действовать? (по алгоритму)
Можно ли использовать правило учебника?
- Работа в паре. (проверка с помощью планшетов).
Пожмите друг другу руки.
Обобщение:
! Как отличили И.п от В.п. ведь оба слова отвечают на один и тот же вопрос и одинаковая форма слова.
(Выслушиваются ответы учеников).
Теперь я точно знаю, что вы готовы поработать самостоятельно.
6. Самостоятельная работа.
У всех на столах индивидуальные карточки с заданием. Необходимо выполнить по инструкции. Один (сильный ребенок) выполняет на планшете.
Карточка:
Выпиши подчеркнутые существительные и определи их падеж. Пользуйся алгоритмом.
На урок позвал веселый звонок. Каждый ученик сел за свой стол, достал учебник. Учебник помог ему вывести алгоритм. Алгоритм поможет определить падеж имен существительных.
- Проверка по эталону.
- Кто не допустил ошибку? (оценка "5").
7. Рефлексия деятельности. (итог урока).
- Напомните мне, в чем возникло затруднение? (определить В.п. и И.п.)
- Что это за новое правило?
- Как, по-вашему, работал весь класс? (Хорошо).
- Будет еще лучше, если вы дома потренируетесь.
8. Домашнее задание.
- Предлагаю задание на выбор.
Составить с любым из слов 2 предложения так, чтобы в 1 предложении существительное стояло в Именительном падеже, во 2 предложении в Винительном падеже. (Ветер, голос, море).