Музыкально-ритмическое воспитание детей с нарушением зрения (1-я младшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


«Что посеешь – то и пожнёшь» Русская народная пословица

Сентябрь. Вот они, мои малыши, совсем ещё неумехи, боятся всех и всего, плачут. Всё для них здесь чужое. Им совсем-совсем не радостно, а наоборот. С чего же начать? Как заразить их искоркой радости, как сделать так, чтобы при моём появлении они бежали ко мне, зная, что «Геннадьевна» (так они меня потом будут называть) позовёт их в музыкальный зал, а там так всегда интересно и сказочно!... Но это ещё впереди. А сейчас… «Дай ладошечку, моя крошечка. Я поглажу тебя по ладошечке…» Не дают.

Музыкальное занятие. Разучивание самого простого танцевального движения. Танцую я, воспитатель, дефектолог – ребятишки стоят, смотрят на нас кто с интересом, а кто, как нам кажется, безучастно. Ситуация как в известном мультфильме «Фильм, фильм, фильм», где девочке показывали, как танцевать с цветочком. И всем уже казалось, что ничему её нельзя научить, как она выдала то, что надо. Так и мы. Знаем, верим, что всё, что делаем – детки обязательно впитают в себя как губка. Главное, никогда нельзя опускать руки, а верить в таких на самом деле талантливых ребятишек.

Постепенно, понемногу мои «ёжики» прячут свои иголочки и с доверчивым взглядом подают ладошку, чтобы открылся музыкальный цветочек. Ура! Процесс, как говорится, пошёл. «Что умеют наши ножки? Что умеют наши ручки?» Очень многое! Вместе со сказочными героями малыши открывают для себя музыкальный мир. И это им очень нравится! В зале можно поиграть со снежками, с ленточками, спрятаться от лисички-сестрички, поиграть на музыкальных инструментах, покататься на паровозике или машине и много другое. А с каким удовольствием они танцуют с мамой или папой! Оказывается, их родные тоже ничего не умеют, стесняются. Не беда! Малыши им помогут. И вот уже родители и педагоги в конце 1 младшей группы на выпускном (во вторую младшую) празднике умиляются, с гордостью думают: «Неужели это мой малыш так хорошо поёт, танцует?» А ведь недавно ещё ничего не умел. Значит, не прошла наша работа бесследно. И в этом заслуга всех: ведь только общими, совместными усилиями педагогов и родителей можно получить положительный результат.

Основы любви к музыке закладываются в детском возрасте, причём в очень раннем. И здесь важно не упустить этот период.

Говоря о музыкально-ритмическом воспитании малышей, мы подразумеваем общее музыкальное воспитание. То есть ставим между этими двумя понятиями знак равенства. Почему? Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Выдающийся музыкальный педагог А.Артболевская в статье «Первая встреча с музыкой» утверждает, что «…музыкальные способности детей проявляются и развиваются прежде всего через движение с музыкой. Необходимо поэтому раньше начать вовлечение детей в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику». А, по мнению швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жана Далькроза «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать с воспитания в нём «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены». Поэтому мы просто обязаны более ответственно относиться к музыкально-ритмическому воспитанию малышей: знать их психофизические, индивидуальные особенности, чётко ставить цели и задачи. Практика подтверждает: «Что посеешь в 1 младшей группе – то пожнёшь в последующих».

1-я младшая группа является переходной от раннего детства к дошкольному. Поэтому детям это группы свойственны черты, присущие тому и другому возрастам. Наряду с фрагментарностью и несовершенством первоначальных форм различных видов деятельности на развитие ребёнка начинает оказывать всё большее влияние накапливающийся у него опыт. Обогащаются двигательная и эмоциональная сферы, отчётливее и разнообразнее становятся эмоциональные переживания. Развивается речь, что значительно расширяет контакты детей со взрослыми.

Особенности детей с нарушением зрения

Работа с детьми, имеющими какие-либо нарушения зрения, вызывает определённые трудности. На фоне зрительной патологии возникают следующие недостатки, которые приходится учитывать в процессе занятий. Это: скованность движений, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и другие. Поэтому в раздел «Музыкально-ритмические движения» ввожу специальные задания на развитие мелкой моторики рук, формирование микроориентировки («Кулачки», «Ладушки-ладошки» и др.).

Пространство зала осваиваем постепенно. В начале учебного года занятия провожу в группе и только в конце октября выходим в зал. Это событие совмещаю с праздником. Яркие впечатления надолго остаются в эмоциональной памяти малышей. И они с удовольствием стремятся на музыкальные занятия в ожидании чуда.

Задачи музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет

  • воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям
  • развитие эмоциональной отзывчивости
  • развитие музыкального слуха: музыкально-сенсорных способностей (различение динамики, высоты и тембра музыкального звука); чувства ритма (способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии); слухового внимания (умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки); способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания)
  • развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие выразительности движений, умений передавать образы знакомых животных, птиц, персонажей
  • воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослыми и ребёнком
  • развитие элементарных пространственных ориентировок: двигаться парами, «стайкой», по кругу и т.п.
  • развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.

Программное содержание направлено на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, первоначального интереса к ней, на активизацию отдельных действий в связи с музыкой. Формирование сенсорных способностей – основа музыкального развития в этом возрасте.

Последовательность в освоении задач музыкального воспитания выявляется постепенно. При характеристике навыков и умений мы говорим не «научить чему-то», а «подводить к такому-то навыку».

  • Чтобы музыкально-ритмическое воспитание детей 2-3 лет было успешным, необходимо выполнять ряд условий:
  • в работе использовать максимальное количество разнообразных пособий и игрушек, действия с которыми интересны детям. Это платочки, ленточки, флажки, осенние листочки, снежные комочки, колокольчики, погремушки и др. А также куклы бибабо, мягкие игрушки
  • каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание
  • повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения; частое повторение знакомого репертуара малышам не надоедает, чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости им это доставляет; дети как бы узнают свои возможности, им нравится уверенно действовать
  • необходимо внимательное отношение к каждому ребёнку, знание его темперамента, душевного мира
  • общение с детьми должно проходить в атмосфере радости – и это самое главное, так как радость лучше всего влияет на жизнь ребёнка, развитие его способностей; в атмосфере радости душа ребёнка легче всего открывается навстречу прекрасному.

Музыкально-педагогический репертуар

Немаловажен в работе с детьми и качественный музыкально-ритмический репертуар. В основном это русский народный фольклор, «золотой» классический фонд, который был создан нашей отечественной педагогикой (репертуар 1-й младшей группы типовой программы под редакцией Н.А.Ветлугиной, игры-забавы Е.Макшанцевой, Т.Бабаджан и др.). Наряду с этим основным репертуаром я использую много нового музыкально-ритмического материала, который был успешно апробирован с детьми 1 младшей группы.

Работа с родителями

Хочется особо отметить роль родителей в музыкальной жизни своих детей. В последние годы мы активно привлекаем их к участию в праздниках. У нас главное не показ детей, не демонстрация успехов педагогов, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей и у взрослых уже потому, что они вместе сидят, вместе поют и танцуют, вместе играют. Так появились семейные праздники: «Давайте познакомимся», «Вот какие мы большие», «Мамин праздник», «Новогодний праздник» и другие. После таких мероприятий дети с большим желанием занимаются на музыкальных занятиях. Ярким показателем успешности музыкального развития является эмоциональность поведения детей, их неподдельное желание петь, танцевать, играть.

Предлагаю вашему вниманию музыкально-ритмический репертуар, составленный мной. Основа – репертуар 1-й младшей группы типовой программы под редакцией Н.А.Ветлугиной.

  1. Сборник «Песенка, звени!» Г.Ф.Вихарёва: Игра с цветами (пляска-игра); Курочка с цыплятами (игра); Пляска с флажками; Игра с мишкой; Дети и волк (игра); Весёлая пляска; Ленточки (пляска); Игра с зайчиком; Пальчики и ручки (пляска); Колыбельная с игрушками(игра); Забытая пляска; Парная пляска.
  2. Сборник «Пёстрые страницы» Г.Ф.Вихарёва: Барабан (слова А.Барто); Котята (пальчиковая гимнастика).
  3. Сборник «Веселинка» Г.Ф.Вихарёва: Подсолнушки (песня-танец).
  4. Сборник «Музыкальные занятия с детьми раннего возраста» А.Н.Зимина, Н.К.Китаева: Ах, вы ручки, мои ручки (пляска); Грибочки(танец-игра); Пляшем хорошо; Нынче день такой хороший(пляска); Пляска с погремушками.
  5. Сборник «Весёлые песенки для малышей» Е.Гомонова: Весёлые жучки (танец-игра); Танец с осенними листочками.
  6. Сборник «Детские забавы» Е.Д.Макшанцева: Разминка (пальчиковая гимнастика); Погуляем! (пляска); Покатаем Машеньку! (игра); Чок да чок! (пляска); Солнышко (игра).
  7. Сборник «Музыка в детском саду. 1 младшая группа». Ходим-бегаем. Муз. Е.Тиличеевой, сл.Н.Френкель; Тихо-громко. Муз.Е.Тиличеевой, сл.Ю.Островского; Маленькая полечка. Муз.Е.Тиличеевой, сл.А.Шибицкой; Устали наши ножки. Муз.Т.Ломовой, сл.Е.Соковниной; Бубен. Муз.Г.Фрида (игра); Зайчики и лисичка. Муз.Г.Финаровского, сл.В.Антоновой; Воротики. Р.н.м. обр.Р.Рустамова (игра); Ноги и ножки. Муз.В.Агафонникова; Кошка и котята. Муз.В.Витлина; Приседай. Эстонская н.м. (пляска); Берёзка. Муз.Р.Рустамова, сл.А.Матлиной (хоровод); Шарики. Муз.В.Кукловской, сл.И.Кишко (пляска-игра).
  8. Журнал «Колокольчик» №24: Петрушки. Муз. и сл.Н.Караваевой.
  9. «Колокольчик» №11: Игра в снежки. Муз. и сл. И.Смирновой.
  10. «Колокольчик» №25: К нам опять пришла весна! (парный танец)
  11. Журнал «Музыкальная палитра» №1 2004: Что умеют наши ножки? Сл.и муз.Г.Вихарёвой.
  12. «Музыкальная палитра» №1 2005Г.: Игра с погремушкой. Муз. Н.Тихоновой.
  13. Сборник «Скворушка» Е.Макшанцева: Ладошки (пальчиковая гимнастика).
  14. Сборник «Топ-хлоп» Т.Сауко, А.И.Буренина: Вот как мы умеем. Муз.Е.Тиличеевой, сл.Н.Френкель; Ладошечка(пальчиковая гимнастика); Да-да-да! Муз.Е.Тиличеевой, сл.Ю.Островского; Ладушки-ладошки (пальчиковая гимнастика). Е.Каргановой, М.Иорданского; Ой, летали птички. Р.н.м.(игра); Кап-кап.Р.н.м.(пальчиковая гимнастика); Кулачки. Муз.А.Филиппенко (пальчиковая гимнастика); Повторяй за мной. Нем.н.м. (танец); Пляска с погремушками. Бел.н.м.; Спокойная пляска; Тихо-тихо мы сидим. Р.н.м.(пальчиковая гимнастика); Пляска с куклами. Нем.н.м.; Пляска с платочками. Нем. Н.м.; Воробушки и кошка; Топ-хлоп. Нем.н.м.; Лодочка. Т.Сауко, Е.Макшанцева; Весёлые ладошки. Е.Макшанцевой (пальчиковая гимнастика); Игра с бубном; Ёлочная хороводная; Игра с зайчиком; Танец с мамами; Вышли дети на лужок (пальчиковая гимнастика); Летняя хороводная.