Обобщающий урок математики в 6-м классе по теме "Пропорция"

Разделы: Математика


Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок практических самостоятельных работ.

Цели урока:

Учебные:  

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний;     
  • организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению полученных;
  • знаний при решении разнообразных задач;
  • контроль и оценка ЗУН.

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, находчивость; практичность.
Развивающие: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль; самооценку; самокоррекцию учебной деятельности.

Оформление:

  • красочные названия станций;
  • карточки для самостоятельной и групповой работы;
  • мультимедиа;
  • наглядный материал.

Ход урока

Актуализация знаний учащихся:  

Мотивация деятельности учащихся: Сегодня у нас урок - обобщения по теме «Пропорция» На этом уроке мы проверим  наши знания по данной теме и покажем их применение на практике. Проведем мы этот урок в виде увлекательного путешествия в страну «Пропорция». Путешествовать будем на автобусе, поэтому каждому необходимо приобрести билет. Билеты - математические. Плата за билет – правильные ответы. Отгадав код, вы сможете получить билет. Если вы не сможете получить билет, то позже вам будет необходимо со мной побеседовать. Для разгадывания кода ставим 1,если вы согласны с моим утверждением, 0-если не согласны.

Цифровой диктант:

  1. Пропорция – это равенство двух отношений
  2. Если пропорция верна, то произведение крайних членов равно произведению ее средних членов.
  3. В пропорции 2:5 = 10:25 числа 2 и 5 – средние члены пропорции.
  4. Количество товара и его стоимость при постоянной цене являются пропорциональными величинами.

Верный код 1101 

Для проверки написать еще два кода 1000, 1110

Вы получаете билеты. Мы отправляемся в путь.

Устные упражнения (мультимедиа)

1. Сядьте удобнее.  Приготовьтесь к устному счету. Верна ли пропорция?  

Если да, хлопаем в ладоши, если нет – молчим.

3:6=2:4
8:4=2:3
4:6=2:3
6:3=2:4
3:6=4:2
6:4=3:2

2. Выбрать правильный ответ 0,01 – это 

1) 1%, 2) 100%, 3) 0,01%, 4) 10%?

Формирование умений и навыков:

Выполняя устные упражнения, мы прибыли в страну «Пропорция». Она состоит из трех областей:  «Цветочная», «Практическая», «Художественная». Мы побываем в каждой из них.

Первая область «Цветочная».

В ней растут различные цветы. Я покажу вам их (на интерактивной доске различные цветы с названиями).

Но не очень давно в этой области был ураган и все листочки у цветов оборвались. Если мы соберем их и прикрепим на свои места, то цветам это очень понравится.

На доске: круг с ответами. Ребята работают в группах по 4 человека. Каждой группе по карточке с уравнением. Решив уравнение, один учащийся на столе учителя находит лепесток со своим ответом и прикрепляет его на доску к соответствующему числу. На каждом лепестке буква, из них слаживается слово – спасибо.

Уравнения: 

№1 Х:64=3:8 (24-с)

№2 6:Х=3:1,5 (3-б)

№3 50:Х=10:12 (60-и)

№4  2:5=Х:3(1,2-с)

№6  3:Х=4:8(6-о)

№7  9:Х=12:24(18-n)

Рисунок №1.

Молодцы, ребята. В подарок вам букет прекрасных цветов (на интерактивной доске: букет цветов). Приятного путешествия дальше.

Ребята, вот и «Практическая» область.

Нам предстоит узнать, люди, каких профессий в своей работе сталкиваются с составлением пропорций. Можете ли вы привести примеры? (фармацевты, повара, агрономы, лаборанты, водители). Мы это уже показывали и сегодня ещё подтвердим, что это так.

Решим практические задачи.

№1 Повар решил сварить варенье из черной смородины. По рецепту на 2 килограмма ягод расходуется 3 килограмма сахара. Сколько нужно сахара, чтобы сварить варенье из 2,5 килограммов смородины?

Решение:

2 кг ягод – 3 кг сахара
2,5 кг ягод- Х кг сахара
Х=2,5×3:2=3,75 кг сахара

№2 Заведующая пришкольным участком сообщила, что на 3 сотки земли ушло 9 ведер картофеля. Хватит ли 50 ведер картофеля, если участок 15 соток?

Решение:

3 сотки – 9 ведер
15 соток-Х ведер
Х= 15×9:3=45 ведер

Вывод: о том, что пропорция применяется поваром, агрономом.

Решая практические задачи, мы незаметно прибыли в «Художественную» область.

В ней нам необходимо быстро нарисовать картину. На доске прямоугольник, разделенный на шесть частей с ответом в каждом из них. Принцип заполнения - игра лото. Нужно выполнить шесть заданий в шести группах.

№1 Для покраски 5 кв. м пола требуется 1 кг краски. Сколько краски нужно для покраски 40 кв. м пола?

№2  Трактор с грузоподъемностью 4 т перевозит 60 т зерна за несколько рейсов. Сколько тонн зерна перевезет за столько же рейсов трактор, грузоподъемностью 2 т?

№3 Длина дома на плане 25 см. Чему равна длина дома на местности, если масштаб плана равен 1:30

№4 12 куб см. стали весят 96 кг. Сколько граммов весит 24 куб см. стали?

№5 3,6:Х=2,4:2  Найти значение Х.               

Рисунок №2.

№6  2,1:3=Х:4    Найти значение Х.

После решения всех заданий на магнитной доске появляется рисунок.

Итог урока. Рефлексия.

Вопросы для контроля:

  1. Определение пропорции;
  2. Основное свойство пропорции;
  3. Понятие прямой пропорциональности.