В современной школе приоритетными следует признать следующие направления и способы организации преподавания химии:
- гуманизация развивающего обучения:
- деятельностный подход в обучении:
- разноуровневая дифференциация учащихся;
- модульное обучение;
- интегрированные уроки;
- проектная деятельность учащихся.
Один из эффективных методов обучения - организация ученических проектов. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX в. В 1905 г. была организована небольшая группа исследователей под руководством С. Т. Шацкого, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
При организации проектной деятельности следует иметь в виду, что:
- содержание проекта дополняет, углубляет основной курс химии;
- оно одновременно учитывает различные начала естествознания: химическое, биологическое, географическое, физическое, что позволяет решать проблему межпредметного взаимодействия;
- содержание обучения ориентировано на формирование новой деятельности, образованной выявленными существенными отношениями элементов материала.
Метод проектов - понятие из области дидактики и частных методик. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания. Таким "образом, если говорится о методе проектов, то имеется в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом. Проектная же деятельность - категория психологическая. В подростковом возрасте учащийся должен научиться работать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы воплощения в жизнь своего проекта.
Таким образом, цель проектной деятельности - формирование творчески активной личности.
Подготовка.
Основное содержание работы на этой стадии - определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
Планирование.
Оно включает в себя ряд этапов:
- определение источников информации;
- определение способов сбора и анализа информации;
- определение способа представления результатов (формы отчета);
- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
- распределение задач (обязанностей) между членами команды.
Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты на следующем этапе работы.
Исследование.
Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Ее можно разбить на две части. Сначала идет теоретическая работа - необходимый момент для обоснования практической части занятия; информацию может сообщить учитель, но чаще всего ее самостоятельно собирают учащиеся. После обсуждения (мини-конференция, дискуссия по поводу той или иной теоретической проблемы) учащиеся выполняют практическое исследование, решая промежуточные задачи. Основные инструменты исследования: опросы, наблюдения, эксперименты и т. д. Эксперимент требует тщательной подготовки, в ходе которой происходят его планирование, разработка экспериментального материала, разыгрывание и моделирование жизненных ситуаций. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, косвенно руководит ими.
Результаты и выводы.
Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.
Представление результатов.
Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, представление модели, презентаций и т. п. Учитель, как и остальные участники обсуждения, задает вопросы.
Оценка результата и процесса.
Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.
Проектная форма обучения - один из возможных путей выхода современного образования из кризисного состояния, поскольку в полной мере учитывает те изменения, которые претерпевает наше общество. Данная форма обучения основывается на определенных предпосылках, сложившихся в обществе: на движении учителей-новаторов, философских и методологических разработках данной проблемы, опыте проектирования в других сферах деятельности.
Технократический подход к обучению, смысл которого - научить конкретному прагматическому умению (чтение, письмо, проведение химического эксперимента и т. д.), сменяется постановкой других задач, решение которых требует творческого мышления, личного опыта, универсальности образования. В рамках этого подхода проектное обучение представляет собой не просто освоение уже известного, а порождение новых форм реальной деятельности, которые задействуют мышление, обеспечат становление собственных средств деятельности, освоение информационного окружения использование потенциала самой личности.
Для разработки учебного проекта мы решили взять тему "Основные классы неорганических соединений" ( 8 класс, программа к УМК О.С. Габриелян).
В процессе создания проекта нами преследовались следующие методические задачи:
- научиться работать в команде,
- научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию,
- научиться быстро и эффективно работать в сети Интернет,
- научиться создавать законченные информационные продукты.
Результатом работы над проектом станет созданная руками учащихся База данных в электронном виде, которую можно использовать на протяжении всего изучения курса химии, дополнять и изменять в зависимости от уровня знаний и потребностей учащихся.
Визитная карточка проекта
Авторы проекта:
Фамилия | Имя | Отчество | Место работы | Преподаваемый предмет |
Супрун Волкова |
Наталья Оксана |
Владимировна Викториновна |
МОУ "СОШ № 45" Г. Калуги |
Химия Информатика |
Этап | Виды работ |
Проблемно-целевой | Формулировка целей и задач. |
Распределение ролей в группе. | |
Определение сроков. | |
Разработка сценария проекта | Разработка плана работы по группам |
Планирование самостоятельной работы детей. | |
Отбор содержания материала для работы по теме. | |
Практическая реализация | Создание текстовых документов |
Подготовка презентаций. | |
Разработка WEB-страниц. | |
Предварительная защита проекта | Тестирование подготовленных
материалов, устранение ошибок. Публикация в сети. |
Защита проекта | Представление рефератов с демонстрацией подготовленных материалов в виде презентаций. |