Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок практических самостоятельных работ.
Цели урока:
Учебные:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний;
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению полученных;
- знаний при решении разнообразных задач;
- контроль и оценка ЗУН.
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, находчивость; практичность.
Развивающие: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль; самооценку; самокоррекцию учебной деятельности.
Оформление:
- красочные названия станций;
- карточки для самостоятельной и групповой работы;
- мультимедиа;
- наглядный материал.
Ход урока
Актуализация знаний учащихся:
Мотивация деятельности учащихся: Сегодня у нас урок - обобщения по теме «Пропорция» На этом уроке мы проверим наши знания по данной теме и покажем их применение на практике. Проведем мы этот урок в виде увлекательного путешествия в страну «Пропорция». Путешествовать будем на автобусе, поэтому каждому необходимо приобрести билет. Билеты - математические. Плата за билет – правильные ответы. Отгадав код, вы сможете получить билет. Если вы не сможете получить билет, то позже вам будет необходимо со мной побеседовать. Для разгадывания кода ставим 1,если вы согласны с моим утверждением, 0-если не согласны.
Цифровой диктант:
- Пропорция – это равенство двух отношений
- Если пропорция верна, то произведение крайних членов равно произведению ее средних членов.
- В пропорции 2:5 = 10:25 числа 2 и 5 – средние члены пропорции.
- Количество товара и его стоимость при постоянной цене являются пропорциональными величинами.
Верный код 1101
Для проверки написать еще два кода 1000, 1110
Вы получаете билеты. Мы отправляемся в путь.
Устные упражнения (мультимедиа)
1. Сядьте удобнее. Приготовьтесь к устному счету. Верна ли пропорция?
Если да, хлопаем в ладоши, если нет – молчим.
3:6=2:4
8:4=2:3
4:6=2:3
6:3=2:4
3:6=4:2
6:4=3:2
2. Выбрать правильный ответ 0,01 – это
1) 1%, 2) 100%, 3) 0,01%, 4) 10%?
Формирование умений и навыков:
Выполняя устные упражнения, мы прибыли в страну «Пропорция». Она состоит из трех областей: «Цветочная», «Практическая», «Художественная». Мы побываем в каждой из них.
Первая область «Цветочная».
В ней растут различные цветы. Я покажу вам их (на интерактивной доске различные цветы с названиями).
Но не очень давно в этой области был ураган и все листочки у цветов оборвались. Если мы соберем их и прикрепим на свои места, то цветам это очень понравится.
На доске: круг с ответами. Ребята работают в группах по 4 человека. Каждой группе по карточке с уравнением. Решив уравнение, один учащийся на столе учителя находит лепесток со своим ответом и прикрепляет его на доску к соответствующему числу. На каждом лепестке буква, из них слаживается слово – спасибо.
Уравнения:
№1 Х:64=3:8 (24-с)
№2 6:Х=3:1,5 (3-б)
№3 50:Х=10:12 (60-и)
№4 2:5=Х:3(1,2-с)
№6 3:Х=4:8(6-о)
№7 9:Х=12:24(18-n)
Молодцы, ребята. В подарок вам букет прекрасных цветов (на интерактивной доске: букет цветов). Приятного путешествия дальше.
Ребята, вот и «Практическая» область.
Нам предстоит узнать, люди, каких профессий в своей работе сталкиваются с составлением пропорций. Можете ли вы привести примеры? (фармацевты, повара, агрономы, лаборанты, водители). Мы это уже показывали и сегодня ещё подтвердим, что это так.
Решим практические задачи.
№1 Повар решил сварить варенье из черной смородины. По рецепту на 2 килограмма ягод расходуется 3 килограмма сахара. Сколько нужно сахара, чтобы сварить варенье из 2,5 килограммов смородины?
Решение:
2 кг ягод – 3 кг сахара
2,5 кг ягод- Х кг сахара
Х=2,5×3:2=3,75 кг сахара
№2 Заведующая пришкольным участком сообщила, что на 3 сотки земли ушло 9 ведер картофеля. Хватит ли 50 ведер картофеля, если участок 15 соток?
Решение:
3 сотки – 9 ведер
15 соток-Х ведер
Х= 15×9:3=45 ведер
Вывод: о том, что пропорция применяется поваром, агрономом.
Решая практические задачи, мы незаметно прибыли в «Художественную» область.
В ней нам необходимо быстро нарисовать картину. На доске прямоугольник, разделенный на шесть частей с ответом в каждом из них. Принцип заполнения - игра лото. Нужно выполнить шесть заданий в шести группах.
№1 Для покраски 5 кв. м пола требуется 1 кг краски. Сколько краски нужно для покраски 40 кв. м пола?
№2 Трактор с грузоподъемностью 4 т перевозит 60 т зерна за несколько рейсов. Сколько тонн зерна перевезет за столько же рейсов трактор, грузоподъемностью 2 т?
№3 Длина дома на плане 25 см. Чему равна длина дома на местности, если масштаб плана равен 1:30
№4 12 куб см. стали весят 96 кг. Сколько граммов весит 24 куб см. стали?
№5 3,6:Х=2,4:2 Найти значение Х.
№6 2,1:3=Х:4 Найти значение Х.
После решения всех заданий на магнитной доске появляется рисунок.
Итог урока. Рефлексия.
Вопросы для контроля:
- Определение пропорции;
- Основное свойство пропорции;
- Понятие прямой пропорциональности.