Организатором мероприятия выступил учитель. В это время, в школе проходила большая работа по подготовке к празднику – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГОРОДА.
Для того, чтобы быть гражданином своей страны, патриотом своей Родины, необходимо знать историю страны, историю малой Родины. Именно поэтому, я систематически провожу внеклассные мероприятия по изучению истории родного края.
Одно из них хочу представить.
Цель: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся; развивать творческие способности.
Задачи:
- расширить краеведческие знания учащихся об истории нашего города;
- знакомство с символикой города;
- создание единого творческого коллектива всех участников мероприятия «учитель – ученик – родители»;
- развивать творческие способности, связную речь учащихся;
- воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому нашей Родины; чувство патриотизма, чувство гордости за свою малую Родину.
Оборудование: мультимедийное устройство, карточки, портреты Петра 1 и Екатерины Великой, конверты с заданием, фломастеры, цветные карандаши.
Предварительная подготовка:
- Отбор материала проводился соответственно возрастным особенностям учащихся.
- Всех учащихся класса разделила на три группы. Каждой группе рекомендованы были задания:
- 1 группа – узнать из различных источников об истории нашего города;
- 2 группа – прочитать рассказы о Петре 1;
- 3 группа - подготовить наизусть выразительное чтение стихов о Лодейном Поле.
- «Учебный сектор и спортивный сектор» – готовили приглашения для родителей и гостей.
- Инициативная группа родителей оказывала помощь в подготовке к общешкольному празднику (изготовление эмблем, флага, шары).
Хочется отметить, что в период предварительной подготовки, был виден интерес к мероприятию как со стороны учащихся, так и их родителей.
Ход занятия
1. Организация класса.
Занятие проходит в классе. Присутствуют родители.
2. Работа по теме.
А) – Как называется страна где мы живём? на доске «Россия»
– Столица? на доске «Москва»
– А как называется ваша малая Родина? (Моя малая Родина – город Лодейное Поле)
на доске «Моя малая Родина – город Лодейное Поле»
– А на какой реке стоит наш город? (на реке Свирь?)
Б) – Кто знает, почему наш город называется Лодейное Поле? (Ответы учащихся.)
- Здесь когда-то строили лодьи.
- Здесь была маленькая деревушка.
- Пётр 1 строил корабли.
– История рождения нашего города своими корнями уходит в далёкое прошлое. Город возник в эпоху великих перемен, происходивших в государстве во времена правления Петра Первого.
В) – Верите ли вы, что на месте где мы живём , был дремучий лес? (Ответы учащихся.)
– Действительно, среди дремучего леса стояла деревня Мокришвицы.
– Здесь жили рыбаки и сами мастерили себе лодьи. Река Свирь – судоходная река.
– Издревли населяли эти края – вепсы. (Свирь – с вепсского «глубокая»).
Г) – Шла война со Шведами. Петру 1 нужен был российский флот, чтобы иметь выход к морю.
– Однажды, в наших краях появился сам русский царь Пётр 1.
Рисунок 1
Ему очень полюбилась матушка Свирь. Она показалась ему и глубокой, и сильной, и лесами корабельными богата. Давно он искал место для строительства больших кораблей. Тогда он сразу и решил именно здесь строить военные корабли, чтобы защитить русскую землю от вражеских нашествий.
Итог:
– Как вы думаете, почему же именно здесь выбрано место строительства судоверфи? (На этом месте жили рыбаки, а они сами мастерили себе лодки; был строительный материал – лес; располагались олонецкие металлургические заводы, где должны были изготавливаться пушки и ядра вооружённых судов; судоходная река Свирь.)
Д) В 1702 году Пётр Первый повелел основать на берегу реки Свирь корабельную верфь. Была основана Олонецкая судостроительная верфь. Здесь трудились как русские, так и зарубежные мастера – кораблестроители.
– А что же такое «верфь»? (Место где строят корабли)
– Так, перво-наперво, стали строить мастера из наилучших дубов и лиственниц царский корабль – фрегат, который назвали «Штандарт».
– Ребята, а кто знает, какие деревья использовали для строительства кораблей? (Лиственница, сосна , берёза дуб, ель, клён, осина.)
– Причём, на строительство корпуса корабля шли дуб и лиственница, а на мачту – сосна, на отделку – берёза, клён, осина.
– Интересно, что на строительство одного корабля шло 1000 – 1500 деревьев.
– Именно, 22 августа 1703 года со стапелей Олонецкой судостроительной верфи сошёл первенец балтийского флота 28 пушечный фрегат «Штандарт».
Е) Верфь на Свири действовала до 1830 года, за ненадобностью – была закрыта.
Сотни кораблей, построенных здесь, отмечались и в сражениях, и в кругосветных морских путешествиях.
«ШТАНДАРТ» – царский фрегат, построен под руководством голландского корабельного мастера Ганса Выбе.
Рисунок 2
«МИРНЫЙ» – М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен совершили кругосветное путешествие 751 день, участвовали в открытии Антарктиды.
Рисунок 3
«ВОСТОК»
Рисунок 4
«ДИАНА» участник перехода из Кронштадта на Камчатку.
Рисунок 5
Итог: За годы существования верфи, сошло на воду более 450 судов различных типов.
Ж) – Указом Екатерины Великой от 16 мая 1785 года – поселению на Свири, был жалован статус уездного города.
Рисунок 6
– Что же такое город? ( есть заводы, фабрики; административные здания; и др.)
– Посмотрим в словарь С.И. Ожегова. (Словари на партах.)
«Город – крупный населённый пункт, административный, торговый и промышленный центр».
– Верфь была переименована в Лодейнопольскую, а город получил название ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ.
– Вторым указом был утверждён план застройки города, а через 3 года – был утверждён герб города.
Какой же он был план и герб? Рассмотрим.
С севера на юг улицы протянулись
- Торговая
- Разъезжая
- Стрельная
- Загородная
И с запада на восток протянулись
- Подгорная
- Архангельская
- Петербургская
- Соборная
- Казначейская
Подгорная – под горой.
Казначейская – на этой улице охраняли каторжников.
Торговая площадь ( ныне Урицкого). Здесь располагались торговые ряды нескольких лавок. Два раза в год проходила ярмарка
- летняя - Петровая ( продавали корзины, лукошки, грабли и др.)
- зимняя – Рождественская (продавали сани, дерев.ложки, кадушки и др.)
– А можем ли мы узнать, как называются улицы сегодня? (Можем.)
(Вспоминают как дети так и родители)
С севера на юг улицы протянулись
Ныне
- Торговая – Урицкого
- Разъезжая – Карла Маркса
- Стрельная – Володарского
- Загородная – Гагарина
И с запада на восток протянулись
Ныне
- Подгорная – Республиканская
- Архангельская – Титова
- Петербургская – Ленина
- Соборная – Коммунаров
- Казначейская – Ульяновская
Итог: В каком году город получил статус уездного? (1785году 16 мая)
З) – Что же такое герб?
Герб – отличительный знак государства, города.
– Рассмотрите.
Рисунок 7
– В его верхней части была помещена символика Олонца, как губернского центра. Она представляет собой символическое изображение боеготовности олончан на случайное вторжение неприятелей. (Рука-щит-цепи-ядро.)
– В нижней части герба Лодейного Поля изображён оснащённый корабль под императорским флагом, бегущий в открытое море.
– Вот как описывает герб родного города один из олонецких поэтов. (Читает ученик.)
Из облака Всевышнего рука
Предупреждает: рядом неприятель.
А под рукою– супротив врага
Цепями связаны две пары ядер.
Герб, вдохновляя ратные сердца
На битвы, против шведских интервентов,
От крепости и града Олонца
Губернии достался Олонецкой.
– 25 февраля 1969 года утвердили новую версию герба города.
Рисунок 8
В серебряном щите изображён плывущий парусный корабль.
В верхней части щита цвета флага РСФСР.
– А это современный герб Лодейопольского района.
Утверждён 22мая 2002 года
Рисунок 9
Итог: Так что же такое герб? (Отличительный знак города.)
И) – А сейчас послушаем стихотворение нашей современницы Туровцевой Татьяны Валентиновны (мама одного из учащихся). Приложение 1.
Стихотворение читают наизусть учащиеся.
Итог: Вот как любят свой родной край люди, которые здесь проживают.
Й) Практическая работа.
– Мы видели герб. Но наш город интересный и для туристов
– Туристы посещая какие либо интересные исторические места, как правило, всегда приобретают себе памятные сувениры, значки.
– Я предлагаю создать эскиз значка о нашем городе. (У каждого учащегося в конверте модели из бумаги)
– Выберите и нарисуйте.
Итог:
- Как же строился наш город?
- Что обозначает река Свирь в переводе с вепсского?
- Как назывались корабли спущенные на воду со стапелей Олонецкой судоверфи?
Выставка рисунков – значков. Приложение 2.