Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: создать условия для осознанного понимания спряжений глаголов-исключений.
Задачи:
- провести наблюдения над глаголами-исключениями; отработать алгоритм определения спряжения глаголов-исключений; проверить правописание -ться и -тся в глаголах, умения различать спряжения глаголов, знания начальной формы глаголов, умения определять число глагола и знания правописания мягкого знака после шипящих в глаголах;
- развивать орфографическую зоркость, мышление и речь учащихся, умение делать выводы;
- воспитывать стремление помогать маме, воспитывать культуру поведения в природе, любовь к родному языку.
Оборудование: магнитофон, сигнальные карточки у учащихся (-ТСЯ, -ТЬСЯ; I спр., II спр.), опорная таблица глаголов-исключений, компьютер, Рабочая тетрадь к учебнику.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Цель: концентрация внимания учащихся, создание психологического настроя; подведение к осознанию темы урока.
Дети (хором). Звенит звонок, зовет нас на урок.
Учитель.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
– Кто догадался, о какой части речи будем вести разговор на уроке?
Ученик. О глаголе.
Учитель. Верно, но тему урока вы узнаете позднее.
II. Проверка домашнего задания.
Цель: проверка правописания –ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах, работа с сигнальными каточками, развитие орфографической зоркости учащихся, воспитание трудолюбия, стремления помогать маме.
Оформление доски.
Учитель. Проверим домашнее упражнение (упр.1, с.32 в Рабочей тетради №1 «Пишем грамотно»).
1 ученик читает текст, во время чтения дети показывают карточки (приложение 1), 2-й ученик выписывает на доске словарные слова (ему назначается «учитель-консультант», который проверяет его).
Текст упражнения:
Вы, наверно, не раз замечали, что после завтрака, обеда и ужина остае___ грязная посуда. А потом, через некоторое время, эта посуда опять оказывае___ чистой.. Как же это получае____? Может быть, случае____ чудо? Может, в дом к вам тихонько прокрадывае____ какой-нибудь волшебник и тайком устраивает волшебство?
Попробуйте сделать так: поставьте на стол грязную чашу, сядьте рядом на стул и внимательно смотрите на чашку. Вы можете смотреть на неё и час, и два, и три – чуда не случи____, чашка как была, так и остане____ грязной.
Если вы спрячетесь под стол, чтобы подстеречь волшебника, и будете осторожно из-под стола подглядывать, что будет, то рано или поздно вы увидите, как в кухню войдет мама и помоет посуду. Вот оказывае___, как грязная посуда станови____ чистой – её моет мама. Но не думайте, что чудо невозможно, вы сами можете устроить это чудо и волшебство для мамы.
Вопросы к 1-му ученику:
– Как можно устроить это чудо и волшебство для мамы?
Ученик. Самому помыть посуду.
Учитель. Чему учит этот рассказ?
Ученик. Помогать маме.
Учитель. Когда в глаголах пишется –ТСЯ и –ТЬСЯ?
Ученик. –ТСЯ пишется, если глагол отвечает на вопрос «что делает?», –ТЬСЯ пишется, если глагол отвечает на вопрос «что делать?»
Вопросы ко 2-му ученику (если у 2-го ученика есть ошибки, то назначенный ученика – проверяющий исправляет их):
Учитель. Какие слова являются словарными?
Ученик. Правописание которых нельзя проверить, их надо запомнить.
Учитель. Образуй от первого слова глагол. Определи его спряжение. Объясни.
Ученик. Завтракать – I спр., т.к. в неопределенной форме оканчивается на –АТЬ
Учитель. Какие глаголы относятся ко II спряжению?
Ученик. Все глаголы на – ИТЬ, кроме «брить», «стелить».
(Оценивание правильных ответов фишками.)
III. Всесторонняя проверка знаний.
Цель: развитие орфографической зоркости, повторение изученного о глаголе.
1. Чистописание. Словарная работа.
Цель: формирование каллиграфических навыков, любви к родному языку; культуры поведения в природе.
Учитель. А сейчас запишите дату сегодняшнего урока.
На доске: (приложение 2)
Учитель. Ребята, на доске Бармалей записал предложение, исправьте ошибки, если они есть
(Ученик комментирует написание слов в предложении.)
Учитель. Почему опасно разводить в лесу костры?
Ученик. Это может привести к пожару.
Ученик. Придумайте ещё правило на тему: «Береги лес». Запишите только глаголы.
Ученик. Не засоряй лес мусором. Не рви в лесу цветы. Не разоряй птичьи гнёзда и муравейники. Не бери домой детёнышей диких зверей и т.д.
Учитель. Какое правило о глаголе вспомнили?
Ученик. Частица не с глаголом пишется отдельно.
2. Тестирование (используется компьютер), приложение 3.
Цель: Проверка умения различать спряжение глаголов, знания начальной формы глагола, умения определять число глагола, знания правописания Ь после шипящих в глаголе, умения правописания –ТСЯ И –ТЬСЯ в глаголах.
Учитель читает задания, дети записываю ответы. При проверке ставят на полях тетради количество баллов, при подсчете баллов, выводят итоговую отметку.
- Запиши глагол II спряжения:
- поднимать
- лететь
- ловить
- Выпиши глагол в начальной форме:
- прыгают
- держу
- кормить
- Выпиши глагол единственного числа:
- лететь
- растут
- пищит
- Запиши слово, на конце которого нужно писать Ь
- кирпич__
- береч__
- свеж__
- Выпиши слово, где –ТСЯ без Ь
- любует_ся
- купат_ся
- катат_ся
Самооценка работ учащихся
Учитель. Молодцы, кто получил 5 (поощрение фишками правильных ответов).
ФИЗМИНУТКА:
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
IV. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Цель: Подготовить учащихся к формулированию темы урока; познакомить с глаголами-исключениями; познакомить с алгоритмом определения спряжения глаголов-исключений.
Учитель читает грамматическую сказку «Откуда появились глаголы-исключения».
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя 2 сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам 3 дня и 3 ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они 3 дня и 3ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ИТЬ, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:
– Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
– Что случилось?
– По твоему указу мы оказались в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
– Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог царь устоять перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и оканчиваются на –ИТЬ. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению [2].
Учитель. Прочите эти глаголы и запомните.
На доске плакат:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать и обидеть.
И зависеть, и вертеть, ненавидеть и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –Е – спрягать нельзя!
(приложение 4)
Учитель. Видите, как интересно срифмованы эти глаголы?
Учитель. Какая тема сегодняшнего урока?
Ученик. Спряжение глаголов-исключений (на экране).
Учащиеся повторно читают глаголы-исключения.
V. Усвоение новых знаний.
Цель: Формирование умений определять спряжение глаголов и навыков написания личных окончаний глаголов.
1. Работа по учебнику с рубрикой «Давай подумаем» с. 96.
Учитель. Каким будет спряжение у глаголов, образованных от глаголов-исключений?
Учащиеся.
2. Коллективная работа (у доски)
Упр. 1 с. 96
На доске:
Перегонишь, подаришь, перепишем, вертит, подаришь, вскопаешь, наденешь, посмотрит, вышьешь
Оценивание.
ФИЗМИНУТКА (под музыку «Вместе весело шагать»)
Учитель. Ребята, вы не забыли о правилах поведения в лесу?
Учащиеся. Нет. Нельзя разорять гнёзда птиц, нельзя шуметь, когда птицы выводят птенцов и т.д.
Учитель. Молодцы!
VI. Закрепление новых знаний.
Цель: Закреплять алгоритм определения спряжения глаголов, знание глаголов-исключений.
- Работа по учебнику с рубрикой «Давай подумаем» и «Обрати внимание», с.97
- Самостоятельная работа. Упр.2, стр. 97. задание: списать, определить спряжение глаголов.
3. Проверка самостоятельной работы («цепочкой», ученики показывают карточки (приложение5).
Ученик.
VII. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.
Цель: Проверить сформированность полученных знаний на уроке. Помочь учащимся понять домашнее задание.
Учитель. Что нового вы узнали на уроке?
Учащиеся. Что есть глаголы-исключения.
Учитель. Какие глаголы-исключения вы запомнили?
Учащиеся называют глаголы-исключения хором.
Учитель. Как определить спряжение глагола?
Оценка знаний учащихся (с учетом поощрительных фишек).
Комментирование домашнего задания. Д/з – упр.4, с.97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Учебник для 4-летней начальной школы в 2-х частях. Часть 1. Авторы: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2001. Урок 51, стр. 96.
- О.В. Зеленихина. Поурочные планы по учебнику С.В. Иванова «Русский язык 4 класс». «Начальная школа XXI века». Под ред. Н.Ф. Виноградовой. Волгоград. Изд. дом Корифей, 2006 г.