Программа деятельности учащихся начальных классов в рамках предметного кружка "Родное слово"

Разделы: Начальная школа


Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля, разумеется.

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.

Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения, для выражения своих мыслей.

Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью – это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Письменная речь всегда строже устной, в ней всегда видны недочеты и ошибки, столь характерны, для младшего школьника.

Ребенок живет в слове, развивается, устно и письменно самовыражается, передает и получает информацию, следовательно, как можно больше и раньше узнать о слове.

Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников, который должен на осознанном, использовании его

В различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, в программе кружка особое место отвожу развитию речи, работе со словом.

Цели:

  • содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;
  • разбудить в детях речевую чуткость, языковую интуицию, формировать дар слова;
  • прививать интерес к чтению, к родному языку, приобщать к неиссякаемому источнику познания;
  • пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова,
  • формировать способность к авторской письменной речи, творчеству и сочинительству.

Педагогическая позиция:

  • сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика;
  • живое общение , содействие эмоциональному пробуждению разума;
  • обеспечивание речевых ситуаций, обеспечивать речевую практику для учащихся;
  • создание в классе атмосферы борьбы за высокую культуру речи.

Педагогические средства:

  • эмоциональный фон (речь учителя, специально подобранное музыкальное сопровождение);
  • занимательность, наглядность, игра, юмор.

Все курсы рассчитаны на 33 рабочих недели, общий курс часов 33.

1 класс. Содержание программы:

Ребенок и слово.

Звуковая культура речи. Игры с буквами. Звуки вокруг меня.

Слова короткие и длинные.

Слова различные одним звуком. Вычитание букв из слов.

Игры со словами. Слово «друг» и «враг».

Разноцветные слова.

Словарный запас. Предметы, действия, признак.

Вкус и цвет. Цветные названия. Рисунок – ассоциация.

Когда я взрослым стану. Слова - мячики «антонимы», «синонимы» игра. Игра «шаги» деление на слоги.

Слово – действие. Плохо – хорошо, из «плохого» в «хорошее».

Общее предложение. Игра «Если вдруг».

Родственные слова.

Грамматические навыки.

Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке.

Множество предметов. Множество слов.

Составные слова. Игра в слова.

Роли слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов.

Составление предложений по картинке. Игра «Закончи предложение».

Знакомство с текстом. Связная речь.

Фольклор.

Устное народное творчество. Загадки, песни, считалочки.

Пословицы и поговорки. Игра «Закончи пословицу».

Сходные пословицы и поговорки. Знакомство с иностранными пословицами.

Сочини пословицу, шутку, прибаутку.

Знакомство со сказками народов. Расскажи свою любимую сказку.

Инсценирование сказки. Распределение ролей.

Показ детям детского сада.

Фразеологизмы.

Фразеологизмы – антонимы. Сравнение и выводы.

Сказки загадки. Развитие творческого воображения.

Слово – творчество.

Общее слово. Фантастический префикс. Игра «Слово – сказка».

Творческая ошибка. Анализ детских ошибок.

Сказки наизнанку. Смешные истории.

Азбука важных слов. Лингвистические кубики.

Слово сказка. Учись писать стихи.

Программа занятий 1 класса – Приложение 1.

2 класс. Содержание программы:

Язык – самое удивительное, что есть на свете.

Жили-были, или зачем отправляться в тридевятое царство.

Каламбур. Игры со словами.

Рифмы. Стихотворения для детей.

Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко».

Слово – сказка. Можно ли сочинить свою сказку?

Учись говорить правильно и красиво.

Кто учит человека говорить? Какие слова нам больше всего нужны?

Что такое язык? Зачем он человеку? Как мы общаемся.

Интонация. Эмоции. Слова помощники.

Информация. Виды и способы ее получения.

Как говорят другие? Способы общения.

Знаковые системы. Рисуночное письмо.

Язык один. Речь разная.

Ситуация. Цель речи. Акцент и ударение.

Устная и письменная речь. Речь и ее хозяин.

Мышление и речь. Где и как рождается речь?

Учусь выбирать слова.

Кто учит нас говорить. История. Мифы.

Языки живые и мертвые. Старославянский язык, латынь.

Иностранные языки. Переводчики.

Могут ли машины переводить? Компьютерные программы.

Секреты орфографии.

Дорога к письменности. А начинали все медведи…

Рисуночное письмо и священные знаки.

Как возникла наша письменность. Работа с древними письменами.

Фонемы. Игры с фонемами.

О кириллице и глаголице.

Как придумали алфавит.

О воображение. Что ты видишь, читая?

Ошибкоопасные места. Зеркальные и незеркальные слова.

Добрый волшебник – ударение.

Выразительность и ее роль в предложении, в тексте.

Инструкции и самоинструкции. Кто «сочиняет» инструкции?

Память. Виды памяти. Память и грамотность.

Вывески. Экскурсия в город. Наблюдение.

Программа занятий 2 класса – Приложение 2.

3 класс. Содержание программы:

Мир слов.

Как рождаются новые слова. Как слова стареют.

Какие слова стареют и кто такие « архаизмы»?

Путешествие по свету. Слово под копирку.

Чужие слова. Можно ли без чужих слов?

Слова-братья, слова-враги.

Строим слова.

Строительные блоки слова – морфема.

Строительная работа морфем. Приставкина «смыслиночка», «смыслиночка» суффиксов, окончаний.

Копилки слов. Как найти слово в словаре. Виды словарей, энциклопедии.

Что такое «лингвистика».

Приставки труженики. Обо всех приставках сразу.

Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Игры с приставками.

Приставки-нарушители. Игры и упражнения с приставками.

Самые трудные ПРИ-, ПРЕ-.

Слова родственники. Секреты родственных слов.

Кто «командует» корнями. Орфограмма с девчачьим именем. Когда командует ударение.

Основа слова хранительница смысла.

Строим предложения.

Память и грамотность. Понятие «словосочетание».

Предложения и виды предложений. Как устроены стихи. Стихотворная форма.

Повторяющийся узор.

Попробую себя в стихах.

Знакомство со словарями синонимов и их содержанием.

Крылатые слова и фразеология. Многозначность слова.

Текст и виды текстов.

Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений.

Типы текста. Повествую, рассуждаю, описываю.

Устный пересказ. Виды пересказов.

Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями.

Письменное изложение близкое к тексту.

Творческое изложение.

Сочинения и их темы. Накопление материала для работы.

План. Особенности работы над сочинениями различных видов.

Речевые ошибки и их устранения.

Программа занятий 3 класса – Приложение 3.

4 класс. Содержание программы:

Кто я? Немного обо мне.

Какого я роду, племени. Моя родословная.

Как вас зовут. Тайна имени. Гороскоп. Верю, не верю,

Я и моя семья. Что такое «хорошо»? Мои друзья.

Мой язык и его части.

Двести тысяч слов – вся жизнь и история народа.

Слова сравнивают и подмечают сходство.

Метафоры. Метафоры в поэзии.

Кто поможет навести порядок в словах. Название частей речи.

Что сказать о существительном. Склонения. Особые правила склонения.

Друг существительного – прилагательное. Всегда заодно.

Как привести все в движение. Глагол это действие.

Когда все время что-то происходит. Как не запутаться в глаголах?

У кого какие заботы? Сколько лиц совершают действие?

Если что-то происходит, происходит в разное время?

Наречия, Зачем наречия в стране чудес?

Как ведут в предложении его члены?

Знаки на дорогах в мире слов.

Где поставить точку. Восклицательный и вопросительный знаки.

Дорога в речи. Что указывают знаки при движении.

Зачем две точки одна под другой? На что похоже тире?

Хитрая пунктуация. Точка с запятой, а что это?

Разделители и выделители. Раз словечко, два словечко, будет…. Что можно строить из абзацев?

Мое словотворчество.

«Круглый стол» вопросов и ответов. Расскажи, что ты теперь знаешь о ….

Сегодня я учитель. Вижу, знаю, исправлю.

Пофантазируем. Игра «Я начну, а ты продолжи»

Проверь себя. Выбери себе задание сам.

Праздник «Мой родной язык»

Чем могу, тем помогу.

Изготовление карточек и тестов по русскому языку для 1-4 классов.

Экскурсия в детский сад, ремонт книг.

Программа занятий 4 класса – Приложение 4.

Литература.

  1. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990.
  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи – теория и практика обучения. М., 1992.
  3. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., 1990.
  4. Соловейчик М.С. Сборник методических задач. М., 1994.
  5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1990.
  6. Панов Внеклассная работа по русскому языку. М., 1992.
  7. Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., 1992.
  8. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Ч., КЛИО 1997.
  9. Гитович И.Е. Адельгейм И.Е. Мой язык. (учебник русского языка для 2-4 класса). М., 1995.
  10. Гранник Г.Г. Секреты орфографии. М., Просвещение, 1991.
  11. Синицына Е. Через игру к совершенству. М., 1999.
  12. Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007.

Программа занятий 1 класса – Приложение 1, программа занятий 2 класса – Приложение 2, программа занятий 3 класса – Приложение 3, программа занятий 4 класса – Приложение 4.