Цели урока:
- Обучающая: формировать орфографические навыки правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения; тренировать умение образовывать новые слова с помощью приставок
- Развивающая: развивать самостоятельность мышления и познавательную активность учащихся
- Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к родному языку, прилежание и аккураратность.
Оборудование:
- карточки индивидуального опроса;
- разноуровневые карточки-помогайки;
- музыка: П.И.Чайковский «Времена года».
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпенье и старание.
2. Словарная работа
Учитель: Первый этап нашего урока – словарная работа. Мы ее проводим для того, чтобы говорить и писать правильно, не делать ошибок в словарных словах.
Сегодня мы познакомимся с новым словом, попробуйте расшифровать его.
Внимательно посмотрите на данный шифр и ключ к нему:
КЛЮЧ: 2-5; 2-2; 1-4; 1-1; 2-7; 1-5.
- Как вы прочитали слово? В чем секрет чтения?
- Что такое яблоко? (Плод яблони.) Это слово имеет несколько значений. О многозначности этого слова нам расскажет…
Ученик: Слово «яблоко» имеет общеславянское происхождение и обозначало в старые времена «шар». Мы видим, что по форме оно напоминает действительно шар. У этого слова есть несколько значений. Оно обозначает плод яблони. Есть еще глазное яблоко – шарообразное тело глаза. Державное яблоко – символ императорской власти. Яблочком называют центр мишени в виде черного кружка. Также – «яблочко» – называется матросская песня и танец.
Учитель: Это слово часто встречается в крылатых выражениях. И сейчас мы познакомимся с этими выражениями. Вы получите карточки, где в левом столбике будут записаны крылатые выражения, а в правом их значения. Соедините выражение и его значение.
1. яблоку негде упасть |
1. лошадь с темными круглыми пятнами |
2. яблоко раздора |
2. очень красивое |
3. конь в яблоках |
3. очень тесно |
4. как румяное яблоко |
4. то, что приводит к ссоре |
- А теперь проверьте, так ли у вас, как у меня : 1–3; 2–4; 3–1; 4–2.
- Если у вас так, то поставьте на полях себе оценку 5, если одна ошибка – то 4, а если больше ошибок, то – 3.
3. Определение темы и целей урока.
Сейчас мы выполним задание, которое подскажет вам тему нашего урока.
П…играли сл…пили п…днесли пр…катиться
- Какое задание вы можете придумать к этим словам?
Ученик:
- вставить пропущенные буквы: объяснить правописание безударных гласных в корне и в приставке;
- какое слово лишнее в этом ряду: слепили – в нем безударная гласная в корне и приставка другая – с.
Учитель: Кто готов сформулировать тему урока? О каких приставках мы еще не говорили?
Ученик: Мы еще не говорили о словах с приставкой с, п.э. тема нашего урока – слова с приставкой с.
Учитель: Итак, тема нашего урока – правописание слов с приставкой с.
4. Изучение новой темы.
Учитель: Чтобы « попасть в яблочко», т.е. достичь цели нашего урока можно идти разными путями.
Первый путь – прочитать в учебнике, второй путь – изобрести самим правило.
Каким мы пойдем путем?
Что же такое приставка? (Повторение определения.)
Вот и начнем с образования слов.
Образуйте от данных слов слова с приставкой с.
Дать – (сдать)
Вязать – (связать)
Лепить – (слепить)
Делать – (сделать)
Бегать – (сбегать)
- Назовите слова, в которых произношение приставки и написание не совпадают.
- Какой звук произносится в приставке? А пишется какая буква?
Попробуйте сами сформулировать правило написания приставки с.
Ученик: вывод: на месте приставки «с» может слышится звук «з», но пишется всегда «с».
5. Закрепление изученного.
Работа с учебником.
Учитель: А чтобы лучше запомнить это, мы выполним упражнение из учебника №40. Двое ребят будут работать у доски, получат за это оценки. Но вы тоже оцените потом свою работу и поставите себе оценку на полях.
(Самопроверка с доской.)
- Назовите слова, в которых произношение и написание приставки не совпадает.
- Почему же написали везде приставку с?
(Повторение вывода.)
6. Физкультминутка.
(На доске записаны слова.)
Побежали
делать
покрыл
наступила
лепят
погода
играют
расписаны
катаются
смастерили
- Если я покажу на слово, в котором есть приставка, то вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет приставки, то вы прячете руки за спину.
А сейчас мы вспомним с вами, чем любят заниматься дети зимой. Поможет нам в этом произведение П.И.Чайковского «Времена года»
(Звучит музыка Чайковского «Декабрь», дети изображают, как они играют в снежки, катаются на коньках, лыжах, лепят снежную бабу.)
7. Творческая работа
Учитель: И последний этап нашего урока – это творческая работа. По опорным словам и словам с приставками, которые встретились нам сегодня на уроке, вы должны написать небольшой рассказ о зиме. Какие слова, из предложенных на физкультминутке, мы можем взять?
Опорные слова (Записаны на доске):
Зима землю снежок окна
Мороз речка лед
Ребята снежки лыжи коньки
- Некоторым ребятам я помогу. Дам им карточки-помогайки. (приложение 1)
(Дети самостоятельно работают).
А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа, поставьте ему оценку на полях. Обращайте внимание на правильность построения предложений, на орфографические ошибки.
8. Итог урока.
Рефлексия.
- Чему мы с вами учились сегодня на уроке?
- Давайте подведем итог нашего урока. Посчитайте, сколько баллов вы заработали сегодня на уроке.
- Кто получил 15 баллов? Довольны вы своей работой? Я рада за вас.
- Кто получил 13–14 баллов? Что не получилось? Над чем надо еще вам поработать?
- Как вы это будете делать?
- Какое задание понравилось вам больше других?
9. Домашнее задание.