Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера

Разделы: Информатика


Цели:

  1. образовательная:
  • Познакомить с программным принципом работы компьютера.
  • Дать понятие программного обеспечения. Рассказать об основных типах программного обеспечения.
  • Дать понятие операционной системы. Рассказать о функциях операционной системы.
  • Познакомить с загрузкой компьютера.
  1. развивающая: развивать информационные знания учащихся.
  2. воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Организационные формы обучения: Лекция с элементами беседы

Ученик должен знать: Программный принцип работы компьютера, понятие программного обеспечения, типы программного обеспечения, понятие операционной системы, функции операционной системы.

Ученик должен уметь: Загружать компьютер.

Оборудование: Программное обеспечение, мультимедиа.

Ход урока

Структура урока:

  1. Организационная часть (2 мин.)
  2. Сообщение темы и цели урока. Лекция(25 мин).
  3. Ответы на вопросы (10мин).
  4. Практическая часть урока (8 мин).
  5. Итоги урока (1-2 мин).
  1. Организационный момент: Проверка отсутствующих, индивидуальная подготовка рабочего места, запись темы урока в тетрадь.
  2. Объяснение учителя.
  1. Учитель объясняет программный принцип управления компьютером.

Данные и программы. Числовая, текстовая, графическая и звуковая информация может быть представлена и обработана на компьютере в форме данных.

Чтобы процессор “знал”, что ему делать с данными, как их обрабатывать, он должен получить определенную команду (инструкцию). Например, “сложить два числа” или “заменить один символ на другой”.

Обычно для решения какой-либо задачи процессору требуется не единичная команда, а их последовательность. Последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных, называется программой.

С экрана ученики записывают определение программы. (Презентация. Слайд № 1).

Учитель задает вопросы ученикам:

  • В виде чего представляется любая информация в компьютере?
  • Как называется последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных?
  1. Учитель объясняет, что такое программное обеспечение компьютера и его структуру.

В течение нескольких десятилетий создавались программы, нужные для обработки различных данных. Совокупность требуемых программ составляет программное обеспечение компьютера.

Ученики записывают с экрана определение программного обеспечения и структуру ПО в тетрадь. (Презентация. Слайд №2).

Системное ПО.

Главной частью системного программного обеспечения является операционная система.

Операционная система является базовой и необходимой составляющей программного обеспечения компьютера, без нее компьютер не может работать в принципе.

К системному ПО кроме ОС следует отнести и множество программ обслуживающего, сервисного характера. Например, это программы обслуживания дисков (копирование, форматирование), сжатия файлов на дисках (архиваторы) борьбы с компьютерными вирусами и многое другое.

Для выполнения на компьютере конкретных работ (создания текстов и рисунков, обработки числовых данных и т. д.) требуется прикладное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение можно разделить на две группы программ: системы программирования и приложения.

Системы программирования являются для программистов-профессионалов инструментами разработки программ на различных языках программирования (Basic, Pascal, С и др.). В настоящее время появились системы визуального программирования (Visual Basic, Borland Delphi и др.), которые позволяют даже начинающему пользователю компьютера создавать несложные программы.

Приложения предоставляют пользователю возможность обрабатывать текстовую, графическую, числовую, аудио- и видеоинформацию, а также работать в компьютерных сетях, не владея программированием.

Практически каждый пользователь компьютера нуждается в приложениях общего назначения, к числу которых относятся: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, а также приложения для создания мультимедиа-презентаций.

В связи со стремительным развитием глобальных и локальных компьютерных сетей все большее значение приобретают различные коммуникационные программы.

Из-за широкого распространения компьютерных вирусов можно отнести к отдельной группе антивирусные программы.

Для профессиональных целей квалифицированными пользователями компьютера используются приложения специального назначения. К ним относятся системы компьютерной графики, системы автоматизированного проектирования (САПР), бухгалтерские программы, компьютерные словари и системы автоматического перевода и др.

Все большее число пользователей применяет обучающие программы для самообразования или в учебном процессе. Прежде всего, это программы обучения иностранным языкам, программы-репетиторы и тесты по различным предметам

Большую пользу приносят различные мультимедиа-приложения (энциклопедии, справочники и т. д.) на лазерных дисках, содержащие огромный объем информации и средства быстрого ее поиска.

Ученики записывают в тетрадь определение системы программирования и определение приложения (Презентация. Слайд №3).

Учитель задает вопросы ученикам:

  • Что такое ПО?
  • Какие виды ПО вы знаете?
  • Что является главной частью системного обеспечения?
  1. Учитель объясняет, что такое ОС и её функции.

ОС непосредственно связана с аппаратурой и управляет её работой, ведет диалог с пользователем, организует работу с файлами. Вот названия некоторых распространенных ОС для персональных компьютеров: MS-DOS, Windows, Linux.

Функции ОС

  • Организация согласованного выполнения всех процессов в компьютере, планирование работ, распределение ресурсов.
  • Организация обмена информацией с внешними устройствами; хранение информации и обеспечение доступа к ней, предоставление справок;
  • Реакция на ошибки и аварийные ситуации; контроль за нормальным функционированием оборудования;
  • Обеспечение возможности доступа к стандартным системным средствам (программам, драйверам и т.д.)
  • Обеспечение общения с пользователем.

Ученики записывают определение ОС и её основные функции (Презентация. Слайд №4)

Учитель задает вопросы ученикам:

  • Что такое операционная система?
  • Назовите её основные функции.
  1. Учитель объясняет что такое загрузка компьютера.

Загрузка компьютера начинается с загрузки ОС. (Презентация. Слайд №5)

  1. Закрепление нового материала.

Вопросы к ученикам:

  1. Для чего нужны программы?
  2. Что такое ПО?
  3. Что входит в ПО?
  4. Что такое ОС?
  1. Практическая работа.

Класс делится на две группы. В одной группе делают слайд презентации “Схема системного по”, в другой – “Схема прикладное по”.

Задание на дом §2.1., стр.34-35, §2.4. Ответить на вопросы после параграфов.

  1. Итог урока.

Учитель задает вопрос: С чем вы познакомились на уроке?

Выставление оценок.

Использованная литература:

  1. И.Семакин, Л.Залогова, С.Русаков, Л. Шестакова Базовый курс 7-9 класс
  2. Иванова И.А. Информатика 9 класс. Практикум
  3. Н.Угринович Базовый курс 8 класс.