Цели:
- изучить основные виды меда, его состав и свойства;
- продолжить формировать умения и навыки в проведении химического эксперимента;
- научить применять химические знания в повседневной жизни.
Оборудование: Пробы меда, р-р уксусной кислоты, р-р йода, р-р АgNO3.
Ход урока.
Учитель: (слайд №3)
Чтобы узнать о каком веществе сегодня пойдет речь, мы проведем сейчас органолептический эксперимент, т.е. эксперимент с помощью губ и языка.
Проведение эксперимента (одному из присутствующих завязываем глаза и даем попробовать мед).
Учитель: (слайд №4)
Да, действительно, речь сегодня пойдет о таком, всем хорошо известном веществе, о меде, т.к. с химической точки зрения мед – это смесь веществ, с экологической точки зрения – это экологически чистый продукт, а также это вкуснейшее лакомство (т.к. природа запрограммировала нас на то, что мы очень любим сладкое).
Мед – это чудесный дар природы, удивительное творение пчел и цветов, это сладкое и вкуснейшее угощение. Запах и вкус меда никогда не надоедает. Как создается мед?
Сообщение 1 учащегося: (слайд №5,6)
Превращение нектара в мед сложный физиологический и химический процесс. В него включается весь рабочий состав пчелиной семьи. Наполнив нектаром свой медовый зубик, пчела-сборщица возвращается в улей. В нем ее встречают другие пчелы-приемщицы нектара. Пчела – сборщица широко раздвигает челюсти и выпускает капельку нектара на поверхность передней части хоботка. В это время пчела-приемщица принимает своим хоботком нектар. Эта процедура длится 4 минуты. Затем пчелы обрабатывают нектар в течение 20 минут, превращая его в мед, при этом происходит ряд химических и физических процессов. Далее пчелы складывают мед в ячейки. А затем молодые пчелы машут своими крылышками над медом, происходит испарение лишней воды (с 80 до 20%) и созревание меда.
Учитель:
Вот так по крупинкам создается этот удивительный продукт, и в его создании принимают участие и солнце, и воздух, и вода, и почва, и чтобы он был действительно экологически чистым, надо чтобы все эти факторы также были экологически чистые, что мы и проверим на сегодняшнем занятии. Что же представляет мед с химической точки зрения?
Сообщение 2 учащегося: (слайд №7)
Основная составляющая часть меда – это углеводы: 35% глюкоза, 40% фруктоза. Именно эти углеводы определяют диетические свойства меда, т.к. они не требуют дальнейшей переработки в желудочно-кишечном тракте, на 100% усваиваются организмом. Они придают вкус сладости меду.
Также здесь присутствуют ферменты: каталаза, инвертаза, амилаза, диастаза и другие. Запах меду придают содержащиеся там эфирные масла.
Сообщение 3 учащегося: (слайд № 8)
Существует большое количество разновидностей меда. Если мед получен из одного вида медоносных растений, его называют моноферным, например подсолнечный или гречишный.
А мед, полученный из нектара различных видов медоносов, называют полиферным, это цветочный (майский), луговой, лесной, степной и др.
Каждый мед имеет свои характеристики: цвет, вкус, аромат, обладают особыми целебными свойствами. Цвет может быть от светло – желтого до темного, аромат и вкус от нежного до резкого, кристаллизация от маслообразной до крупнозернистой.
Учитель:
Каждый из нас не только химик, но еще и потребитель, и сейчас я предлагаю провести эксперимент «Дегустация меда», определить по цвету, вкусу и запаху, какой это мед?
Прейдя на рынок, чтобы купить мед, вы спрашиваете у продавца, какой это мед, и продавец отвечает вам – майский, липовый, подсолнечный, чаще всего так оно и есть, ведь продавцы тоже не хотят терять свой статус, но чтобы быть полностью уверенными, вы должны знать важнейшие характеристики меда.
Ребятам по группам раздаются пробы меда, разновидность которого они определяют органолептическим методом, пользуясь основными правилами дегустации.
Эксперимент №1
(слайд №9)
Дегустация меда:
- Осмотрите мед, определите цвет, чистоту, однородность и возможные дефекты кристаллизации.
- Помешайте мед, и не спеша, вдыхайте его аромат, после определения наиболее сильных ароматов, вы ощутите и слабые.
- Положите немного меда в рот, перемещая его по мере растворения в заднюю часть ротовой полости.
Учитель:
В продаже бывает натуральный и искусственный мед. Натуральный - это мед, вырабатываемый пчелами.
Искусственный мед получают путем кислотного гидролиза свекловичного сахара, сока дыни, арбуза. Он имеет вполне правдоподобный вид и вкус, подделку можно распознать только в лаборатории, лечебного значения такой мед не имеет.
Группы отчитываются по своим результатам.
1 – майский мед (белоакациевый) (слайд №10)
Прозрачный, светлый, нежный аромат. Применяют как общеукрепляющее средство, а также при бессоннице, заболеваниях желудка, почек и желчного пузыря.
2 – гречишный (слайд №11)
Имеет цвет от темно-желтого до коричневого, имеет горьковатый привкус, богат железом, марганцем и медью. Применяют при малокровии, заболеваниях печени и как средство, укрепляющее сердечную мышцу.
3 – подсолнечный (слайд №12)
Имеет ярко – желтый цвет, своеобразный запах и на вкус очень сладкий, слегка кристаллизованный. Применяют при гастрите и язвенной болезни.
4 – полевой (слайд №13)
Светло – желтого цвета, иногда желтовато – коричневого, имеет приятный вкус и аромат. Оказывает успокаивающее действие на нервную систему, рекомендуется при головной боли, бессоннице, учащенном сердцебиении.
5 - цветочный (слайд №14)
Очень светлый, нежный аромат, маслообразной консистенции. Применяется при гинекологических заболеваниях, для укрепления сердечной мышцы.
Учитель:
Где бы мед ни продавался, он должен отвечать требованиям ГОСТа.
Сертификат меда: (слайд №15)
- Мед должен иметь определенный аромат и вкус.
- Если ощущается запах карамели – это расплавленный мед
- Жидкий мед – это недозрелый мед. Он не будет храниться, забродит, т.к. содержит много воды.
- Мед не должен иметь никаких примесей, вредных для человека.
Для определения примесей существуют различные способы, и сейчас я предлагаю провести по группам еще один эксперимент с предложенными образцами меда.
Эксперимент №2
(слайд №16)
Фальсификация меда.
Опыт №1 «Обнаружение примесей крахмала или муки»
Взять 5мл. водного раствора меда и добавить 3-5 капель йода.
Если наблюдаем синее окрашивание, значить примеси крахмала имеются.
Опыт №2 « Обнаружение примесей мела».
Взять 5мл. водного раствора меда и добавить 3-5 капель соляной кислоты.
Если наблюдаем, выделение газа, значить примеси мела имеются.
Опыт №3 «Обнаружение примесей сахара».
Взять 5 мл. водного (в дистиллированной воде!) раствора меда и добавить раствор AgNO3.
Если наблюдаем, выпадение осадка белого цвета, значить примеси сахара имеются. В чистом меде осадка не будет.
Группы отчитываются о проделанных анализах.
Вывод: в пробирке №1 находится экологически чистый продукт, обладающий целебными свойствами.
Учитель: Мед - это ценный продукт питания, правильное использование его не только поправит ваше здоровье, а также вы получите истинное удовольствие от его применения.
Всем желаю хорошего настроения и конечно же здоровья!