Несмотря на развитие современных компьютерных технологий не стоит забывать и то, что простая игра на уроке – это необходимый элемент урока по любому предмету.
То, что игра – это серьезно, утверждают её теоретики. Крупнейший знаток проблемы Д. Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.
Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая: важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Развивающее значение для игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работа и мышление.
Таким образом, игра – это:
1) деятельность;
2) мотивированность, отсутствие принуждения;
3) индивидуализированная деятельность, глубоко
личная
4) обучение и воспитание в коллективе и через
коллектив;
5) развитие психических функций и способностей;
6) учение с увлечением.
Игра используется на уроках с целью:
1) формирование определенных навыков;
2) развитие определенных умений;
3) обучение умению общаться;
4) развитие необходимых способностей и
психических функций;
5) познание;
6) запоминание нового материала.
Но специфика игры как точно подметил М. Н. Скаткин, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учиться!».
Формы и виды игры чрезвычайно разнообразны: используется весь их арсенал, накопленный опытом учителя. К обучению приспособлены и лото, и карты, и домино, и шарады, и загадки, и конкурсы и все возможные жизненные события.
Как же организуются игры?
Игра может быть, так сказать, одноразовая и многоразовая, мы назовем её большая игра: несколько игр, каждая из которых проводится на одном уроке, связаны единым сюжетом; возможен и такой урок, где проводится вся большая игра.
Перед учащимися должна быть поставлена игровая цель, объяснены условия игры; что касается программы их действий, то это зависит от скрытой учебной цели.
Игровой материал служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда он педагогически и методически целенаправлен, то есть является средством обучения. Но при всей пользе игры на уроках учителю не следует чрезмерно увлекаться играми. Их надо чередовать с самыми разнообразными формами и приемами. В противном случае игра станет чем-то обыденным, и интерес к ней, а следовательно, и к изучению предмета понизится.
Необходимо постепенно вводить всё новые и новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их.
Опыт показывает, что при правильном использовании игрового материала в классе не только не появляется беспорядок и не отнимается лишнее время, а даже наоборот, игра организует, подтягивает класс, мобилизует внимание школьников и их творческие силы.
Конечно, при проведении некоторых игр неизбежен небольшой «рабочий шум», но этого не следует бояться. Система «штрафов» за нарушение дисциплины (выход из игры, потеря очка) приучит учащихся к порядку во время игр лучше любых дисциплинарных взысканий.
Игровой и стихотворный материал вызывает непроизвольным внимание даже там, где в обычных условиях приходится довольствоваться произвольным вниманием, прибегая иной раз к дисциплинарным мерам. Правильно используемые игры представляют собой нечто новое для ребят, необычное, интересное. Этим и привлекается непроизвольное внимание школьников. Например, математическая игра «Не подведи друга».
К доске выходят одновременно два ученика
(возможно и четыре). Учитель читает пример,
например 6 * 7, и предлагает составить пример на
умножение или деление с такими же числами. Первый
ученик составляет примеры на деление, второй –
на умножение, записывают на доске. Если примеры
составлены и решение верно, поощряют ребят.
В этой игре главное акцентировать внимание на
способе нахождения частного по известному
произведению и обратно – более прочное усвоение
связи компонентов действий.
Или еще один пример.Игра для урока русского языка
"Хоть я безударная гласная, с ошибкой никак не
согласна я". К доске выходят представители от
двух рядов, третий ряд судит. Называю два
сочетания. Каждый ученик должен написать по
одному словосочетанию, выделить корень,
подобрать родственное слово. Ребята записывают в
тетради. Расколоть дрова. Раскалить железо.
Разредить посевы. Разрядить ружье. Палить из
пушки. Полить огород. Скрипеть дверью. Скрепить
листы. Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок.
Цель данной игры – закрепить навык проверки
безударных гласных.
Важно так же, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Очевидно, для этого нужно самому быть увлеченным и по возможности участвовать в игре. Когда проводится игра-соревнование, следует отменить победителей, утишить собеседника – побежденного, подбодрить его.
Таким образом, игровой материал – это один из ведущих факторов в деятельности учителя, который помогает ему достичь высоких результатов и высокой эффективности в обучении и о котором не стоит забывать, не смотря на возможность применения на уроках передовых компьютерных технологий.