Урок-путешествие по теме "Рабство в Древнем Риме"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Ход игры.

Вводная часть. 1 Слайд (Приложение 1)

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной стороной жизни древнего мира, а точнее, римского мира, история которого насчитывает 12 веков, и который в период наивысшего могущества простирался от Атлантического океана до Кавказа, от Британии до Ливийской пустыни в Африке.

Сегодня мы будем играть. На машине времени отправляемся в далекое путешествие в Римское государство на рубеже II–I вв. до н.э. Побываем экскурсантами и экскурсоводами, вступим в дискуссию с римским сенатором а, вернувшись, создадим учебный диафильм по всему тому материалу, который исследуем в ходе сегодняшнего путешествия.

А вот на какую тему будет наш фильм, предстоит догадаться вам.

2 Слайд Для этого посмотрите в 1-ый текст раздаточного материала. (Приложение 2)

Вставив пропущенное слово в текст, вы и определите тему урока.

«В какой бы уголок мы бы ни заглянули, везде нам встретятся фи­гуры работающих рабов. Это были люди, которые создали бо­гатство Рима, все, чем гордилось римское общество».

Какое слово пропущено?

3 Слайд Рабство в Древнем Риме и есть тема сегодняшнего занятия.

Во время путешествия в Древний Рим нас будут интересовать рабы и их жизнь.

Итак, закройте глаза и представьте себе, что мы переносимся через тысячелетия на машине времени. Открывайте глаза.

4 Слайд Мы попали в столицу, в самое её сердце и остановились перед загадочным зданием. Оно знаковое, потому что здесь решались все важные государственные вопросы.

Давайте войдем. Что же это за здание и что происходит внутри.

Щелчок мышки Кто уже догадался, куда мы попали, и что делают эти люди?

Абсолютно верно. Это сенаторы.

Мы не зря попали первым делом именно сюда. Ведь без ведома сенаторов в Риме не происходило ничего. И путешествовать мы сможем только, если они нам разрешат.

Для этого нам предстоит вспомнить тот материал, который мы уже изучили по истории Древнего Рима, чтобы заслужить пропуск-разрешение для дальнейшего продвижения. Сенаторы любезно приготовили его для нас в виде чайнворда. (Приложение 3) 5 Слайд чайнворд

Надеюсь, вы сумеете его заполнить, и нам будет позволено двинуться дальше.

Тем более, что первые два слова, Раб и Сенат, вы угадали без особого труда. Щелчок мышки

Римляне придумали для этого чайнворда необычную форму, которая имеет скрытый смысл. Они надеются, что вы сумеете и его разгадать.

Посмотрите внимательно. Что вам напоминает форма?

- Шлем (уч-ся)

Абсолютно верно. А как вы думаете, какому воину принадлежит этот шлем.

- Римскому легионеру (уч-ся)

Вот мы с вами и отгадали третье слово - легионер. Щелчок мышки

Думаю, сенаторы удивлены вашей осведомленности. Они ещё больше удивятся, если вы вспомните, что по поводу возникновения Сената гласит легенда.

Ученик: Первый римский царь Ромул хотел иметь верных людей, на которых мог надеяться. Он выбрал 100 человек, самых достойных. Из них Ромул и составил Сенат.

Ученик: Сенаторов иногда даже называли отцами. Это по-латински «патрес», т.е. патриции. Патриции стали знатью, имели много земель и богатств.

Ученик: Сенаторов не всегда было 100. Позже их стало 300, а потом 600. Они решали все важные вопросы в Риме и должны были быть благородными.

Учитель: добавляем ещё два разгаданных слова – Ромул и патриции Щелчок мышки

А если мы заговорили о патрициях, не будем забывать и о другом слое римского населения, о ком, как вы думаете?

Ученик: о плебеях. Они поначалу не имели таких прав, как патриции, не могли становиться начальниками, участвовать в собраниях. Хотя среди них были и богатые, и знатные.

Ученик: Плебеи не хотели так жить и добились равных прав. Были разрешены браки с патрициями, и даже 1 консул был из плебеев. В знак примирения патрициев и плебеев построили Храм Согласия.

Учитель: добавляем ещё одно разгаданное слово – плебеи Щелчок мышки. А кто же были рабы, какое место отводилось им в Древнем Риме?

Во время ранней республики рабов было немного. Они не имели прав и были личной вещью хозяина. Поначалу их использовали в домашнем хозяйстве.

Со временем рабов становилось все больше, и они трудились на самых тяжелых работах.

Вопрос учителя: Как вы думаете, почему положение изменилось, какие обстоятельства этому способствовали?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам надо вспомнить, когда завершилась история ранней республики.

Ученик: Когда римляне покорили Италию и стали её хозяевами. Даже греческие колонии стали зависеть от Рима.

Учитель: остановились ли римляне, завоевав Апеннинский полуостров?

Ученик: Нет. К концу I в. до н.э. все земли вокруг Средиземного моря стали римскими. Римляне называли его – «наше море», а римская серебряная монета – денарий – распространилась по всей Италии.

Учитель: добавляем ещё одно разгаданное слово – денарий. Щелчок мышки. Наш чайнворд практически разгадан, осталось последнее задание – надо угадать, на какой реке возник город Рим

Правильно, это река – Тибр. Щелчок мышки. Римляне не могли не включить в задания название этой реки, которая стала колыбелью их великого государства!

6 Слайд карта. Сколько территорий оно вобрало в себя, сколько народов подчинилось ему.

Подумайте и скажите, как все это отразилось на самих гражданах Великого Рима?

Изменилась ли их жизнь и нравы после Пунических войн?

Ученик: Граждане Рима были на особом положении – почетном и богатом. Завоеванные земли – провинции - платили Риму налоги.

Учитель: Изменились ли сами римляне? По-прежнему ли они ценили такие качества, как благородство и личное достоинств?

Ученик: Нет. Это ушло в прошлое. Теперь больше всего ценились только деньги и рабы.

Учитель: А теперь - самое время послушать, о чем же говорит один из сенаторов, тем более что предложенный чайнворд мы разгадали и можем беспрепятственно присутствовать в любом уголке Древнего Рима и даже вступать в дискуссию с его сенаторами. 7 Слайд Посмотрите, этот сенатор как раз заканчивает свою речь: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы спра­ведливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собст­венно, не следует брать в расчет».

Эти слова - эпиграф к уроку. Мы, жители 21 века можем поспорить с этим утверждением.

Но стать равноправными участниками разговора удастся только если мы изучим жизнь рабов, увидим всё своими глазами. Для этого мы сюда и пробрались сквозь тысячелетия.

Какие же вопросы мы должны выяснить, чтобы вступить в дис­куссию с сенатором? 8 Слайд

Откуда брались рабы Источники рабства
Сколько было рабов Количество рабов
Где работали рабы Труд рабов
Трудно ли жилось рабам, что они ели, где жили, во что одевались Условия жизни и быта рабов
Как обращались с рабами их хозяева Отношение к рабам в обществе

Учитель: Итак, что бы узнать ответы на эти вопросы, мы отправляемся в путешествие по Риму. А чтобы успеть всё посмотреть, разделимся по группам и распределим маршруты.

Для каждой пары сенаторы предлагают свой маршрут. Они подготовили для вас карту Рима, на которой обозначили, куда, в каком направлении вам двигаться. (Приложение 4) 9 Слайд Вот маршруты, по которым отправится каждая группа: Щелчок мышки

  1.  
Халишхова Залина
Хахоков Аниуар
отправляются на рынок рабов
  1.  
Мидов Аслан
Акаев Мухаммад
получает приглашение к богатому знатному римлянину
- в его имение и в его дом
  1.  
Гучаев Салим
Мамсиров Масхуд
осматривает рудники
  1.  
Мамбетов Радион
Апсов Руслан
посещает гладиаторские бои в Колизее
  1.  
Макоева Рузанна
Вороков Ислам
отправляется в ремесленную мастерскую

Обратите внимание на раздаточный материал, с подготовленными информацией и документами. Его приготовили для вас гостеприимные сенаторы, – все это вам пригодится для исследования. Кроме того сенаторы поставили условие, что пока мы на территории Древнего Рима, имена у нас будут только латинские: Аурелия, Виктор, Бинифаций, Максим, Игнат, Джема, Константин, Роман, Теодор, Бенедикт и т.д.

Итак, в путь!

Остановка 1. Рынок рабов

Сейчас мы вместе 1-й группой по­бываем на рынке рабов в Риме. Ориентироваться нам поможет схема - «Источники рабства». 10 Слайд

Посмотрите, как можно было стать рабом:

Плен - Пиратство - Дети рабов - Долговое рабство

Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов

Учитель - вопрос: Подумайте, из каких стран могли римляне приво­зить самых образованных и дорогих рабов?

Учитель: А вы увидели здесь людей, ставших рабами за долги.

Ученик: Нет. Потому, что к тому времени римляне уже не могли стать рабами из-за долгов.

Учитель: Абсолютно верно, в 326 году долговое рабство было отменено. Совершилось это так: однажды к одному пат­рицию за долги попал в рабство юноша-плебей. Чтобы показать свое превосходство над ним, хозяин приказал раздеть его и на­казать розгами. Молодой человек, весь избитый, вырвался и убежал к народу, и вызвал шквал возмущения. После выступ­ления на форуме сенаторы из-за боязни восстания в 326 г. отменили долговое рабство.

Учитель: Откорректируем нашу схему - перечеркиваем колонку «Рабы-должники»

Итак, подведем итоги:

Теперь, думаю, вы можете догадаться, почему хитрые сенаторы составили чайнворд в виде римского шлема.

Посмотрите в раздаточный материал – текст № 2 (Приложение 2) на цифры:

Только за первую половину II века до н.э. в Рим, в результате войн, было завезено 250 тыс. рабов-пленных.

? - Какой источник пополнения рабской силы был для Древне­го Рима основным?

Пленники

? - Каких рабов римляне относили к «лучшему» народу? Почему они высоко ценились и дорого стоили?

Учитель: Следующая наша задача: выяснить, где приме­нялся рабский труд, и заполнить вторую схему «Применение труда рабов в Риме»

Мы отправляемся к богатому и знатному римлянину. Сначала – в его имение, а после в дом в самом Риме.

Остановка 2. Имение

11 Слайд Учитель: У подножия холмов, дающих защиту от зноя и ветров, стоит очень красивая усадьба. К нам подошел управляющий, и мы решили побеседовать с ним.

Представьтесь, пожалуйста.- «Бинифаций»

А для этого просмотрите на слайд, на иллюстрации из раздаточного материала (Приложение 5) и составьте вопросы для управляющего. Кто готов задать первый вопрос?

Ученик: Кто является хозяином этого имения и где он?

Ученик-Бинифаций: Это имение принадлежит Луцию Попликоле. Но его сегодня нет. Наш хозяин живет в городе, у него там дом. В име­ние он приезжает по праздникам, а также для контроля. В остальное время за главного остаюсь я.

Ученик: Что есть в вашем имении, оно большое?

Ученик: - Бинифаций: О, имение у нас большое! Есть поля, виноградник, огород, луг, сад и лес.

Ученик: Сколько у вас рабов?

Ученик: - Бинифаций: У нас в имении 150 рабов. Часть из них работает в поле, другие собирают виноград, третьи - на огороде, четвертые делают масло из оливок, пятые пасут скот. Пахари должны быть самыми сильными рабами и хоро­шо ухаживать за волами, которые стоят очень дорого. Если рабы бьют волов, то мы таких паха­рей наказываем.

Ученик: Что делают рабы зимой, когда нечего делать в поле и на винограднике?

Ученик - Бинифаций: рабы моют бочки, вывозят навоз, плетут корзины, готовят колья для виноградников.

Ученик: Ты тоже раб, что делаешь ты?

Ученик - Бинифаций: Я заслужил доверие хозяина, и он сделал меня своим управляющим. Я слежу за рабами.

Ученик: Чем кормят рабов?

Ученик - Бинифаций: В основном хлебом и овощами. Реже похлебкой. По очень большим праздникам едят масло и мясо.

Учитель: Можно нам осмотреть ваше имение, дом, погово­рить с рабами?

Ученик - Бинифаций: Хорошо, посмотрите. Рабов от работы отвлекать не­льзя. Я не хочу из-за вас потерять свое место и отправиться на давильню.

Учитель:А знаете, почему он не хочет на давильню. Там очень тяжелая работа - нажимать на рычаг ручного пресса. Спасибо Бинифаций:

Вопросы для заключительной беседы:

  1. Какую работу выполняли рабы в сельском хозяйстве?
  2. Что бы ответил управляющий, если бы мы посоветовали ему запрячь волов в давильне для нажима на пресс?

Остановка 3 Дом богатого римлянина

Учитель: третья группа попадает в дом богатого римлянина. Что же они видят? 12 Слайд

Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов

Щелчок мышки - видео дома

Учитель - вопрос: Как вы считаете, где жилось рабам лучше

- в имении или доме римлянина?

Остановка 4 Рудники

13 Слайд С большим трудом Салим и Масхуд получили разрешение сенатора осмотреть рудники.

Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов

Учитель:

  1. Почему смертную казнь заменяли рудниками?
  2. Сравните труд на рудниках с другими работами рабов.

Остановка 5 Колизей

Учитель: пятая группа прибывает в Колизей. 14 Слайд

Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов Щелчок мышки видео

15 Слайд Ученик рассказывает о гладиаторах, о приветствии императора: «Ave, Imperator, morituri te salutant»! (Здравствуй, император, идущие на смерть приветствуют тебя!)

Учитель-Вопросы для заключительной беседы:

  1. Почему именно в Риме возникли гладиаторские бои?
  2. Что общего для работв между рудниками и гладиаторскими боями?
  3. В раздаточном материале, в документах под № 3, есть слова Цицерона (Приложение 2). Используйте их для ответа на вопрос:

- Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях, которые приходили вместе с родителями на зрелища?

Цицерон считал, что никто с такой силой не учит презрению к смерти и боли, как гладиаторы.

- Согласны ли вы с ним?

Остановка 6 Ремесленная мастерская

Учитель: шестая группа направляется в ремеслен­ную мастерскую в Риме. Учебный диск - торговля в Риме

Учащиеся рассказывают «увиденное», почерпнув данные из слайда и документов

16 Слайд торговля в Риме

Учитель-Вопросы для заключительной беседы:

  1. Почему отправить раба в пекарню считалось тяжким нака­занием?
  2. Почему так поступил хозяин, отпуская своих рабов быть хозяевами мастерских?

Чтоб подытожить все увиденное, обратимся к схеме «Применение труда рабов в Риме»

17 Слайд ?- Где же применялся труд рабов в Риме

Вопросы для итоговой беседы:

  1. Изучите первоисточники о сельском хозяйстве. В раздаточном материале они под №4. Что было общего, с точки зрения римлян, между рабом, во­лом и плугом?
  2. Почему рабы были всегда разных национальностей?
  3. Обратитесь к эпиграфу урока и скажите, прав ли был сенатор, говоря о римском обществе, как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?

- Используйте для ответа выдержку из Всеобщей декларации прав человека, которая есть у вас в раздаточном материале (Приложение 6).

Учитель: Рабовладельцы Греции и Рима не признавали за ра­бом прав человека. Но даже в те далекие времена так думали не все. Еще раз обратимся к первоисточникам, к мыслям, которые высказывали древние ученые Рима и Греции. Посмотрите документы того периода. У вас в раздаточном материале они под № 6 (Приложение 2). 18 Слайд Они дают нам возможность сравнить взгляды на природу человека разных ученых.

Учитель: Подумайте, чьи мысли кажутся вам более правильными?

Домашнее задание: напишите свой ответ сенатору. Согласны вы с его высказыванием или нет, здесь вам как раз и пригодятся мысли древних ученых Рима и Греции, с которыми вы познакомились.

Литература вам в помощь. 19 Слайд Так же диски «Атлас Древнего мира», «Всеобщая история.5 класс», «История 5 класс» (2 части)

Сенаторы приятно удивлены вашим трудолюбием и любознательностью. Они приготовили вам в награду и на память именные грамоты с древнеримскими печатями . Разрешите мне их вручить вам, ребята. 20 Слайд

Сейчас мы будем прощаться с Древним Римом, возвращаться в наше время.

Давайте дадим дружеский совет нашим далеким предкам, жившим в те времена: как же не стать рабом в Древнем Риме. Для этого у нас подготовлены Конверты с указанием адресатов и бланки для письма Другу (Приложение 7).

Напишите Ваши советы, запечатайте в конверты и оставим их в прошлом, может, кому-то удастся избежать тяжелой участи и не попасть в рабы или облегчить свою участь.

Итак, мы дома. Давайте вспомним что произошло с нами сегодня, для этого предлагаю вам поработать с тестами (Приложение 8) и заполнить схемы (Приложение 9).

Всем большое спасибо за урок!