Урок русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


1. Организационный момент:

- Цепочка-установка. (Все встают возле своей парты и берутся за руки тем самым замыкая круг, после чего каждый передает энергию тепла по цепочке).

2. Словарная работа. Актуализация знаний.

Дайте характеристику словам:

камыш

падеж сущ., неодуш., м.р., нулевое, парный согл. в корне, безуд. гласный в корне.

остров

арбуз

- Найдите лишнее слово:

остров (слово с несколькими значениями).

Докажите - пример предложения:

  1. На необитаемом острове жили два негра.
  2. Вышли на грибной остров.

- В каком значении слово написано на доске?

(не знаем, т.к. значение слова узнаем в контексте)

часть текста или высказывание.

- Вот набор слов. Выберите и запишите к слову остров однокоренные слова, а Егор Ф. и Маша П. работают у доски (составляют из карточек таблицу падежей и вопросов).

Егор и Маша:

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

существует

нет

дать

вижу

доволен

думаю

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?

Островной

К острову

С островом

Островитяне

У острова

Островочек

Об острове

Островок

Остров

- Прочитайте однокоренные слова.

- Докажите. Убираю в сторону однокоренные слова.

- Какие слова остались? (Чтение).

- Какая часть речи?

- Что можете сказать о них? (форма одного слова)

- Почему?(основа слова одинаковая, окончание изменяется).

- Как называется такое изменение существительных?(изменение по падежам).

- Сколько в русском языке падежей?(6)

- Вот они.(проверка Егора и Маши). Согласны?

Работа по столбикам:

- Что записано в первом столбике? (Название падежа)

- Во втором столбике? (вспомогательное слово).

- В третьем? (вопросы). Почему два вопроса? (одуш., неодуш.).

3. Постановка учебной задачи.

- При помощи этой таблицы определите падеж имени сущ., записанных на доске.

Д.п.

к острову (к чему?) Д.п. и т.д. (дети в тетрадь)

Дошли до слова остров!

- Почему трудно? (совпадение вопросов у неодуш. сущ. в И.п. и В.п.)

Может только у этого слова возникают затруднения?

(попробуем: камыш, падеж, арбуз).

- Кто догадался какова тема сегодняшнего урока?

Откр. Винительный падеж и Именительный падеж существительного.

- Какие задачи ставим перед собой? (узнать, как различить И. и В. падежи у неодуш. имен существительных).

Ставлю ?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Что помогло определить падеж у этих существительных? (вспомогательное слово + вопрос. Я показываю).

- Почему не определили падеж у этого слова? (вспомогательное слово и вопрос не помогли, т.к. форма одинаковая).

- Значит не всегда можно этим воспользоваться?

- Что делать? (Искать ответ в контексте).

- Правильно ли я вас поняла, что вы на это слово предлагаете взглянуть в предложении?

(открыть 3 предложения и дать работу в группах).

Определите падеж слова остров.

  1. В океане затерялся необитаемый остров.
  2. Мореплаватель открыли необитаемый остров.
  3. На остров отправились туристы.

(Работы в группах)

- Готовы?

1 группа:

  • Выслушиваю.
  • Спрашиваю. Верно, ли я вас поняла, что существительное отвечает на вопрос ЧТО? В предложении главный член, то оно стоит в И.п.!
  • Вывешиваю:

img2.jpg (24040 bytes)

2 группа:

  • Выслушиваю.
  • Спрашиваю. Верно, ли я вас поняла, что существительное отвечает на вопрос ЧТО? В предложении не главный член, а второстепенный, то оно стоит в В.п.!
  • Вывешиваю:

3 группа:

  • Выслушиваю.
  • Спрашиваю. Если существительное отвечает на вопрос ЧТО? Употреблено с предлогом, то оно стоит в В.п.!
  • Вывешиваю:

- Какое слово вызвало затруднение в определении И. или В. падежа (остров). Почему? (совпали вопросы). Какой? (ЧТО?)

Говорю и вывешиваю:

(именно существительные, отвечающие на вопрос что и вызывают затруднение в определение падежа В. и И.п.)

- Что получилось? (алгоритм).

- Правы ли мы? (Надо проверить по учебнику с. 87).

Правило:

Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим, а имя существительное в винительном падеже - второстепенным членом предложения.

В именительном падеже имена существительные всегда употребляется без предлога, а в винительном - и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через.

- Давайте проверим его в действии:

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Упражнение № 135.

Задание:

Прочитай отрывки из "Сказки о Царе Салтане" А.С.Пушкина. Определи падеж выделенных существительных. Легко ли ты справился с заданием? Как не спутать именительный падеж с винительным у существительных мужского рода единственного числа с нулевым окончанием?

Князь пошёл, забывши горе,
Сел на башню и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг...

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит в волнах
На раздутых парусах.

- Два человека у доски комментируя (по алгоритму):

Как будешь действовать? (по алгоритму)

Можно ли использовать правило учебника?

- Работа в паре. (проверка с помощью планшетов).

Пожмите друг другу руки.

Обобщение:

! Как отличили И.п от В.п. ведь оба слова отвечают на один и тот же вопрос и одинаковая форма слова.

(Выслушиваются ответы учеников).

Теперь я точно знаю, что вы готовы поработать самостоятельно.

6. Самостоятельная работа.

У всех на столах индивидуальные карточки с заданием. Необходимо выполнить по инструкции. Один (сильный ребенок) выполняет на планшете.

Карточка:

Выпиши подчеркнутые существительные и определи их падеж. Пользуйся алгоритмом.

На урок позвал веселый звонок. Каждый ученик сел за свой стол, достал учебник. Учебник помог ему вывести алгоритм. Алгоритм поможет определить падеж имен существительных.

- Проверка по эталону.

- Кто не допустил ошибку? (оценка "5").

7. Рефлексия деятельности. (итог урока).

- Напомните мне, в чем возникло затруднение? (определить В.п. и И.п.)

- Что это за новое правило?

- Как, по-вашему, работал весь класс? (Хорошо).

- Будет еще лучше, если вы дома потренируетесь.

8. Домашнее задание.

- Предлагаю задание на выбор.

Составить с любым из слов 2 предложения так, чтобы в 1 предложении существительное стояло в Именительном падеже, во 2 предложении в Винительном падеже. (Ветер, голос, море).