Урок литературного чтения в 1-м классе по теме "Буква Ю, ю"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласных; раскрыть функцию буквы Ю, как показателя мягкости согласных.
  • Способствовать формированию навыка чтения слов с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха.
  • Стимулировать мышление, внимание, творческую фантазию.
  • Содействовать воспитанию любознательности, культуры общения, интереса к родному языку.

Оборудование: презентация, вееры с буквами, игрушка-юла, рисунки, ребусы, карточки для работы в парах, учебник “Русская азбука”.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания
  1. Выразительное чтение стихотворения “Первый снег”.
  2. Выставка детских рисунков.
  1. Работа над новым материалом.
  1. Слово учителя.

Сегодня я расскажу вам сказку о животном – обитателе пустынь, степей. Кормится колючими кустарниками и тростником. Толстая шкура и очень густая шерсть спасает его от палящего солнца, а от раскалённого песка – мозолистые подушки на ногах и груди. Зимует в горах: прячется от холодных ветров. Он двугорбый, что очень удобно для перевозки людей и груза.Кто это?

1 слайд. Верблюдица и верблюжонок

Сказка “Верблюжонок Юлий”.

Верблюжонку Юлию очень хотелось, чтобы у него всё было как у людей.

- Мама! Я тоже хочу спать в люльке. (2 слайд. Люлька)
- А разве тёплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.
- Нет, он такой мягкий! - обрадовался Юлий.
- Мама, я тоже хочу играть с юлой, - сказал он в следующий раз. (3 слайд. Юла).
- А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.
- Нет, он такой весёлый! – обрадовался Юлий.
- Мама, я тоже хочу жить в юрте, - сказал он в следующий раз. (4 слайд. Юрта)

(Юрта-жилище как шалаш из жердей, утепленный шкурой, войлоком)

- Но разве в юрте растёт столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица. (5 слайд. Тюльпаны)
- Конечно же, нет! – засмеялся Юлий. – И никогда не вырастет.

  1. Вопрос учащимся:

– Какие звуки одинаковые часто слышали в словах?

  1. Сообщение темы и цели урока. (6 слайд. Ю, ю).
  2. Демонстрация букв Ю, ю (на веере, в классной кассе букв, в учебнике, и старинное начертание буквы Ю)
  3. Вопросы учащимся:

- Почему буквы две?
- Какое имя собственное в сказке?
- Есть в классе дети с именем на Ю?
-  В чьих фамилиях есть Ю?

  1. Загадка (об одном из предметов сказки)

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. Юла (игрушка)

  1. Слого-звуковой анализ слова ЮЛА

- Сколько слогов?
- Назовите 1, 2. – Что они собой представляют?
- Произнесите 1 слог.
- Что заметили? (Гласная Ю имеет два звука.)
- Какие?

Вывод: гласная Ю “хитрая”

- А какие ещё “хитрые” гласные знаем? (попутно показ на веере).

7 слайд. Е Ё Я (присоединяется Ю)

  1. Физминутка

- Приседаем и встаём, если слышим Ю:

юнга яма руки строю стою ель
юмор рою мою еду юркий пью
  1. Закрепление нового материала
  1. Работа по учебнику

Чтение слов.

- Когда говорят: пою, рисую, играю (один).
- Когда: рисуют, играют, поют (много).
- После каких букв стоит Ю? Значит, сколько звуков здесь имеет буква Ю?

Вывод: после гласных буква Ю имеет 2 звука.

Чтение слогов (шёпотом, хором вслух)

- Какую роль выполняет гласная Ю?
- Какой звук слышим после мягких согласных?

Вывод: значит, гласная Ю, как и Я, Ё, Е своего звука не имеет!

  1. Чтение предложения с ребусом.

(8 слайд. Я люблю свою 7-ю.)

  1. Работа по учебнику с текстом о еже

- Он тоже любит свою семью. (Чтение учащимися).
- Назовите по картинке предметы, в произношении которых слышится Ю.

  1. Рассматривание иллюстрации в учебнике

- Кого видим в этой дружной семье, ведь на самом деле кошки с мышками не дружат? (Бабушка кошка, мама мышка и малыш-мышонок).
- Какую песенку поёт мама-мышь, укачивая своего малыша? (Колыбельную)

  1. Чтение отрывка из колыбельной

(Учителем, затем учащимися по 1 строке, по 2, и всё стихотворение в целом)

  1. Работа в парах

Соединить букву с картинкой, название которой начинается с Ю. (Проверка со слайда 9, хоровое произношение слов)

  1. Работа с текстом в учебнике

Чтение учителем.

- Почему Юра предложил играть вместе?

Выборочное чтение.

- Что было у Юры?
- О чём попросила Юля?
- А что сказал Юра?
- Как запела юла?

Чтение по ролям.

  1. Разгадывание ребусов

10 слайд

100Ю ЛУК (Ю) ЮЛА (Я)
  1. Итог урока

- С какой буквой познакомились?
- Почему она “хитрая”?
- Какова ещё её роль?

Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
получилась буква Ю

Поощрения.

  1. Рефлексия.

11 слайд. Тюльпан цветущий, тюльпан привял, тюльпан осыпался.