Открытый урок "Правописание слов с приставкой с "

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обучающая:  формировать орфографические навыки  правописания приставок с опорой  на  знание  того, что приставки сохраняют  одинаковое  написание, независимо от произношения; тренировать умение  образовывать новые слова с помощью приставок
  • Развивающая:  развивать самостоятельность мышления и познавательную активность учащихся
  • Воспитательная:  воспитывать интерес и  любовь к родному языку, прилежание и аккураратность.

Оборудование: 

  • карточки индивидуального опроса;
  • разноуровневые карточки-помогайки;
  • музыка: П.И.Чайковский «Времена года».

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпенье и старание.

2.  Словарная работа

Учитель:  Первый этап нашего урока – словарная работа. Мы ее проводим для того, чтобы говорить и писать правильно, не делать ошибок в словарных словах.

Сегодня мы познакомимся с новым словом, попробуйте расшифровать его.
Внимательно посмотрите на данный шифр  и ключ к нему:

КЛЮЧ: 2-5; 2-2; 1-4; 1-1; 2-7; 1-5.

- Как вы прочитали слово? В чем секрет чтения?

- Что такое  яблоко? (Плод яблони.) Это слово имеет несколько значений. О многозначности  этого слова нам расскажет…

Ученик: Слово «яблоко» имеет общеславянское происхождение и обозначало в старые времена «шар». Мы видим, что по форме оно напоминает действительно шар. У этого слова есть несколько значений. Оно обозначает плод яблони. Есть еще глазное яблоко – шарообразное тело глаза. Державное яблоко – символ императорской власти. Яблочком называют центр мишени в виде черного кружка. Также – «яблочко» –  называется матросская песня и танец. 

Учитель:  Это слово часто встречается в крылатых выражениях. И сейчас мы познакомимся с этими  выражениями. Вы получите карточки, где в левом  столбике  будут записаны крылатые выражения, а в правом их значения. Соедините выражение и его значение.

1. яблоку негде упасть

1. лошадь с темными круглыми пятнами

2. яблоко раздора

2. очень красивое

3. конь в яблоках

3. очень тесно

4. как румяное яблоко

4. то, что приводит к ссоре

- А теперь проверьте,  так ли у вас, как у меня :  1–3; 2–4; 3–1; 4–2.

- Если у вас так, то поставьте  на полях себе оценку 5, если одна ошибка – то 4, а если больше ошибок, то – 3.

3. Определение темы и целей урока.

Сейчас мы выполним задание, которое подскажет вам тему нашего урока.

П…играли         сл…пили              п…днесли                пр…катиться

- Какое задание вы можете придумать к этим словам?

Ученик: 

  1. вставить пропущенные буквы: объяснить правописание безударных гласных в корне и в приставке;
  2. какое слово лишнее в этом ряду: слепили – в нем безударная гласная в корне и приставка  другая – с.

Учитель: Кто готов сформулировать тему урока? О каких приставках мы еще не говорили?

Ученик:  Мы еще не говорили о словах с приставкой с, п.э. тема нашего урока – слова с приставкой с.

Учитель: Итак, тема нашего урока – правописание слов с приставкой с.

4. Изучение новой темы.

Учитель: Чтобы « попасть в яблочко», т.е. достичь цели нашего урока можно идти разными путями.

Первый путь – прочитать в  учебнике, второй путь – изобрести самим правило.
Каким мы пойдем путем?

Что же такое приставка?  (Повторение определения.)

Вот и начнем с образования слов.

Образуйте от данных слов  слова с приставкой с.

Дать – (сдать)
Вязать – (связать)
Лепить – (слепить)
Делать – (сделать)
Бегать – (сбегать)

- Назовите слова, в которых произношение приставки и написание не совпадают.

- Какой звук произносится в приставке? А пишется какая буква?

Попробуйте сами сформулировать правило написания приставки с.

Ученик: вывод: на месте приставки «с»  может слышится звук «з»,  но пишется всегда «с».

5. Закрепление изученного.

Работа с учебником.

Учитель: А чтобы лучше запомнить это, мы выполним упражнение из учебника №40. Двое ребят будут работать у доски, получат за это оценки. Но вы тоже оцените потом свою работу и поставите себе оценку на полях.

(Самопроверка с доской.)

- Назовите слова, в которых произношение и написание приставки не совпадает.

- Почему же написали везде приставку с?

(Повторение вывода.)

6. Физкультминутка.

(На доске записаны слова.)

Побежали
делать
покрыл
наступила
лепят
погода
играют
расписаны
катаются
смастерили

- Если я покажу на слово, в котором есть приставка, то вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет приставки, то вы прячете руки за спину.

А сейчас мы вспомним с вами,  чем любят заниматься дети зимой. Поможет нам в этом произведение П.И.Чайковского «Времена года»

(Звучит музыка Чайковского «Декабрь», дети изображают, как они играют в снежки, катаются на коньках, лыжах, лепят снежную бабу.)

7. Творческая работа 

Учитель: И  последний этап нашего урока – это творческая работа. По опорным словам и словам с приставками, которые встретились нам сегодня на уроке,  вы должны написать небольшой рассказ о зиме. Какие слова, из предложенных на физкультминутке,  мы можем взять?

Опорные слова (Записаны на доске):

Зима   землю    снежок    окна
Мороз   речка    лед
Ребята   снежки   лыжи   коньки

- Некоторым ребятам  я помогу. Дам им карточки-помогайки.   (приложение 1)

(Дети самостоятельно работают).

А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа, поставьте ему оценку на полях. Обращайте внимание на правильность построения предложений, на орфографические ошибки.

8. Итог урока.

Рефлексия.

- Чему мы с вами учились сегодня на уроке?

- Давайте подведем итог нашего урока. Посчитайте, сколько баллов вы заработали сегодня на уроке.

- Кто получил 15 баллов? Довольны вы своей работой? Я рада за вас.

- Кто получил 13–14 баллов? Что не получилось? Над чем надо еще вам поработать?

- Как вы это будете делать?

- Какое задание понравилось вам больше других?

9. Домашнее задание.