ЦЕЛЬ:
- Обобщение и систематизация знаний по теме “Международные отношения накануне Второй мировой войны”.
ЗАДАЧИ:
- Развитие критического мышления, умения отстаивать собственную точку зрения;
- Обучение технологии групповой работы;
- Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности, толерантности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- Ознакомление учащихся с технологией “политические дебаты”.
- Создание групп (команд), распределение позиций и ролей.
- Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к игре.
ХОД
ВВОДНОЕ СЛОВО.
Уважаемые ребята. Сегодня на уроке мы рассмотрим один из спорных, дискуссионных вопросов, касающихся кануна второй мировой войны – советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 года.
На основе знаний международной обстановки в 30-е годы, которую мы рассматривали в курсе всеобщей истории, сегодняшней темы урока и предложенной формы (дебаты), сформулируйте цели сегодняшнего занятия.
Учащиеся формулируют свои цели, учитель фиксирует их на доске.
Примерные цели:
- повторить международную ситуацию накануне
второй мировой войны;
- рассмотреть различные подходы к проблеме пакта
Риббентропа-Молотова;
- учиться взаимодействовать в группе;
- учиться слушать и слышать оппонентов и
товарищей, корректно относиться к мнению других.
Группы определены, у них есть немного времени, чтобы провести последние приготовления, пока все остальные выработают критерии оценки деятельности команд, так как по окончании дебатов необходимо определить лучших спикеров.
Примерные критерии:
- Научность.
- Доказательность.
- Умение работать в команде.
- Компетентность.
- Глубина, чёткость ответов.
- Логика изложения материала.
- Ораторские способности.
Спикер У1 представляет команду утверждения, обосновывает актуальность темы, заявляет позицию своей команды, выдвигает в организованной форме все аргументы утверждающей стороны.
Мы утверждаем, что советско-германский договор – это успех советской внешней политики,так как:
- Всегда важно умение правильно занять нужную позицию, чтобы обеспечить успех в будущем;
- Необходимо доказать, что данный договор объясняет позицию СССР на начальном этапе войны.
Наши аргументы:
- В отсутствие данного пакта после разгрома Польши Гитлер мог напасть на СССР.
- Цель Мюнхенского договора – толкнуть Гитлера на войну с СССР.
- У СССР существовала реальная угроза на востоке со стороны Японии. Пакт Риббентропа-Молотова нейтрализовал образование антисоветского фронта на Дальнем Востоке в лице Японии
- СССР накануне войны оставался без каких бы – то ни было гарантий безопасности со стороны агрессивных соседей. Необходимость пакта вызывалась срывом Англией и Францией московских переговоров в августе 1939 года.
Таким образом мы утверждаем, что пакт о ненападении является успехом советской внешней политики.
Раунд вопросов:
Третий спикер команды отрицания задаёт вопросы первому спикеру команды утверждения:
О3 – У1.
- Вы уверены, что отсрочив начало войны с
Германией, СССР эффективно использовал это время
для наращивания своего экономического и
политического потенциала в мире?
- Как вы думаете, заключая договор о ненападении с
Германией,СССР тем самым не подрывал своего
авторитета в мире?
У1 отвечает на вопросы.
Спикер команды отрицания О1 представляет отрицающую команду.
Мы утверждаем, что пакт о ненападении – это просчёт советской внешней политики.
Мы принимаем актуальность, предложенную оппонентами, но не согласны с их аргументами. Мы считаем, что подписание договора о ненападении не привело к положительным последствиям, так как , во-первых, нападения Германии не удалось избежать, а на СССР Гитлер вряд ли решился бы напасть, не разгромив противников на Западе; во-вторых, западные страны не пошли бы на союз с Германией, так как для них совершенно не приемлемой идеологией был фашизм. К 1939 году Великобритания и Франция уже успели убедиться в истинных целях Германии. В-третьих, СССР успешно воевал с Японией, не стоит преувеличивать угрозу с Востока. В-четвёртых, пакт о ненападении не исключал войну, Сталин слишком доверился Гитлеру.
Исходя из этого мы можем утверждать, что пакт Риббентропа-Молотова – это просчёт советской внешней политики и готовы подтвердить свою точку зрения.
Наши аргументы:
- СССР превратился в соучастника фашистской агрессии. Гитлер смог развернуть вторую мировую войну в самых благоприятных условиях, не думая о том, что придётся воевать на два фронта;
- СССР выступил агрессором на первом этапе войны. Стремление восстановить границы бывшей Российской империи – присоединение Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины, Прибалтики.
- Пакт способствовал ослаблению борьбы с фашизмом в Европе. Мировое коммунистическое движение было дезориентировано, колоссальный вред был нанесён движению Сопротивления. Сталин выдал Гитлеру германских коммунистов, проживающих в СССР.
- СССР оказался накануне нападения Германии в полной международной и военно-стратегической изоляции. За позорную, тяжелейшую “зимнюю войну” с Финляндией СССР оказался исключённым из Лиги Наций.
- СССР был экономическим партнёром Германии. СССР снабжал Германию стратегическими материалами и даже предоставлял базы вермахту для ведения войны.
Таким образом, пакт о ненападении – просчёт советской внешней политики.
Спикер команды утверждения задаёт вопросы первому спикеру команды отрицания:
О1 отвечает на вопросы У3.
РАУНД ВОПРОСОВ:
У3 – О1:
- Не кажется ли вам, что воссоединение
украинского и белорусского народов – это
восстановление исторической справедливости?
- Вы считаете, что участники Версальского
договора справедливо отнеслись к Советской
России, не учтя её интересов и даже не пригласив
на конференцию?
У2, О2 – опровергают аргументы оппонентов и восстанавливают собственные позиции.
У3, О3 – проводят сравнительный анализ позиций сторон и делают эффектное заключение.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
- Определение лучших спикеров в соответствие с критериями.
- Рефлексия:
- Достигнуты ли цели урока?
- Полезна ли такая форма деятельности?
- Научились ли вы сегодня чему-либо новому?
- Какие недостатки можете отметить?
- Что необходимо было сделать по-другому?
- Вы довольны уроком?
Выставление отметок.
Домашнее задание: составить синквейн по теме сегодняшнего урока.
ЛИТЕРАТУРА:
- Данилов А. А. История России. М., “Просвещение”, 2005.
- Долуцкий И.И. Отечественная история 20 век. М., “Дрофа”, 1998.
- Дмитренко В. П. История Отечества 20 век. М., “Дрофа”, 1998.
- История России в вопросах и ответах. Ростов-на Дону, 1997.
- История России 20 век. Дидактические материалы. М., “Дрофа”, 2000.
- История России 20 век, под редакцией В. П. Дмитренко, М., “Аст”, 2001.
- Кишенкова О. П. Новейшая история. Методическое пособие. М., “Дрофа”, 2002.
- Родригес А. м. Новейшая история зарубежных стран 20 век, М., “Владос”,2001.