Ход игры.
Вводная часть. 1 Слайд (Приложение 1)
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной стороной жизни древнего мира, а точнее, римского мира, история которого насчитывает 12 веков, и который в период наивысшего могущества простирался от Атлантического океана до Кавказа, от Британии до Ливийской пустыни в Африке.
Сегодня мы будем играть. На машине времени отправляемся в далекое путешествие в Римское государство на рубеже II–I вв. до н.э. Побываем экскурсантами и экскурсоводами, вступим в дискуссию с римским сенатором а, вернувшись, создадим учебный диафильм по всему тому материалу, который исследуем в ходе сегодняшнего путешествия.
А вот на какую тему будет наш фильм, предстоит догадаться вам.
2 Слайд Для этого посмотрите в 1-ый текст раздаточного материала. (Приложение 2)
Вставив пропущенное слово в текст, вы и определите тему урока.
«В какой бы уголок мы бы ни заглянули, везде нам встретятся фигуры работающих рабов. Это были люди, которые создали богатство Рима, все, чем гордилось римское общество».
Какое слово пропущено?
3 Слайд Рабство в Древнем Риме и есть тема сегодняшнего занятия.
Во время путешествия в Древний Рим нас будут интересовать рабы и их жизнь.
Итак, закройте глаза и представьте себе, что мы переносимся через тысячелетия на машине времени. Открывайте глаза.
4 Слайд Мы попали в столицу, в самое её сердце и остановились перед загадочным зданием. Оно знаковое, потому что здесь решались все важные государственные вопросы.
Давайте войдем. Что же это за здание и что происходит внутри.
Щелчок мышки Кто уже догадался, куда мы попали, и что делают эти люди?
Абсолютно верно. Это сенаторы.
Мы не зря попали первым делом именно сюда. Ведь без ведома сенаторов в Риме не происходило ничего. И путешествовать мы сможем только, если они нам разрешат.
Для этого нам предстоит вспомнить тот материал, который мы уже изучили по истории Древнего Рима, чтобы заслужить пропуск-разрешение для дальнейшего продвижения. Сенаторы любезно приготовили его для нас в виде чайнворда. (Приложение 3) 5 Слайд чайнворд
Надеюсь, вы сумеете его заполнить, и нам будет позволено двинуться дальше.
Тем более, что первые два слова, Раб и Сенат, вы угадали без особого труда. Щелчок мышки
Римляне придумали для этого чайнворда необычную форму, которая имеет скрытый смысл. Они надеются, что вы сумеете и его разгадать.
Посмотрите внимательно. Что вам напоминает форма?
- Шлем (уч-ся)
Абсолютно верно. А как вы думаете, какому воину принадлежит этот шлем.
- Римскому легионеру (уч-ся)
Вот мы с вами и отгадали третье слово - легионер. Щелчок мышки
Думаю, сенаторы удивлены вашей осведомленности. Они ещё больше удивятся, если вы вспомните, что по поводу возникновения Сената гласит легенда.
Ученик: Первый римский царь Ромул хотел иметь верных людей, на которых мог надеяться. Он выбрал 100 человек, самых достойных. Из них Ромул и составил Сенат.
Ученик: Сенаторов иногда даже называли отцами. Это по-латински «патрес», т.е. патриции. Патриции стали знатью, имели много земель и богатств.
Ученик: Сенаторов не всегда было 100. Позже их стало 300, а потом 600. Они решали все важные вопросы в Риме и должны были быть благородными.
Учитель: добавляем ещё два разгаданных слова – Ромул и патриции Щелчок мышки
А если мы заговорили о патрициях, не будем забывать и о другом слое римского населения, о ком, как вы думаете?
Ученик: о плебеях. Они поначалу не имели таких прав, как патриции, не могли становиться начальниками, участвовать в собраниях. Хотя среди них были и богатые, и знатные.
Ученик: Плебеи не хотели так жить и добились равных прав. Были разрешены браки с патрициями, и даже 1 консул был из плебеев. В знак примирения патрициев и плебеев построили Храм Согласия.
Учитель: добавляем ещё одно разгаданное слово – плебеи Щелчок мышки. А кто же были рабы, какое место отводилось им в Древнем Риме?
Во время ранней республики рабов было немного. Они не имели прав и были личной вещью хозяина. Поначалу их использовали в домашнем хозяйстве.
Со временем рабов становилось все больше, и они трудились на самых тяжелых работах.
Вопрос учителя: Как вы думаете, почему положение изменилось, какие обстоятельства этому способствовали?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам надо вспомнить, когда завершилась история ранней республики.
Ученик: Когда римляне покорили Италию и стали её хозяевами. Даже греческие колонии стали зависеть от Рима.
Учитель: остановились ли римляне, завоевав Апеннинский полуостров?
Ученик: Нет. К концу I в. до н.э. все земли вокруг Средиземного моря стали римскими. Римляне называли его – «наше море», а римская серебряная монета – денарий – распространилась по всей Италии.
Учитель: добавляем ещё одно разгаданное слово – денарий. Щелчок мышки. Наш чайнворд практически разгадан, осталось последнее задание – надо угадать, на какой реке возник город Рим
Правильно, это река – Тибр. Щелчок мышки. Римляне не могли не включить в задания название этой реки, которая стала колыбелью их великого государства!
6 Слайд карта. Сколько территорий оно вобрало в себя, сколько народов подчинилось ему.
Подумайте и скажите, как все это отразилось на самих гражданах Великого Рима?
Изменилась ли их жизнь и нравы после Пунических войн?
Ученик: Граждане Рима были на особом положении – почетном и богатом. Завоеванные земли – провинции - платили Риму налоги.
Учитель: Изменились ли сами римляне? По-прежнему ли они ценили такие качества, как благородство и личное достоинств?
Ученик: Нет. Это ушло в прошлое. Теперь больше всего ценились только деньги и рабы.
Учитель: А теперь - самое время послушать, о чем же говорит один из сенаторов, тем более что предложенный чайнворд мы разгадали и можем беспрепятственно присутствовать в любом уголке Древнего Рима и даже вступать в дискуссию с его сенаторами. 7 Слайд Посмотрите, этот сенатор как раз заканчивает свою речь: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет».
Эти слова - эпиграф к уроку. Мы, жители 21 века можем поспорить с этим утверждением.
Но стать равноправными участниками разговора удастся только если мы изучим жизнь рабов, увидим всё своими глазами. Для этого мы сюда и пробрались сквозь тысячелетия.
Какие же вопросы мы должны выяснить, чтобы вступить в дискуссию с сенатором? 8 Слайд
Откуда брались рабы | Источники рабства |
Сколько было рабов | Количество рабов |
Где работали рабы | Труд рабов |
Трудно ли жилось рабам, что они ели, где жили, во что одевались | Условия жизни и быта рабов |
Как обращались с рабами их хозяева | Отношение к рабам в обществе |
Учитель: Итак, что бы узнать ответы на эти вопросы, мы отправляемся в путешествие по Риму. А чтобы успеть всё посмотреть, разделимся по группам и распределим маршруты.
Для каждой пары сенаторы предлагают свой маршрут. Они подготовили для вас карту Рима, на которой обозначили, куда, в каком направлении вам двигаться. (Приложение 4) 9 Слайд Вот маршруты, по которым отправится каждая группа: Щелчок мышки
Халишхова Залина Хахоков Аниуар |
отправляются на рынок рабов | |
Мидов Аслан Акаев Мухаммад |
получает приглашение к богатому знатному римлянину - в его имение и в его дом |
|
Гучаев Салим Мамсиров Масхуд |
осматривает рудники | |
Мамбетов Радион Апсов Руслан |
посещает гладиаторские бои в Колизее | |
Макоева Рузанна Вороков Ислам |
отправляется в ремесленную мастерскую |
Обратите внимание на раздаточный материал, с подготовленными информацией и документами. Его приготовили для вас гостеприимные сенаторы, – все это вам пригодится для исследования. Кроме того сенаторы поставили условие, что пока мы на территории Древнего Рима, имена у нас будут только латинские: Аурелия, Виктор, Бинифаций, Максим, Игнат, Джема, Константин, Роман, Теодор, Бенедикт и т.д.
Итак, в путь!
Остановка 1. Рынок рабов
Сейчас мы вместе 1-й группой побываем на рынке рабов в Риме. Ориентироваться нам поможет схема - «Источники рабства». 10 Слайд
Посмотрите, как можно было стать рабом:
Плен - Пиратство - Дети рабов - Долговое рабство
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов
Учитель - вопрос: Подумайте, из каких стран могли римляне привозить самых образованных и дорогих рабов?
Учитель: А вы увидели здесь людей, ставших рабами за долги.
Ученик: Нет. Потому, что к тому времени римляне уже не могли стать рабами из-за долгов.
Учитель: Абсолютно верно, в 326 году долговое рабство было отменено. Совершилось это так: однажды к одному патрицию за долги попал в рабство юноша-плебей. Чтобы показать свое превосходство над ним, хозяин приказал раздеть его и наказать розгами. Молодой человек, весь избитый, вырвался и убежал к народу, и вызвал шквал возмущения. После выступления на форуме сенаторы из-за боязни восстания в 326 г. отменили долговое рабство.
Учитель: Откорректируем нашу схему - перечеркиваем колонку «Рабы-должники»
Итак, подведем итоги:
Теперь, думаю, вы можете догадаться, почему хитрые сенаторы составили чайнворд в виде римского шлема.
Посмотрите в раздаточный материал – текст № 2 (Приложение 2) на цифры:
Только за первую половину II века до н.э. в Рим, в результате войн, было завезено 250 тыс. рабов-пленных.
? - Какой источник пополнения рабской силы был для Древнего Рима основным?
Пленники
? - Каких рабов римляне относили к «лучшему» народу? Почему они высоко ценились и дорого стоили?
Учитель: Следующая наша задача: выяснить, где применялся рабский труд, и заполнить вторую схему «Применение труда рабов в Риме»
Мы отправляемся к богатому и знатному римлянину. Сначала – в его имение, а после в дом в самом Риме.
Остановка 2. Имение
11 Слайд Учитель: У подножия холмов, дающих защиту от зноя и ветров, стоит очень красивая усадьба. К нам подошел управляющий, и мы решили побеседовать с ним.
Представьтесь, пожалуйста.- «Бинифаций»
А для этого просмотрите на слайд, на иллюстрации из раздаточного материала (Приложение 5) и составьте вопросы для управляющего. Кто готов задать первый вопрос?
Ученик: Кто является хозяином этого имения и где он?
Ученик-Бинифаций: Это имение принадлежит Луцию Попликоле. Но его сегодня нет. Наш хозяин живет в городе, у него там дом. В имение он приезжает по праздникам, а также для контроля. В остальное время за главного остаюсь я.
Ученик: Что есть в вашем имении, оно большое?
Ученик: - Бинифаций: О, имение у нас большое! Есть поля, виноградник, огород, луг, сад и лес.
Ученик: Сколько у вас рабов?
Ученик: - Бинифаций: У нас в имении 150 рабов. Часть из них работает в поле, другие собирают виноград, третьи - на огороде, четвертые делают масло из оливок, пятые пасут скот. Пахари должны быть самыми сильными рабами и хорошо ухаживать за волами, которые стоят очень дорого. Если рабы бьют волов, то мы таких пахарей наказываем.
Ученик: Что делают рабы зимой, когда нечего делать в поле и на винограднике?
Ученик - Бинифаций: рабы моют бочки, вывозят навоз, плетут корзины, готовят колья для виноградников.
Ученик: Ты тоже раб, что делаешь ты?
Ученик - Бинифаций: Я заслужил доверие хозяина, и он сделал меня своим управляющим. Я слежу за рабами.
Ученик: Чем кормят рабов?
Ученик - Бинифаций: В основном хлебом и овощами. Реже похлебкой. По очень большим праздникам едят масло и мясо.
Учитель: Можно нам осмотреть ваше имение, дом, поговорить с рабами?
Ученик - Бинифаций: Хорошо, посмотрите. Рабов от работы отвлекать нельзя. Я не хочу из-за вас потерять свое место и отправиться на давильню.
Учитель:А знаете, почему он не хочет на давильню. Там очень тяжелая работа - нажимать на рычаг ручного пресса. Спасибо Бинифаций:
Вопросы для заключительной беседы:
- Какую работу выполняли рабы в сельском хозяйстве?
- Что бы ответил управляющий, если бы мы посоветовали ему запрячь волов в давильне для нажима на пресс?
Остановка 3 Дом богатого римлянина
Учитель: третья группа попадает в дом богатого римлянина. Что же они видят? 12 Слайд
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов
Щелчок мышки - видео дома
Учитель - вопрос: Как вы считаете, где жилось рабам лучше
- в имении или доме римлянина?
Остановка 4 Рудники
13 Слайд С большим трудом Салим и Масхуд получили разрешение сенатора осмотреть рудники.
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов
Учитель:
- Почему смертную казнь заменяли рудниками?
- Сравните труд на рудниках с другими работами рабов.
Остановка 5 Колизей
Учитель: пятая группа прибывает в Колизей. 14 Слайд
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов Щелчок мышки видео
15 Слайд Ученик рассказывает о гладиаторах, о приветствии императора: «Ave, Imperator, morituri te salutant»! (Здравствуй, император, идущие на смерть приветствуют тебя!)
Учитель-Вопросы для заключительной беседы:
- Почему именно в Риме возникли гладиаторские бои?
- Что общего для работв между рудниками и гладиаторскими боями?
- В раздаточном материале, в документах под № 3, есть слова Цицерона (Приложение 2). Используйте их для ответа на вопрос:
- Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях, которые приходили вместе с родителями на зрелища?
Цицерон считал, что никто с такой силой не учит презрению к смерти и боли, как гладиаторы.
- Согласны ли вы с ним?
Остановка 6 Ремесленная мастерская
Учитель: шестая группа направляется в ремесленную мастерскую в Риме. Учебный диск - торговля в Риме
Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов
16 Слайд торговля в Риме
Учитель-Вопросы для заключительной беседы:
- Почему отправить раба в пекарню считалось тяжким наказанием?
- Почему так поступил хозяин, отпуская своих рабов быть хозяевами мастерских?
Чтоб подытожить все увиденное, обратимся к схеме «Применение труда рабов в Риме»
17 Слайд ?- Где же применялся труд рабов в Риме
Вопросы для итоговой беседы:
- Изучите первоисточники о сельском хозяйстве. В раздаточном материале они под №4. Что было общего, с точки зрения римлян, между рабом, волом и плугом?
- Почему рабы были всегда разных национальностей?
- Обратитесь к эпиграфу урока и скажите, прав ли был сенатор, говоря о римском обществе, как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?
- Используйте для ответа выдержку из Всеобщей декларации прав человека, которая есть у вас в раздаточном материале (Приложение 6).
Учитель: Рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека. Но даже в те далекие времена так думали не все. Еще раз обратимся к первоисточникам, к мыслям, которые высказывали древние ученые Рима и Греции. Посмотрите документы того периода. У вас в раздаточном материале они под № 6 (Приложение 2). 18 Слайд Они дают нам возможность сравнить взгляды на природу человека разных ученых.
Учитель: Подумайте, чьи мысли кажутся вам более правильными?
Домашнее задание: напишите свой ответ сенатору. Согласны вы с его высказыванием или нет, здесь вам как раз и пригодятся мысли древних ученых Рима и Греции, с которыми вы познакомились.
Литература вам в помощь. 19 Слайд Так же диски «Атлас Древнего мира», «Всеобщая история.5 класс», «История 5 класс» (2 части)
Сенаторы приятно удивлены вашим трудолюбием и любознательностью. Они приготовили вам в награду и на память именные грамоты с древнеримскими печатями . Разрешите мне их вручить вам, ребята. 20 Слайд
Сейчас мы будем прощаться с Древним Римом, возвращаться в наше время.
Давайте дадим дружеский совет нашим далеким предкам, жившим в те времена: как же не стать рабом в Древнем Риме. Для этого у нас подготовлены Конверты с указанием адресатов и бланки для письма Другу (Приложение 7).
Напишите Ваши советы, запечатайте в конверты и оставим их в прошлом, может, кому-то удастся избежать тяжелой участи и не попасть в рабы или облегчить свою участь.
Итак, мы дома. Давайте вспомним что произошло с нами сегодня, для этого предлагаю вам поработать с тестами (Приложение 8) и заполнить схемы (Приложение 9).
Всем большое спасибо за урок!