Цели:
- сформулировать и доказать теорему о скалярном произведении двух векторов в координатах и ее следствия;
- ознакомить учащихся со свойствами скалярного произведения векторов;
- показать применение скалярного произведения векторов при решении задач.
Материалы и оборудование урока: мультимедиа проектор, слайд-фильм (презентация в PowerPoint), компьютерный класс (желательно).
План проведения урока:
- Организация учащихся.
- Сообщение новой темы и постановка цели урока.
- Математическая разминка:
а)теоретическая разминка;
б)математический тест.
- Изложение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Д/з и инструкция к нему.
- Подведение итогов урока (сообщение оценок ученикам).
Ход урока
Презентация. Слайд №1
- Организация учащихся.
На доске высказывание о математике:
“Измеряй свои желанья, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова”. Пифагор
- Взаимное приветствие; выяснение отсутствующих (причины); организация внимания; объявление темы и цели урока.
- Напомнить, что бы тетради с выполненным д/з ученики сдали в конце урока.
- Постановка цели урока.
Мы продолжаем изучение темы соотношение между сторонами и углами треугольника и сегодня выясним:
- как вычисляется скалярное произведение двух векторов, зная координаты этих векторов;
- сформулируем основные свойства скалярного произведения векторов.
А начнем мы наш урок с теоретической разминки.
- Математическая разминка.
Слайд № 2 (Презентация)
1 часть.
Двое учеников проводили исследовательскую работу на доказательство теоремы Пифагора с применением 1) теоремы косинусов и 2) нахождения длины вектора. Пока ученики оформляют доказательство у доски, мы проверим ваши знания, проведем теоретическую разминку (устно).
Вопросы к учащимся:
- Сформулируйте теорему синусов (написать формулу на доске).
- Сформулируйте теорему косинусов (написать формулу на доске).
- Что значит “решить треугольник”?
- Какое наименьшее число элементов надо знать, что бы “решить треугольник”?
- Сформулируйте определение скалярного произведения векторов (написать формулу на доске).
2 часть.
Называя правильные ответы, мы разгадаем по буквам зашифрованное слово.
Задание
(Презентация) Слайд № 3
Здесь зашифровано имя автора этой красивой теоремы: “Если на сторонах треугольника во внешнюю сторону построить равносторонние треугольники, то их центры будут вершинами равностороннего треугольника”. Этот треугольник носит имя автора. Это имя каждому известно, но не в математики. Математикой этот человек занимался удовольствия ради. Он – автор нескольких теорем и известных занимательных геометрических задач. А свое имя он прославил на весь мир совсем по другому поводу. Итак, давайте попробуем разгадать имя автора этой теоремы (Наполеон Бонапарт).
(Презентация) Слайд № 4
Определите, к какому типу задач “решение треугольника” можно отнести данную модель рисунка:
(появляются модели задач по очереди, варианты ответов внизу под определенной буквой)
Модель 1 |
Модель 2 |
Модель 3 |
Модель 4 |
Модель 5 |
Модель 6 |
п) Решение треугольника по трем сторонам.
л) Решение треугольника по двум сторонам и углу,
противолежащему одной из них.
о) Решение треугольника по стороне и углам, один
из которых лежит против данной стороны.
н) Решение треугольника по двум сторонам и углу
между ними.
о) Решение треугольника по трем углам.
е) Решение треугольника не осуществляется.
а) Решение треугольника по стороне и прилежащим
углам.
Презентация. Слайд № 5
Результатом скалярного произведения векторов является …
а) вектор.
о) число.
л) градус.
Скалярный квадрат координатного вектора равен:
т) -1.
р) 0.
н) 1.
Презентация. Слайд № 6
После отгаданного слова, можно предложить ученику (или нескольким) по желанию дома провести исследовательскую работу по доказательству Теоремы Наполеона.
Далее ученики приводят доказательство теорем Пифагора. Параллельно на экране
Презентация. Слайд №7 высвечивается доказательство теоремы, которое было применено в 8-м классе.
Тест с последующей взаимопроверкой (Приложение 2)
Время отведенное на выполнение теста – 5 минут (исчезновение фигур Презентация. Слайд № 8)
Учащиеся сначала выставляют себе оценку, потом обмениваются карточками и проверяют ответы друг у друга по ответам, заранее подготовленным на экране в виде следующей таблицы:
Слайд №9
Правильные ответы | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | б | в |
2 | а | а |
3 | в | в |
4 | б | б |
5 | в | б |
Выставляют оценку по следующим критериям:
- 0 ошибок – оценка “5”
- 1 ошибка – оценка “4”
- 2 ошибки – оценка “3”
- 3-5 ошибок – оценка “2”
Карточка для ответов математического теста:
В-____
Работу выполнил Ф.И.___________________
№ вопроса | Ответы | Работу проверил Ф.И.______________ |
Итоговая оценка (учителя) |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
Оценка |
- Изложение нового материала.
Скалярное произведение двух векторов можно вычислить, зная координаты этих векторов.
Презентация. Слайд № 10
Теорема
Скалярное произведение векторов выражается формулой
Сравним формулы:
Доказательство этой теоремы можно предложить провести самостоятельно дома 1 ученику (по желанию) и на следующий урок привести его на доске для остальных со всеми выкладками.
Для введения 2 следствий из теоремы можно предложить всем учащимся решить две задачи (1 задача слабым ученикам, 2 – более сильным).
Задача 1.
Известно, что не нулевые векторы перпендикулярны. Найдите .
Дано:
Найти:
Решение: и
Равны левые части, то равны и правые. Следовательно:
.
Тогда
Задача 2.
Известно ненулевые векторы и .
Найти .
Дано: ,
Найти:
Решение:
и
Равны левые части, то равны и правые. Следовательно:
Из формулы следует:
или Т.к.
и , то
Решив задачи, мы вместе сформулировали следствия 1 и 2.
Презентация. Слайд №11
Прочитать самостоятельно следствия на странице 267.
Далее вводим свойства скалярного произведения векторов через сравнения действий над числами:
Презентация Слайд №12
Закон | Действия над числами (свойства) a , b и с – любые числа |
Действия над векторами (свойства) - любые вектора |
|
1 | переместительный | ||
2 | распределительный | ||
3 | сочетательный | ||
4 | , причем при |
Ученики записывают у себя в тетрадях 4 свойства для векторов.
Замечание
Распределительный закон имеет место для любого числа слагаемых. Например,
.
Презентация Слайд №13
- Закрепление изученного материала.
- Решим задачу № 1044 (а), 1047 (а)
№ 1044 (а)
Ответ: -2,5.
№ 1047 (а)
Ответ: 7,5.
Один из учащихся, решая задачу у доски, комментирует решение вслух; остальные внимательно его слушают, делая при этом записи в тетради, и вносят исправления, если ученик допустил ошибку.
- № 1044 (в), 1047 (в), 1045 – самостоятельно.
№ 1044 (в)
б)
Ответ: 5.
№1047 (в)
Ответ: 0.
№1045
Презентация. Слайд №14
- Домашнее задание и инструкция к нему.
Открыть дневники и записать д/з:
Д/з: П. 103, 104.
Решить задачи № 1044 (б), 1047 (б).
Инструкция к д/з:
- № 1044 (б) – задача на вычисление скалярного произведения (применение теоремы).
- № 96 (б) – задача на применение 1следствия теоремы.
- Подведение итогов урока.
Можно в конце урока вывести на экран общую таблицу изученного материала на уроке и по ней еще раз повторить основные сведения.
Презентация. Слайд № 16
Закончить урок, хотелось бы словами великого ученого Галилео Галилея:
Презентация. Слайд № 15
“Геометрия является самым могущественным средством для развития наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать”.
Ученики сдают тетради.