Интегрированный урок "Берёза – образ Берегини-Лады" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: знакомство с новым растительным образом Берегини – Лады – русской березкой, мини – праздниками и традициями народного календаря.

Задачи:

  • Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ученика, умению работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей.
  • Развивать умения работать с текстом-описанием, писать мини-сочинения, выразительного чтения текстов, стихотворений.
  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к природе, поэзии, музыке.

Оборудование: плакат со стилизированным изображением девушек-березок; выставка детских рисунков, фотографий и вырезок из журналов березы.

Дидактический материал: разрезные карточки с пословицами, текст «Добрая березка», карточки с правилами поведения в лесу для работы в парах и руппах.

ХОД УРОКА

I.Оргмомент

II. Сообщение темы и целей

– Сегодня на уроке мы отправимся ребята, в необычное путешествие. Ждет нас встреча со знакомой всем вам Незнакомкой, и поможет нам в этом наш добрый Лесовичок. Отправимся  в Лесное Царство. Но попасть к Лесовичку мы сможем, если вспомним лесные правила вежливости.
У вас на партах лежат листы с заданием. Посоветовавшись с другом необходимо выбрать те правила поведения в лесу, которые обязательно нужно соблюдать.

Правила вежливости.

  • Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  • В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумать, много зелени – еще нарастет.
  • Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешать!
  • Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  • Пучеглазую лягушонку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  • Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

– Молодцы, ребята! Я рада, что вы хорошо знаете лесные правила, надеюсь, что летом вы их не забудете, отправляясь в лес на прогулку.

III. Работа по теме урока

– А сейчас Лесовичок познакомит нас с таинственной Незнакомкой. Чтобы понять о ком идет речь, отгадайте ребус:

– Это береза. Да-да, вы удивлены? Это русская белоствольная береза. Но в начале немного истории.
Лето – одно из любимых для многих детей время года, летние каникулы, отдых
Знаете ли вы, что слово «лето» – происходит от «Ladd»; что в переводе с ликийского языка означает «мать». Для русского уха и без перевода ясен смысл этого древнего корня: лето это – Лада! Лада – имя самой Матери-Сырой Земли, рождающей и оберегающей все живое.
До наших дней сохранились отголоски искони летнего культа матери, убеждение, что Мать-Сыра Земля дышит и чувствует. Сохранился у нас и строгий запрет тревожить землю до Благовещенья, плевать на нее и бить ее палкой.
Землею клялись, горсть родной землицы брали с собою, отправляясь в дальние страны. И земля эта становилась оберегом для своих любящих, почтительных детей.
Растительным символом  Матери-Сырой Земли на Руси являлась БЕРЕЗА.
В народе считают, что в березе воплощен образ Берегини-Лады. Береза считалась деревом счастья.

(Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла»)

– Любят березку в народе. Не только песен, много пословиц и поговорок сложено о березе. Лесовичок приготовил нам несколько пословиц и поговорок. Он так к нам торопился, что все перепуталось в его лукошке.

а) Работа в группах. «Пословицы из лукошка».

Соедините две части предложения так, чтобы получилась пословица:

Березой обогреешься,
И у березки слезки текут,
Березоньки, как девоньки,
Каковы березки,
Береза не угроза:
Где дубняк
а не оденешься
когда с нее кору дерут
в сарафанчиках беленьких
таковы и отростки
где стоит, там и шумит
там и березняк

– Молодцы! Порадовали Лесовичка.

– А что вы знаете о березе?

(Ответы детей)

Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов.
Молодые побеги березы имеют бурую окраску. Белеть береза начинает с пяти лет. К этому возрасту в коре образуются клетки с белым веществом – бетулином, который и придает березе белый цвет.
– Особенно красивы березы во время цветения. Цветет береза в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается березка в листву и желтые сережки.
Есть у березы много сестер. Ученые насчитали около 65 видов берез!

Все они разные, а некоторые совсем не похожи:

  • карликовая береза – кустарник;
  • карельская береза – названная древесным мрамором, в глубокой древности кусочки такой древесины играли роль разменной монеты;
  • извилистая береза – растет в Лапландии, корявая, с кривыми толстыми ветками;
  • и даже черная береза – высокое дерево до 30 метров растет в США; есть вишневая, желтая, лиловая и многие другие виды берез.

– Вы, ребята, убедились, как много родственников у березки. Лесовичок предлагает нам речевую разминку.

б) Работа в парах (группах)

– Подберите к слову БЕРЕЗА однокоренные слова.

Береза – березка, березонька, берёзина, берёзник, берёзовый, берёзовик, подберёзовик.

– Много песен и стихотворений сложено о березе. (Читают дети)

* Березка, березка,
Завивайся кудрявая.
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли.

* Береза, моя березонька,
Береза моя белая,
Березка моя кудрявая!
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, трава шелковая.

– А сколько загадок о ней сложил народ!

* Катюшки да Наташки
Напялили рубашки,
Рубашки белые
Да девчонки смелые,
Сережки нацепили
Да косы распустили.

* Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

* Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.

* Стоят в поле сестрицы:
Платья белены,
Шапочки зелены.

* Шел я лесом,
Нашел дерево;
Из этого дерева
Выходят четыре дела:
Первое дело – слепому посвечение;
Второе дело – нагому потешение;
Третье дело – скрипучему поможение;
Четвертое дело – хворому полегчение.

(Береза: лучина, веник, береста, сок)

Послушав народные песни и загадки, скажите, с кем сравнивает народ березку? Почему?

в) Работа в группах.

Нас ждет новое испытание. Перед вами текст, разрезанный на предложения. Ваша задача составить из предложений связный текст.

Добрая березка.

  • Стоит на лесной опушке береза.
  • Дятел пробил в коре березы дырочку.
  • Побежал ручеек по стволу дерева.
  • Четыре капли сока упали на землю.
  • Закружились вокруг березы бабочки.
  • Прилетели синицы.
  • Пришли и рыжие муравьи.
  • Всех угостила вкусным соком дорогая береза.

(Чтение готовых текстов)

– Молодцы! Много в народе и праздников, где почитают березку. И один из любимых праздников – День Святой Троицы, где березовыми ветками изгоняют из домов всякую нечисть, очищая молодой зеленью свои жилища.
Интересны и Троицкие обряды. Девушки украшают березки лентами, завивают кольцами, плетут венки из гибких березовых веточек, водят вокруг принаряженной березки хороводы, устраивают девичники, гадают да поют Троицкие песни.

(Читает ученик)

Становились по кругу,
Поклонились Семику.
Ой-лю, Ой-лю-лю,
Березоньку я завью!

– Ветки берез свивали в венки, с тайным умыслом, нашептывая имя полюбившегося человека.
Ведь о чем думается в Троицу, когда березку завиваешь, то и сбудется! Эти венки и просто веточки хранили и верили, что они – надежный оберег, спасающий от бед –  напастей, дарующий счастье.
– Русские поэты также воспевали березу. Послушайте, какие замечательные стихи написаны о ней.

(Чтение детьми стихов русских поэтов по желанию, см. приложение)

– Береза не только красивое дерево, но оно еще и лекарственное. Все у нее приносит пользу и кора, и ветки, и листья, и само дерево (ствол). И весной очень любят многие лакомиться березовым соком.
Но сама березка очень страдает от этого. Она истощается, лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения.
Кроме этого, ветер может занести в ранку споры грибов трутовиков. Березе от них большой вред.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

«Березкины слезки» или «Березка без слезок».

– Дома вы должны изготовить рекламный листок о том, что пора сбора березового сока представляет серьезную угрозу для нашей русской белой березы, и каждый должен позаботиться о ее безопасности, беречь и призывать к этому других людей.

(Звучит песня «Березонька». Сл. Н.Найденовой, муз. М.Раухвергера)

Приложения