Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников

Разделы: Начальная школа


В документах Министерства образования воспитательная деятельность современного образовательного учреждения рассматривается как «фундаментальная социокультурная база воспитания и развития детей». Начальная школа является первой ступенью, составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача учителя – помочь учащимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества формируются при выполнении учебных проектов.

Метод проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Этот метод ориентирован на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения. С точки зрения Н.Ю.Пахомовой «… учебный проект – это возможность для учащегося делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и значим для самих открывателей».

Этот метод работы с младшими школьниками использую с 1 класса. Конкретные дела в условиях школы всегда значимы. Дети любят что-то делать своими руками и показывать окружающим. Это способ самовыражения и желание что-то создать. В период разработки проекта учащиеся читают книги, обращаются к учебникам, справочной и специальной литературе. Коллективная проектная деятельность создает особую атмосферу в классе. У детей, родителей и учителя появляется ощущение коллектива, формируется благоприятный микроклимат в коллективе. Дети учатся уважать взгляды товарищей и находить компромиссы, осваивать различные формы общения, сотрудничать и создавать вместе интересные работы.

В прошлом учебном году мои четвероклассники в течение месяца с удовольствием работали над творческим проектом «Напиши письмо Деду Морозу».

Цели проекта:

  • познакомить учащихся со значением переписки вы жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности; правилами и вежливыми формами переписки;
  • помочь учащимся осознать социальную значимость изучения темы;
  • способствовать развитию у детей творческой инициативы и мышления, формирования чувства гармонии и красоты, милосердия и любви;
  • содействовать формированию у детей не потребительского отношения к Деду Морозу, а желания обратиться к нему как к лучшему другу, советчику и т.д.;
  • способствовать осознанию ценностей совместной деятельности, формированию коммуникативной культуры.

Оборудование:  конверты, открытки, почтовый ящик, карточки с правилами переписки «Проверь себя», таблица «Схема текста письма»; презентация «Напиши письмо Деду Морозу», медиапроектор.

  1. Выбор темы.

В ноябре началась работа над творческим проектом с выбора темы «Напиши письмо Деду Морозу». Она достаточно емкая, поэтому дети смогли выделить в ней несколько микротем:

  • «Великий Устюг – родина Деда Мороза»;
  • «История почтовой службы»;
  • «История появления конверта»;
  • «Правила переписки»;
  • «письмо как разновидность текста»;
  • «Выдающиеся люди нашего края»;
  • «Что я знаю о своем крае»;
  • «История домов и улиц нашего города»;
  • «Мастера земли грязовецкой»;
  • «Сторона святых родников» и др.
  1. Сбор информации.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирали интересующие их сведения, фиксировали, готовили к использованию в проектах.

Основные виды представленной информации – записки, рисунки, вырезки из газет или ксерокопии текстов и изображений, фотографии, письма, открытки.

Был проведен урок развития речи на тему «Я к вам пишу…», на котором дети познакомились с письмом как разновидностью текста и со значением переписки в жизни людей.

На уроке труда дети посетили Грязовецкий краеведческий музей. Для них была организована экскурсия «Мастера земли грязовецкой». В творческой гостиной «Я славлю кистью землю эту» дети встретились с художницами Н.Л. Петрушкиной и В.Н. Устиновой, познакомились с творчеством других художников. В поэтической гостиной познакомились с творчеством А.Романова и других поэтов.

  1. Реализация проектов.

На этом этапе учащиеся оформляли выбранные ими проекты, сочетая действия в школе и вне школы.

  1. Отчет по выбранным проектам.

Творческими группами детей были проведены устные журналы:

  • «Пять лучших предприятий нашего города»;
  • «История домов и улиц нашего города»;
  • «Сторона святых родников»;
  • «Колокольчик» - лучший детский сад нашего города»;
  • «Художница-сказительница В.Н. Устинова».

На классном стенде постоянно обновлялась рубрика «Это интересно».

  1. Подведение итогов работы проводилось на уроке развития речи «Напиши письмо Деду Морозу».

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа.

(Стук в дверь).

- Кто это?

Почтальон:

Здравствуйте, дети!
Я веселый почтальон!
Детям я давно знаком.
Много писем и газет
Возит мой велосипед!
Разноцветные конверты,
И открытки, и пакеты,
И посылки, телеграммы
Доставлю все их вам я!
(М.Лаписова)

Это школа № 2? 4 «В» класс? Значит, письмо вам. Распишитесь. До свидания, ребята! Я спешу. У меня очень много писем – ведь скоро Новый год!

(Почтальон уходит).

Учитель: Ребята, а как почтальон узнал, что это письмо предназначено нам? Кто имеет право распечатать письмо?

(Дети отвечают).

Учитель прикрепляет на доску карточки с правилами переписки:

  • Правило 1. Чужое письмо – тайна за семью печатями. Письмо распечатать может только его адресат.

Учитель: Получателя письма называют адресатом. Адресат от немецкого слова «адрес». Давайте посмотрим, от кого это письмо.

Читает: «От Деда Мороза».

(Учитель читает письмо, в это время на экран проецируются изображение резиденции Деда Мороза, находящейся недалеко от Великого Устюга, фотографии Деда Мороза, слайд 2).

Текст письма:

Здравствуйте, мои дорогие четвероклассники!
Приветствует вас Российский Дед Мороз с родины своей славной – города Великий Устюг, что стоит на берегу светлоструйной реки Сухоны.
Я часто спрашивал о вас своих помощников. Иногда они радовали меня, иногда огорчали. Но я знаю, что у вас добрые сердца, и вы сможете преодолеть все напасти, а я помогу вам в этом.
Дорогие мои друзья! Спешу поздравить вас с Новым годом! Желаю вам здоровья такого крепкого. Как мои февральские морозы. Пусть у вас будет столько друзей – сколько у меня елочек да сосенок.
Порадуйте Дедушку, напишите мне письма.
До свидания!
Любящий вас всем сердцем, Ваш Дедушка Мороз!

  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Будем отвечать на письмо? Вспомним следующее правило переписки.

  • Правило 2. Невежливо не отвечать на письмо. Ответить на письмо нужно не позднее 3-5 дней со дня получения.

Учитель: Сегодня мы постараемся написать письмо Деду Морозу. Между отправителем и получателем письма соблюдается выработанный веками порядок.

  1. Актуализация знаний детей об истории письма и правилах переписки.

Учитель: Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое и вспомним историю появления почтовой службы. Творческая группа подготовила устный журнал «Из истории почтовой службы».

(На экране проецируется слайд 3).

  • Картинка 1. Эпистолярное искусство – это искусство написания письма. Оно существовало с древних времен. История обмена известиями начинается с каменного века. Раньше информация передавалась дымом костров. Поднимаются над холмами столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. Язык этот понятен многим племенам индейцев.
  • Картинка 2. Информацию можно было передать ударами в сигнальные барабаны. Застучали, загремели барабаны – там-тамы и далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.
  • Картинка 3. И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты (язык цветов – очень древнее изобретение).
  • Картинка 4. Позже начали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» и пересказывал адресату. Существовала эстафетная почта: один гонец пересказывал «письмо» другому и так пока не добегут до адресата.
  • Картинка 5. С появлением письменности письма писались на разных материалах: на каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листьях, папирусе, на вощеных дощечках, пергаменте, бересте и, начиная с 15 века, на бумаге. Такая почта работала через гонцов.
  • Картинка 6. Употребляемую в наше время форму письма, как и заклеенный конверт, начали использовать только в 20–х годах 19 века в Англии. В середине того же столетия вошли в употребление почтовые марки. Наш Грязовецкий край тоже прославился выпуском марок. В исследовании краеведа Сопина о земских почтарях говорится, что в селе Грязливицы, благодаря ямщицкому промыслу, хорошо развивалось почтовое дело, и село было известно выпуском марок разнообразных рисунков. В старину у нас существовали так называемые письмовники. В них были образцы писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью они пользовались у малообразованных людей.

Учитель: С какой целью люди пишут письма?

Вывод: «Письмо – беседа, посылаемая от одного лица другому» (В.И. Даль).

Учитель: В зависимости от цели существуют разные виды писем. Как вы думаете, какие?

Дети: Деловые, поздравительные, личные.

Учитель: У нас необычный адресат – Дед Мороз. Он ежедневно получает сотни писем. О чем вы можете написать Деду Морозу?

Дети отвечают. На экране проецируется слайд 4.

Учитель: О чем можно написать Деду Морозу?

  • О школьных делах;
  • Об увлечениях и занятиях;
  • О книгах, фильмах, спектаклях;
  • О проблемах;
  • О своем крае;
  • О выдающихся людях своего края;
  • Поздравить с праздником.

Учитель: Прежде, чем написать письмо занятому человеку с какой-нибудь просьбой, хорошо подумайте, нельзя ли без этого обойтись. Какие принадлежности вам понадобятся в работе?

Дети отвечают.

Учитель: Какие правила письма в связи с этим вспомнили?

  • Правило 3. Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми.
  • Правило 4. Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Умение разборчиво писать – первое правило вежливости.

Учитель: М.Шагинян писала: «Даже через почерк приближается человек к другому: в ритме слов передается характер…». Какие еще правила написания писем вы знаете?

  • Правило 5. Не следует писать письмо в плохом настроении.
  • Правило 6. Не употребляйте в письмах шаблонных выражений.
  1. Актуализация знаний детей о структуре письма.

Учитель: Хорошее письмо не только рассказывает о событиях, а передает мысли, настроение, чувства человека. Говорит о его стремлениях, симпатиях, увлечениях.

Искусство подлинного общения всегда предполагает умение ясно, четко, в подходящем стиле (т.е. в уместной для данного случая и для темы языковой форме) и грамотно обмениваться полезной информацией о том, что хочется сообщить, выражать свое отношение к сообщаемому. (Слайд 5).

Учитель:

-С чего начать письмо?
-Как лучше обратиться к Деду Морозу?
-О чем можно рассказать в основной части?
-Подумайте, как вы будете прощаться.

  1. Физминутка.

Попляшите, почитайте,
Поднимитесь, помогайте,
Покричите, помолчите,
Попляшите, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите.
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь!

  1. Творческая работа.

Класс делится на группы. Каждая группа пишет письмо на выбранную тему, используя карточку – помощь и справочные материалы.

  1. Проверка работы.

После написания письма дети проверяют свою работу по плану (слайд 7). План проверки есть у каждого ребенка в памятке.

  1. Подведение итогов творческой работы.

Дети по желанию читают письма.

Учитель: За что можно похвалить автора?

  1. Оформление конверта. (слайд 8).

Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.

Учитель: Чтобы письмо нашло адресата, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

Письмо само
Никуда не пойдет,
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
(С.Маршак).

Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие мешки те письма, которые надо доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины – сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. Индекс – шесть цифр. Первые три обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение.  Укажите индекс на конверте.

  1. Итог урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами написали письма Дедушке Морозу. Сейчас письма вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – этом старинном способе общения людей.

На уроках трудового обучения дети оформили коллективный альбом с письмами Деду Морозу и фотографиями (Приложение 2).

Презентация