Цели урока: повторить знание состава чисел; закрепить навыки сложения и вычитания в случаях вида ?±2; развивать логическое мышление, речь, интерес к математике; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование: раздаточный материал: “кораблики”, “пирамида”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы повторим с вами то, что учили на предыдущих уроках математики. Повторим состав чисел, вспомним, как к числу прибавить 2 и от числа отнять 2 и поиграем.
3. Устный счёт.
a)
4 уменьшить на 2.
3 увеличить на 1.
Первое слагаемое – 4, второе – 4. Чему равна сумма?
От 10 отнять 2.
8 увеличить на 1, прибавить 1 и ещё 1.
(полученные ответы дети показывают с помощью цифровых карточек, которые они выкладывают на столе).
Соответствующая работа ведётся у доски.
- Прочитать полученный ряд чисел (2, 4, 8, 10).
- Что можете сказать об этих числах? (чётные).
- Какое чётное число пропущено? (6).
- По какому правилу записан этот ряд чисел? (Каждое
следующее число увеличивается на 2).
- Подберите из этого ряда пары чисел, сумма
которых равна 10 (2 и 8, 4 и 6).
- Что можете сказать о числе 10? (10>9 на 1).
- А тогда 9? (9<10 на 1).
б) Используя “кораблики” составить 6 примеров с ответом 9.
(На доске карточки с примерами).
(Дети выставляют фишки синего и красного цветов).
4. Физминутка. Игра “Кто быстрее?”.
(Каждому ребёнку бросается мяч и называется пример. Он, поймав мяч, должен быстро дать ответ).
5. Работа с перфокартами. Повторить состав чисел 9 и 10.
Игра “Найди пару”.
6. Решение задач (Используются “кораблики”).
У жены царя Берендея – царицы Маланьи – было 6 колец с самоцветами. 1 кольцо она потеряла, когда купалась в речке. Сколько колец осталось у царицы Маланьи?
Решение: 6-1=5 (“Кораблики”).
Утонуло кольцо – ничего не поделаешь!
Теперь его речная царевна носит. Маланья уже утешилась, как вдруг у неё пропало ещё 4 кольца – их украла хитрая служанка Анфиса. Сколько теперь колец осталось у царицы?
Решение: 5-4=1
Расплакалась бедная Маланья. Побежала к царю Берендею, упала ему в ноги, просила вора найти. Слуги царские постарались, нашли кольца в сундуке у хитрой Анфисы и вернули их царице. Сколько колец стало у царицы после того, как ей вернули 4 украденных кольца?
Решение: 1+4=5
Тем временем царь Берендей заказал мастерам Фоме и Ерёме сделать ещё 4 кольца. Мастера заказ выполнили. Сколько колец стало теперь у царицы?
Решение: 5+4=9
(Дети считают, используя “кораблики”, а решения записывают с помощью цифровых карточек из кассы цифр).
7. Игра “Рассели жильцов”.
- Ребята, жильцами математического дома являются цифры и математические знаки. Какие математические знаки вы знаете? Нам нужно вставить в окошки недостающие знак или цифру.
8. Работа с натуральным рядом чисел. (Использование магнитного плаката).
Игра “Вперёд и назад”.
(Фишки перевёрнуты. Задание: перевернуть одну какую-либо фишку(3)).
Задание: “2 шага вперёд!”
- Каким числом заканчивается путь? (5).
- Мимо какого числа пришлось пройти? (4).
Задание: “Перевернуть 9 фишку. 2 шага назад!”
- Каким числом заканчивается путь? (7).
- Мимо какого числа пришлось пройти? (8).
- Как к числу прибавить (отнять) 2?
9. Самостоятельная работа.
Дополнить рисунки и вставить нужное число.
(Использовать кораблики).
10. Математический диктант.
(Записать в строчку ответы).
8-6=
3+4=
10-2=
7-7=
5-3=
7-1=
11. Работа в группах с “пирамидами”.
(4 группы по 5-6 человек составляют пирамиды, решая примеры и подбирая к ним ответы).
12. Итог урока.
Словесная оценка работы класса.
- Какие задания показались трудными?
- А какие – более интересными?
- Какие “открытия” сделали для себя?