Урок геометрии в 9-м классе по теме "Скалярное произведение векторов в координатах и его свойства" с использованием мультимедиа технологий

Разделы: Математика, Информатика


Цели:

  • сформулировать и доказать теорему о скалярном произведении двух векторов в координатах и ее следствия;
  • ознакомить учащихся со свойствами скалярного произведения векторов;
  • показать применение скалярного произведения векторов при решении задач.

Материалы и оборудование урока: мультимедиа проектор, слайд-фильм (презентация в PowerPoint), компьютерный класс (желательно).

План проведения урока:

  1. Организация учащихся.
  2. Сообщение новой темы и постановка цели урока.
  3. Математическая разминка:

а)теоретическая разминка;
б)математический тест.

  1. Изложение нового материала.
  2. Закрепление изученного материала.
  3. Д/з и инструкция к нему.
  4. Подведение итогов урока (сообщение оценок ученикам).

Ход урока

Презентация. Слайд №1

  1. Организация учащихся.

На доске высказывание о математике:

“Измеряй свои желанья, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова”. Пифагор

  • Взаимное приветствие; выяснение отсутствующих (причины); организация внимания; объявление темы и цели урока.
  • Напомнить, что бы тетради с выполненным д/з ученики сдали в конце урока.
  1. Постановка цели урока.

Мы продолжаем изучение темы соотношение между сторонами и углами треугольника и сегодня выясним:

  • как вычисляется скалярное произведение двух векторов, зная координаты этих векторов;
  • сформулируем основные свойства скалярного произведения векторов.

А начнем мы наш урок с теоретической разминки.

  1. Математическая разминка.

Слайд № 2 (Презентация)

1 часть.

Двое учеников проводили исследовательскую работу на доказательство теоремы Пифагора с применением 1) теоремы косинусов и 2) нахождения длины вектора. Пока ученики оформляют доказательство у доски, мы проверим ваши знания, проведем теоретическую разминку (устно).

Вопросы к учащимся:

  • Сформулируйте теорему синусов (написать формулу на доске).
  • Сформулируйте теорему косинусов (написать формулу на доске).
  • Что значит “решить треугольник”?
  • Какое наименьшее число элементов надо знать, что бы “решить треугольник”?
  • Сформулируйте определение скалярного произведения векторов (написать формулу на доске).

2 часть.

Называя правильные ответы, мы разгадаем по буквам зашифрованное слово.

Задание

(Презентация) Слайд № 3

Здесь зашифровано имя автора этой красивой теоремы: “Если на сторонах треугольника во внешнюю сторону построить равносторонние треугольники, то их центры будут вершинами равностороннего треугольника”. Этот треугольник носит имя автора. Это имя каждому известно, но не в математики. Математикой этот человек занимался удовольствия ради. Он – автор нескольких теорем и известных занимательных геометрических задач. А свое имя он прославил на весь мир совсем по другому поводу. Итак, давайте попробуем разгадать имя автора этой теоремы (Наполеон Бонапарт).

(Презентация) Слайд № 4

Определите, к какому типу задач “решение треугольника” можно отнести данную модель рисунка:

(появляются модели задач по очереди, варианты ответов внизу под определенной буквой)

Модель 1

Модель 2

Модель 3

Модель 4

Модель 5

Модель 6

п) Решение треугольника по трем сторонам.
л) Решение треугольника по двум сторонам и углу, противолежащему одной из них.
о) Решение треугольника по стороне и углам, один из которых лежит против данной стороны.
н) Решение треугольника по двум сторонам и углу между ними.
о) Решение треугольника по трем углам.
е) Решение треугольника не осуществляется.
а) Решение треугольника по стороне и прилежащим углам.

Презентация. Слайд № 5

Результатом скалярного произведения векторов является …

а) вектор.
о) число.
л) градус.

Скалярный квадрат координатного вектора равен:

т) -1.
р) 0.
н) 1.

Презентация. Слайд № 6

После отгаданного слова, можно предложить ученику (или нескольким) по желанию дома провести исследовательскую работу по доказательству Теоремы Наполеона.

Далее ученики приводят доказательство теорем Пифагора. Параллельно на экране

Презентация. Слайд №7 высвечивается доказательство теоремы, которое было применено в 8-м классе.

Тест с последующей взаимопроверкой (Приложение 2)

Время отведенное на выполнение теста – 5 минут (исчезновение фигур Презентация. Слайд № 8)

Учащиеся сначала выставляют себе оценку, потом обмениваются карточками и проверяют ответы друг у друга по ответам, заранее подготовленным на экране в виде следующей таблицы:

Слайд №9

Правильные ответы Вариант 1 Вариант 2
1 б в
2 а а
3 в в
4 б б
5 в б

Выставляют оценку по следующим критериям:

  • 0 ошибок – оценка “5”
  • 1 ошибка – оценка “4”
  • 2 ошибки – оценка “3”
  • 3-5 ошибок – оценка “2”

Карточка для ответов математического теста:

В-____

Работу выполнил Ф.И.___________________

№ вопроса Ответы Работу  проверил
Ф.И.______________
Итоговая оценка (учителя)
1      
2    
3    
4    
5    
Оценка      
  1. Изложение нового материала.

Скалярное произведение двух векторов можно вычислить, зная координаты этих векторов.

Презентация. Слайд № 10

Теорема

Скалярное произведение векторов  выражается формулой

Сравним формулы:

Доказательство этой теоремы можно предложить провести самостоятельно дома 1 ученику (по желанию) и на следующий урок привести его на доске для остальных со всеми выкладками.

Для введения 2 следствий из теоремы можно предложить всем учащимся решить две задачи (1 задача слабым ученикам, 2 – более сильным).

Задача 1.

Известно, что не нулевые векторы  перпендикулярны. Найдите .

Дано:

Найти:

Решение: и

Равны левые части, то равны и правые. Следовательно:

.

Тогда

Задача 2.

Известно   ненулевые векторы и  .

Найти .

Дано: ,

Найти:

Решение:

и

Равны левые части, то равны и правые. Следовательно:

Из формулы следует:

 или Т.к.

 и , то

Решив задачи, мы вместе сформулировали следствия 1 и 2.

Презентация. Слайд №11

Прочитать самостоятельно следствия на странице 267.

Далее вводим свойства скалярного произведения векторов через сравнения действий над числами:

Презентация Слайд №12

  Закон Действия над числами (свойства)

a , b и с – любые числа

Действия над векторами (свойства)

- любые вектора
k – любое число

1 переместительный
2 распределительный
3 сочетательный
4     ,

причем при

Ученики записывают у себя в тетрадях 4 свойства для векторов.

Замечание

Распределительный закон имеет место для любого числа слагаемых. Например,

.

Презентация Слайд №13

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Решим задачу № 1044 (а), 1047 (а)

№ 1044 (а)

Ответ: -2,5.

№ 1047 (а)

Ответ: 7,5.

Один из учащихся, решая задачу у доски, комментирует решение вслух; остальные внимательно его слушают, делая при этом записи в тетради, и вносят исправления, если ученик допустил ошибку.

  1. № 1044 (в), 1047 (в), 1045 – самостоятельно.

№ 1044 (в)

б)

Ответ: 5.

№1047 (в)

Ответ: 0.

№1045

Презентация. Слайд №14

  1. Домашнее задание и инструкция к нему.

Открыть дневники и записать д/з:

Д/з: П. 103, 104.

Решить задачи № 1044 (б), 1047 (б).

Инструкция к д/з:

  • № 1044 (б) – задача на вычисление скалярного произведения (применение теоремы).
  • № 96 (б) – задача на применение 1следствия теоремы.
  1. Подведение итогов урока.

Можно в конце урока вывести на экран общую таблицу изученного материала на уроке и по ней еще раз повторить основные сведения.

Презентация. Слайд № 16

Закончить урок, хотелось бы словами великого ученого Галилео Галилея:

Презентация. Слайд № 15

“Геометрия является самым могущественным средством для развития наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать”.

Ученики сдают тетради.