Цель: Обобщить и закрепить знания детей по темам краеведческого направления: растительность, животный мир, природные памятники и т.д.; дать уроку экологическую «окраску»; развивать смекалку и быстроту мышления.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Сообщение темы урока. (Вводная часть).
Вы любите путешествовать пешком?
Тогда мы пойдём сегодня по нашей малой родине - Астраханскому краю. На пути мы встретим удивительные и загадочные явления. Будет очень трудно, поэтому мне нужны самые выносливые ребята.
Чтобы обойти наш край, мы разделились на две команды, одна из которых пойдёт с северо-запада на юго-восток, а другая - от Каспия, вверх по Волге (по карте Астраханской области). Каждая команда имеет право на 12 ходов. Любой правильный ответ будет оценен очками.
Победительницей будет та команда, которая быстрее придет к месту назначения. Чтобы вы не очень устали, по пути мы будем делать привалы. Итак, вы готовы? Тогда до встречи в г. Астрахань.
III. Основная часть.
Представьте себе, что перед вами карта нашей страны. Как вы угадаете, где находится наша область? Что прежде всего вы будете искать на карте? (Каспийское море)
Право первого хода получит та команда, которая верно укажет Каспийское море на карточках. (Даны изображения Каспийского моря, оз. Байкал и Чёрного моря)
1 ход «Несметные богатства»
На пути команды № 1 встречается первое препятствие. Взбираться трудно. Рюкзаки тянут назад. Зато какое величественное зрелище открывается сверху! Всё покрыто сверкающими кристаллами. Может, здесь россыпи алмазов?
Я прошу команду № 1 поподробнее рассказать, куда это они попали и показать это место на карте Астраханской области. Ваш ответ будет оценен очками. (оз. Баскунчак)
На пути команды № 2 возникло странное сооружение, можно сказать, железный жираф, только очень большой. Рядом с ним бегают люди, радуются. У некоторых лица чёрные. Они кричат: «Чёрное золото! Чёрное золото!»
Думали, думали ребята, что бы это могло быть, и пришли к выводу... (Нефтедобывающая вышка).
Первый привал
Решили команды отдохнуть. Сняли рюкзаки. Костёр развели. Как они это сделали? (Рассказать о правилах разведения костра. За каждый правильный ответ - 1 очко).
Идут дальше. Ребятам жарко, устали они, кругом - одни пески, и ни души. Неужели эта пустыня необитаема? - воскликнул один мальчик.
- А ты присмотрись! - ответили ему.
Присмотрелся он и увидел...
Подумайте, (команда № 1) кого он мог увидеть? (дети называют обитателей пустыни).
- А вторая команда увидела на пути табличку «Охота, рыбная ловля запрещены. Охраняется
государством».
- Куда это они попали, и на кого нельзя охотиться? (Они попали в дельту Волги, в заповедник)! Я прошу выйти по 1 человеку от каждой команды и прикрепить представителей животного мира на карту в места их обитания. (Магнитные животные: кабан, ондатра, выдра, осётр, тюлень, пеликан, лебедь и т. д.)
Пока участники готовятся, команды должны составить экологическую пирамиду:
В пустыне - для команды № 1; в дельте Волги- для команды № 2, написав фломастером на каждой её части, кто или что входит в эту связь.(очки за правильный ответ).
Проверка карты с прикреплёнными животными.
Второй привал
Решили команды сделать второй привал. Расположились все, отдыхают. В команде мальчик есть, балагур такой! Ну, и приврать иногда может. Стал он ребятам рассказывать, как в прошлом году путешествовал.
Иду, - говорит,- вижу гнездо. Птенец в нём сидит, а рядом мамаша. Уцепился птенец клювом за какой-то кончик, торчащий изо рта матери. Тянет - потянет и вытянул... змею. (Да, это птица змееяд). Верите вы мне или нет? (Очки)
Иду дальше. Вдруг вижу дом, в нём хозяйка сидит. Около порога гости толпятся. Выбежала хозяйка, съела одного гостя, чтоб другим неповадно было, да и назад пошла. Верите вы мне или нет? (Да, это самка каракурта. Она есть самцов)
(Очки)
Путь мой шёл мимо небольшого озера. Иду, задумался. Вдруг вижу, цветы ныряют под воду. Вот, думаю, наверное, у цветов чемпионат вечерний по нырянию. А может они утопиться решили? А вы как думаете? (Это кубышка жёлтая. Вечером цветы погружаются в воду) (Очки)
Ещё одно чудо видел я. Птицы, красивые такие, организовали дискотеку прямо на дороге. Взлетят, присядут! Взлетят, присядут! Верите вы мне или нет?
(Очки)
Пошли команды дальше. Много они встречали на пути животных, рыб, птиц, но никак не могли встретить... (На фотографиях изображены представители флоры и фауны Астраханской области, кроме медведя. Надо найти «лишнюю» фотографию (Очки)
Конкурс «Мини – свалка»
Но что это впереди? Огромные кучи мусора. Это свалка. Придумайте же что-нибудь, чтобы её уничтожить. (Дать лотки с набором мусора: тряпками, бумагой, пластмассой, гвоздями, стеклом, биоотходами. Дети должны сказать, что можно переработать, а что - нет).
Конкурс «Народные приметы»
Хорошо потрудились на свалке! А тут уж и вечереть начало. Стали ребята на ночлег
устраиваться.
- Как бы завтра не было плохой погоды! - сказала девочка. Почему она так решила?
Какие народные приметы знаете вы? (Назвать приметы края).
(Очки).
ЛЕГЕНДЫ
Стемнело совсем, разожгли команды костры, сели вокруг них и ну рассказывать сказки и
легенды. Одна девочка рассказала о том, что войска Петра I во время похода в Персию потеряли за одну ночь 500 лошадей, так как животные отравились одной травой, растущей у нас в крае. Что это за трава? (Полынь)
У другого костра шёл такой разговор:
Цветок, который растёт у нас, попал в Голландию в XVI веке. За 'луковицу этого цветка платили целые состояния. А одному матросу, съевшему такую луковицу, пришлось полгода просидеть в тюрьме и выплатить большой штраф. О каком цветке идёт речь? (Тюльпан. В Астрахани – тюльпан Шренка, занесённый в Красную книгу)
– Это что, я знаю тоже легенду,- сказал мальчик.
«У одного человека была дочь Эрле. Она была прекрасна. Многие женихи сватались к ней. Один раз посватался к ней сын князя. Но Эрле поставила условие: «Я согласна остаться с тобой, если ты найдёшь мне цветок, прекраснее которого нет в мире. Я буду ждать его до будущей весны.
Сын князя узнал от одного человека о чудесной стране Индии, где растёт этот цветок. Он послал за ним всадников. Много нужды и горя претерпели они, пока добрались до цели. Они увидели цветок, но никто не мог решиться сорвать его, боясь навести на себя гнев богов. Помог старый жрец. Он сорвал цветок и отдал его сыну князя, но сказал, что «приобретая цветок, ты потеряешь более ценное». Сын князя не послушался жреца и пустился назад. Но вдруг навстречу ему попались всадники. Они сказали, что Эрле умирает. Чуть-чуть не успел жених. Эрле умерла. И в память о ней посадил сын князя по берегу реки это растение. Оно растёт там и поныне.
О каком цветке здесь рассказывается? (Лотос)
А вот ещё одна легенда.
Однажды китайская императрица обратила внимание на гусеницу, прявшую нить. Она велела размотать кокон и выткала первую в мире ткань. Эта ткань ценилась на вес золота. Вывезти семена дерева и гусениц было невозможно, так как это каралось смертью. Только позже это дерево перекочевало к нам, при Петре I.
Что это за дерево? (Тутовое дерево, шелковица)
О какой ткани идёт речь? (О шёлке)
АПТЕКА
Легли все спать, а наутро снова двинулись в путь. Но тут произошло непредвиденное. Девочка
порезала ногу. Все остановились и наперебой начали советовать приложить к ране какое-нибудь растение:
- Полынь;
- Тростник;
- Саксаул;
- Подорожник;
- Джузгун.
Кто был прав?
Какие ещё лечебные растения вы знаете?
ПУСТЫННОЕ РАСТЕНИЕ
Угадайте, какие растения могут расти в Астраханской области. (Даны изображения растений с разными корневыми системами)
Назовите то, с помощью чего растение приспособилось к нашему климату.(С помощью длинной корневой системы). (Очки).
ПРИДУМАЙТЕ ЖИВОТНОЕ
Конечно, растения или животные, птицы или пресмыкающиеся, - все как-то приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Я предлагаю командам придумать животное и пресмыкающееся, которое без особого труда могло жить в нашем климате. (Дети рисуют сказочное животное с органами приспособления, чтобы жить в засушливом климате.)
Конкурс загадок
В степь пришла весна,
Степь желта, красна.
И цветник у меня
Запылал без огня.
(Тюльпаны).На песчаном океане,
На сыпучем бархане,
Вырос кустик, словно ёж,
Голой ручкой не возьмёшь.
Зато лакомое блюдо
И для сытого верблюда.
Почему же без воды
Куст не знал большой беды?
(Верблюжья колючка).И гнездо для утки,
И свисток, и дудки,
И картон, и бумага.
(Тростник).Над водою у рыбалки
Шоколадные палки
Выросли на тросточке,
А вверху отросточки.
(Рогоз).Он в самом омуте живёт, -
Хозяин глубины,
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом).Ручки в воде плескаются,
Косы с плеч спускаются,
Серёжки висят, качаются.
(Ива).
Крупное животное со стройными ногами и горбатым носом. (Сайгак).
Искусный строитель хаток и плотин, санитар рек. (Бобёр).
Блиц-турнир капитанов команд
Наши команды подходят к Астрахани. Заветная цель близка. Решить, кому же будет принадлежать победа, должны капитаны команд. Итак, отвечайте по очереди:
- Какой минерал назван в честь нашего областного центра? (Астраханит)
- Где в Астраханской области находятся пещеры? (гора б. Богдо)
- Что такое «солончак»? (место, где соль выступает на поверхность земли)
- Что такое «моряна»? (Ю.-В. ветер, дующий с Каспия)
- Где в области самые плодородные почвы? (В Волго-Ахтубинской пойме)
- Что такое «ильмень»?
- Почему Каспий - это озеро? (нет связи с Мировым океаном)
- Какие породы осетровых водятся у нас? (осётр, белуга, севрюга, шип, стерлядь)
- Почему озёра у нас имеют разные оттенки от красного до жёлтого? (из-за обитающих там микроорганизмов и разной степени солёности воды)
- Древесину этого дерева не разрубишь топором, она тонет в воде, её называют «зелёным углём». О каком дереве говорится? (саксаул)
Конкурс «Определи на ощупь»
Если вы так хорошо знаете место, где живете, то наверняка, даже с закрытыми глазами, определите некоторые предметы (завязать глаза двум участникам, дать одинаковые наборы предметов):
- коробочка лотоса;
- чилим.
IV. Подведение итога урока.
V. Оценивание работы детей на уроке.