Библиотечный урок "Куликовская битва" (10-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цели:

  • рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, в политике отношений с Ордой, охарактеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
  • продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками и научно-публицистической литературой; развивать логическое мышление и умения делать выводы и обобщения.
  • способствовать развитию интереса к исторической литературе, чтению в целом; побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.

Оборудование: карта-схема «Куликовская битва», выставка книг «О том, что дорого и свято», список литературы «Путешествие в страну исторических источников» (у каждого ученика), фонограмма оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже…», подсвечник со свечей, книги по данной тематике на партах у каждого ученика.

Сообщаю тему урока: «Куликовская битва», записываю на доске дату 8 сентября 1380 г.

Учитель. В этот день произошло незабываемое Событие в истории Родины. Громадное войско Золотой Орды под предводительством Мамая двинулось на Русь. Но русские люди во главе с князем Дмитрием, в ожесточённой битве, каких немало было в истории, разбили более многочисленного врага.

Куликовской битве и посвящён наш сегодняшний урок.

Учитель. Какие вопросы, относящиеся к этому событию, вам кажутся наиболее важными? (предложения учителя).

Выделяю главное - Почему русский народ победил в Куликовской битве 1930 г.? (проблемное задание)

Ответить на этот вопрос нам помогут книги, которые находятся у вас на партах и ответы ваших товарищей (опережающие задание).

Итак, мы отправляемся в 14 век.

? Давайте обрисуем положение Москвы в 60-70 годах 14 века.

Учитель. В книге Митяева А.В. «Героические страницы Родины 9-18 вв.» мы находим следующее…(С. 81-83)

? Охарактеризуйте ситуацию в Орде в 60-70 годах 14 века.

Учитель. В книге Митяева А.В. «Героические страницы Родины 9-18 вв. мы находим следующую характеристику… (С. 84-85). О поездке Дмитрия в Орду мы находим сведения в книге Ишимовой А.О. «История России для детей» (С. 72).

? Как была проведена подготовка Руси к Куликовской битве. Учитель. В книге Буганова В.И. «Куликовская Битва» так описывается это событие… (С. 19-37).

? Что вы можете рассказать о вооружении русской рати и монголо-татар.

Учитель. В справочных издания нашей библиотеки можно найти следующие сведения… (Наумов М. Оружие и битвы: Энциклопедия).

Ход битвы по карте-схеме
(звучит лейтмотивный отрывок из оперы Римского-Корсакова).

Учитель. В книге издательства «Авата+» «Историческая энциклопедия» мы находим следующее описание-рассказ с использованием карты- схемы «Куликовская Битва» ( С.258-263).

Учитель. А вот как изобразили сцены битвы русские художники (Показываются репродукции картин из альбома «Куликовская битва»).

Учитель. Победа- это счастье, радость, но и слёзы по погибшим.

Учитель. Рассказывая об эпохе Куликовской битвы обратимся к книге Преображенского «История раскрывает тайны» С.72-82. Автор «Задонщины» приводит следующие цифры (зачитывает).

В знак признательности и уважения, восхищения мужеством наших пращуров давайте по христианскому обычаю зажжём, эту свечу и почтим их память. Учитель. Зажигает свечу. Я хочу, чтобы мы сегодня вспомнили поимённо некоторых из них… (Книга «Самые знаменитые герои России»). С.75-93

2-3 минуты на опрос учеников.

Учитель. Итак, мы с вами сделали правильные выводы. И теперь предстоит ответить на поставленный в начале урока вопрос: «Почему русский народ победил в Куликовской битве 1380г.»?

Эталон ответа.

  1. Рост населения, развитие хозяйства - поэтому оказалось возможным собрать большое вооружённое войско.
  2. Хотя Русь пережила период феодальной раздробленности, но значительная часть русских земель уже была объединена вокруг Москвы, что позволило русскому народу объединить свои силы (хотя далеко не полностью) для защиты Родины под руководством Московского князя.
  3. Военное искусство Дмитрия Донского и его воевод, боевые навыки войска.
  4. Горячий патриотизм русских людей, осознание страшной опасности, нависшей над Родиной, готовность пожертвовать собой.

Рефлексия.

Учитель. Какие чувства у вас вызвал этот урок? Каким образом ход военных отразился на вашем душевном состоянии?

Отвечают на вопросы.

Выставление оценок за подготовку опережающих заданий к работе на уроке.

Домашнее задание:

Учитель. Ребята, кроме книг, которые были представлены на уроке, библиотекари подготовили для вас книжную выставку « О том, что дорого и свято». В этой литературе авторы дают свою трактовку событиям, связанным с борьбой русского народа против монголо-татарского ига. Список используемой литературы лежит у каждого на парте.

А теперь, внимание! Ваше домашнее задание:

По одной из указанных в списке книг, изучить события 1380 года, связанные с подготовкой и проведением Куликовской битвы. Сравнить позиции автора книги с текстом параграфа (выделить общее и различное). Параметры для сравнения написаны (написаны на доске):

  1. Роль Москвы в объединении сил,
  2. Роль князя Дмитрия Донского в битве на Куликовом поле,
  3. Значение Куликовской битвы в борьбе за свержение монголо-татарского ига.

ПУТЕШЕВСТВИЕ В СТРАНУ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ.

/Список литературы/.

  1. Буганов В.И. Куликовская битва. – М: Педагогика, 1980. – 122 с. : ил. – (Библиотека детской энциклопедии «Учёные-школьнику»).
  2. Сурмина И.О. Самые знаменательные герои России.- М.: Вече, 2002.-С. 75-93.
  3. Ишимова А.О. История России для детей.- М.: Монолог, 1995. С.71-77.
  4. Энциклопедия для детей. Т.5: История России и её ближайших соседей. Ч.1. От древнейших славян до Петра Великого. / Гл. редактор С.Т. Измайлова.- М. Аванта + 1995.- С. 258-264.
  5. Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России.-М,: Вече,2001.-464 с.- ( Самые знаменитые).
  6. Куликова битва: альбом. М.: Дубль В, 1995.
  7. Митяев А.В. Книга будущих командиров. 2-е издание,доп.- М.: Молодая гвардия, 1974.-С.83-90.
  8. Митяев А.В. Героические страницы истории Родины: Кн. Для чтения уч-ся 5-8 кл.- М.: Просвещение, 1991,-С.80-102.
  9. Преображенский А.А. История раскрывает тайны: Рассказы.- М.: Дет. лит., 1991- С.72-82.
  10. Бахревский В.А. И светом чудным озарены: Рассказы о святых в земле Российской просиявших.- М.: Малыш, 1994.- С.53-59.- ( Страницы истории нашей Родины).
  11. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей. Кн.1./ Гл. ред. В.И. Синюков.- М.: Книга, 1990.-С.205-233.
  12. Наумов М., Шпаковский В., Кудишин И. Оружие и битвы: Энциклопедия.- М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2001.- С.23.- ( Всемирная детская энциклопедия).
  13. Пашков Б.Г. Русь-Россия-Российская империя: хроника правлений и событий 862-1917 гг.-2-е изд.- М.: центрком, 1997.- С.!25-132.
  14. Грушко Е.А., Медведев, Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян.- М.: Изд-во Диадема – Пресс, 2001. – С. 256-258.
  15. Тихомиров О.Н. На поле Куликовом.- М.:, 1978.-32 с. (Страницы истории нашей Родины).