В документах Министерства образования воспитательная деятельность современного образовательного учреждения рассматривается как «фундаментальная социокультурная база воспитания и развития детей». Начальная школа является первой ступенью, составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача учителя – помочь учащимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества формируются при выполнении учебных проектов.
Метод проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Этот метод ориентирован на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения. С точки зрения Н.Ю.Пахомовой «… учебный проект – это возможность для учащегося делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и значим для самих открывателей».
Этот метод работы с младшими школьниками использую с 1 класса. Конкретные дела в условиях школы всегда значимы. Дети любят что-то делать своими руками и показывать окружающим. Это способ самовыражения и желание что-то создать. В период разработки проекта учащиеся читают книги, обращаются к учебникам, справочной и специальной литературе. Коллективная проектная деятельность создает особую атмосферу в классе. У детей, родителей и учителя появляется ощущение коллектива, формируется благоприятный микроклимат в коллективе. Дети учатся уважать взгляды товарищей и находить компромиссы, осваивать различные формы общения, сотрудничать и создавать вместе интересные работы.
В прошлом учебном году мои четвероклассники в течение месяца с удовольствием работали над творческим проектом «Напиши письмо Деду Морозу».
Цели проекта:
- познакомить учащихся со значением переписки вы жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности; правилами и вежливыми формами переписки;
- помочь учащимся осознать социальную значимость изучения темы;
- способствовать развитию у детей творческой инициативы и мышления, формирования чувства гармонии и красоты, милосердия и любви;
- содействовать формированию у детей не потребительского отношения к Деду Морозу, а желания обратиться к нему как к лучшему другу, советчику и т.д.;
- способствовать осознанию ценностей совместной деятельности, формированию коммуникативной культуры.
Оборудование: конверты, открытки, почтовый ящик, карточки с правилами переписки «Проверь себя», таблица «Схема текста письма»; презентация «Напиши письмо Деду Морозу», медиапроектор.
- Выбор темы.
В ноябре началась работа над творческим проектом с выбора темы «Напиши письмо Деду Морозу». Она достаточно емкая, поэтому дети смогли выделить в ней несколько микротем:
- «Великий Устюг – родина Деда Мороза»;
- «История почтовой службы»;
- «История появления конверта»;
- «Правила переписки»;
- «письмо как разновидность текста»;
- «Выдающиеся люди нашего края»;
- «Что я знаю о своем крае»;
- «История домов и улиц нашего города»;
- «Мастера земли грязовецкой»;
- «Сторона святых родников» и др.
- Сбор информации.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирали интересующие их сведения, фиксировали, готовили к использованию в проектах.
Основные виды представленной информации – записки, рисунки, вырезки из газет или ксерокопии текстов и изображений, фотографии, письма, открытки.
Был проведен урок развития речи на тему «Я к вам пишу…», на котором дети познакомились с письмом как разновидностью текста и со значением переписки в жизни людей.
На уроке труда дети посетили Грязовецкий краеведческий музей. Для них была организована экскурсия «Мастера земли грязовецкой». В творческой гостиной «Я славлю кистью землю эту» дети встретились с художницами Н.Л. Петрушкиной и В.Н. Устиновой, познакомились с творчеством других художников. В поэтической гостиной познакомились с творчеством А.Романова и других поэтов.
- Реализация проектов.
На этом этапе учащиеся оформляли выбранные ими проекты, сочетая действия в школе и вне школы.
- Отчет по выбранным проектам.
Творческими группами детей были проведены устные журналы:
- «Пять лучших предприятий нашего города»;
- «История домов и улиц нашего города»;
- «Сторона святых родников»;
- «Колокольчик» - лучший детский сад нашего города»;
- «Художница-сказительница В.Н. Устинова».
На классном стенде постоянно обновлялась рубрика «Это интересно».
- Подведение итогов работы проводилось на уроке развития речи «Напиши письмо Деду Морозу».
Ход урока
- Организационный момент.
- Вводная беседа.
(Стук в дверь).
- Кто это?
Почтальон:
Здравствуйте, дети!
Я веселый почтальон!
Детям я давно знаком.
Много писем и газет
Возит мой велосипед!
Разноцветные конверты,
И открытки, и пакеты,
И посылки, телеграммы
Доставлю все их вам я!
(М.Лаписова)
Это школа № 2? 4 «В» класс? Значит, письмо вам. Распишитесь. До свидания, ребята! Я спешу. У меня очень много писем – ведь скоро Новый год!
(Почтальон уходит).
Учитель: Ребята, а как почтальон узнал, что это письмо предназначено нам? Кто имеет право распечатать письмо?
(Дети отвечают).
Учитель прикрепляет на доску карточки с правилами переписки:
- Правило 1. Чужое письмо – тайна за семью печатями. Письмо распечатать может только его адресат.
Учитель: Получателя письма называют адресатом. Адресат от немецкого слова «адрес». Давайте посмотрим, от кого это письмо.
Читает: «От Деда Мороза».
(Учитель читает письмо, в это время на экран проецируются изображение резиденции Деда Мороза, находящейся недалеко от Великого Устюга, фотографии Деда Мороза, слайд 2).
Текст письма:
Здравствуйте, мои дорогие четвероклассники!
Приветствует вас Российский Дед Мороз с родины своей славной – города Великий
Устюг, что стоит на берегу светлоструйной реки Сухоны.
Я часто спрашивал о вас своих помощников. Иногда они радовали меня, иногда
огорчали. Но я знаю, что у вас добрые сердца, и вы сможете преодолеть все
напасти, а я помогу вам в этом.
Дорогие мои друзья! Спешу поздравить вас с Новым годом! Желаю вам здоровья
такого крепкого. Как мои февральские морозы. Пусть у вас будет столько друзей –
сколько у меня елочек да сосенок.
Порадуйте Дедушку, напишите мне письма.
До свидания!
Любящий вас всем сердцем, Ваш Дедушка Мороз!
- Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Будем отвечать на письмо? Вспомним следующее правило переписки.
- Правило 2. Невежливо не отвечать на письмо. Ответить на письмо нужно не позднее 3-5 дней со дня получения.
Учитель: Сегодня мы постараемся написать письмо Деду Морозу. Между отправителем и получателем письма соблюдается выработанный веками порядок.
- Актуализация знаний детей об истории письма и правилах переписки.
Учитель: Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое и вспомним историю появления почтовой службы. Творческая группа подготовила устный журнал «Из истории почтовой службы».
(На экране проецируется слайд 3).
- Картинка 1. Эпистолярное искусство – это искусство написания письма. Оно существовало с древних времен. История обмена известиями начинается с каменного века. Раньше информация передавалась дымом костров. Поднимаются над холмами столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. Язык этот понятен многим племенам индейцев.
- Картинка 2. Информацию можно было передать ударами в сигнальные барабаны. Застучали, загремели барабаны – там-тамы и далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.
- Картинка 3. И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты (язык цветов – очень древнее изобретение).
- Картинка 4. Позже начали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» и пересказывал адресату. Существовала эстафетная почта: один гонец пересказывал «письмо» другому и так пока не добегут до адресата.
- Картинка 5. С появлением письменности письма писались на разных материалах: на каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листьях, папирусе, на вощеных дощечках, пергаменте, бересте и, начиная с 15 века, на бумаге. Такая почта работала через гонцов.
- Картинка 6. Употребляемую в наше время форму письма, как и заклеенный конверт, начали использовать только в 20–х годах 19 века в Англии. В середине того же столетия вошли в употребление почтовые марки. Наш Грязовецкий край тоже прославился выпуском марок. В исследовании краеведа Сопина о земских почтарях говорится, что в селе Грязливицы, благодаря ямщицкому промыслу, хорошо развивалось почтовое дело, и село было известно выпуском марок разнообразных рисунков. В старину у нас существовали так называемые письмовники. В них были образцы писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью они пользовались у малообразованных людей.
Учитель: С какой целью люди пишут письма?
Вывод: «Письмо – беседа, посылаемая от одного лица другому» (В.И. Даль).
Учитель: В зависимости от цели существуют разные виды писем. Как вы думаете, какие?
Дети: Деловые, поздравительные, личные.
Учитель: У нас необычный адресат – Дед Мороз. Он ежедневно получает сотни писем. О чем вы можете написать Деду Морозу?
Дети отвечают. На экране проецируется слайд 4.
Учитель: О чем можно написать Деду Морозу?
- О школьных делах;
- Об увлечениях и занятиях;
- О книгах, фильмах, спектаклях;
- О проблемах;
- О своем крае;
- О выдающихся людях своего края;
- Поздравить с праздником.
Учитель: Прежде, чем написать письмо занятому человеку с какой-нибудь просьбой, хорошо подумайте, нельзя ли без этого обойтись. Какие принадлежности вам понадобятся в работе?
Дети отвечают.
Учитель: Какие правила письма в связи с этим вспомнили?
- Правило 3. Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми.
- Правило 4. Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Умение разборчиво писать – первое правило вежливости.
Учитель: М.Шагинян писала: «Даже через почерк приближается человек к другому: в ритме слов передается характер…». Какие еще правила написания писем вы знаете?
- Правило 5. Не следует писать письмо в плохом настроении.
- Правило 6. Не употребляйте в письмах шаблонных выражений.
- Актуализация знаний детей о структуре письма.
Учитель: Хорошее письмо не только рассказывает о событиях, а передает мысли, настроение, чувства человека. Говорит о его стремлениях, симпатиях, увлечениях.
Искусство подлинного общения всегда предполагает умение ясно, четко, в подходящем стиле (т.е. в уместной для данного случая и для темы языковой форме) и грамотно обмениваться полезной информацией о том, что хочется сообщить, выражать свое отношение к сообщаемому. (Слайд 5).
Учитель:
-С чего начать письмо?
-Как лучше обратиться к Деду Морозу?
-О чем можно рассказать в основной части?
-Подумайте, как вы будете прощаться.
- Физминутка.
Попляшите, почитайте,
Поднимитесь, помогайте,
Покричите, помолчите,
Попляшите, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите.
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь!
- Творческая работа.
Класс делится на группы. Каждая группа пишет письмо на выбранную тему, используя карточку – помощь и справочные материалы.
- Проверка работы.
После написания письма дети проверяют свою работу по плану (слайд 7). План проверки есть у каждого ребенка в памятке.
- Подведение итогов творческой работы.
Дети по желанию читают письма.
Учитель: За что можно похвалить автора?
- Оформление конверта. (слайд 8).
Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.
Учитель: Чтобы письмо нашло адресата, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.
Письмо само
Никуда не пойдет,
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
(С.Маршак).
Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие мешки те письма, которые надо доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины – сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. Индекс – шесть цифр. Первые три обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Укажите индекс на конверте.
- Итог урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами написали письма Дедушке Морозу. Сейчас письма вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – этом старинном способе общения людей.
На уроках трудового обучения дети оформили коллективный альбом с письмами Деду Морозу и фотографиями (Приложение 2).