Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля, разумеется.
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.
Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения, для выражения своих мыслей.
Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью – это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Письменная речь всегда строже устной, в ней всегда видны недочеты и ошибки, столь характерны, для младшего школьника.
Ребенок живет в слове, развивается, устно и письменно самовыражается, передает и получает информацию, следовательно, как можно больше и раньше узнать о слове.
Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников, который должен на осознанном, использовании его
В различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, в программе кружка особое место отвожу развитию речи, работе со словом.
Цели:
- содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;
- разбудить в детях речевую чуткость, языковую интуицию, формировать дар слова;
- прививать интерес к чтению, к родному языку, приобщать к неиссякаемому источнику познания;
- пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова,
- формировать способность к авторской письменной речи, творчеству и сочинительству.
Педагогическая позиция:
- сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика;
- живое общение , содействие эмоциональному пробуждению разума;
- обеспечивание речевых ситуаций, обеспечивать речевую практику для учащихся;
- создание в классе атмосферы борьбы за высокую культуру речи.
Педагогические средства:
- эмоциональный фон (речь учителя, специально подобранное музыкальное сопровождение);
- занимательность, наглядность, игра, юмор.
Все курсы рассчитаны на 33 рабочих недели, общий курс часов 33.
1 класс. Содержание программы:
Ребенок и слово.
Звуковая культура речи. Игры с буквами. Звуки вокруг меня.
Слова короткие и длинные.
Слова различные одним звуком. Вычитание букв из слов.
Игры со словами. Слово «друг» и «враг».
Разноцветные слова.
Словарный запас. Предметы, действия, признак.
Вкус и цвет. Цветные названия. Рисунок – ассоциация.
Когда я взрослым стану. Слова - мячики «антонимы», «синонимы» игра. Игра «шаги» деление на слоги.
Слово – действие. Плохо – хорошо, из «плохого» в «хорошее».
Общее предложение. Игра «Если вдруг».
Родственные слова.
Грамматические навыки.
Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке.
Множество предметов. Множество слов.
Составные слова. Игра в слова.
Роли слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов.
Составление предложений по картинке. Игра «Закончи предложение».
Знакомство с текстом. Связная речь.
Фольклор.
Устное народное творчество. Загадки, песни, считалочки.
Пословицы и поговорки. Игра «Закончи пословицу».
Сходные пословицы и поговорки. Знакомство с иностранными пословицами.
Сочини пословицу, шутку, прибаутку.
Знакомство со сказками народов. Расскажи свою любимую сказку.
Инсценирование сказки. Распределение ролей.
Показ детям детского сада.
Фразеологизмы.
Фразеологизмы – антонимы. Сравнение и выводы.
Сказки загадки. Развитие творческого воображения.
Слово – творчество.
Общее слово. Фантастический префикс. Игра «Слово – сказка».
Творческая ошибка. Анализ детских ошибок.
Сказки наизнанку. Смешные истории.
Азбука важных слов. Лингвистические кубики.
Слово сказка. Учись писать стихи.
Программа занятий 1 класса – Приложение 1.
2 класс. Содержание программы:
Язык – самое удивительное, что есть на свете.
Жили-были, или зачем отправляться в тридевятое царство.
Каламбур. Игры со словами.
Рифмы. Стихотворения для детей.
Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко».
Слово – сказка. Можно ли сочинить свою сказку?
Учись говорить правильно и красиво.
Кто учит человека говорить? Какие слова нам больше всего нужны?
Что такое язык? Зачем он человеку? Как мы общаемся.
Интонация. Эмоции. Слова помощники.
Информация. Виды и способы ее получения.
Как говорят другие? Способы общения.
Знаковые системы. Рисуночное письмо.
Язык один. Речь разная.
Ситуация. Цель речи. Акцент и ударение.
Устная и письменная речь. Речь и ее хозяин.
Мышление и речь. Где и как рождается речь?
Учусь выбирать слова.
Кто учит нас говорить. История. Мифы.
Языки живые и мертвые. Старославянский язык, латынь.
Иностранные языки. Переводчики.
Могут ли машины переводить? Компьютерные программы.
Секреты орфографии.
Дорога к письменности. А начинали все медведи…
Рисуночное письмо и священные знаки.
Как возникла наша письменность. Работа с древними письменами.
Фонемы. Игры с фонемами.
О кириллице и глаголице.
Как придумали алфавит.
О воображение. Что ты видишь, читая?
Ошибкоопасные места. Зеркальные и незеркальные слова.
Добрый волшебник – ударение.
Выразительность и ее роль в предложении, в тексте.
Инструкции и самоинструкции. Кто «сочиняет» инструкции?
Память. Виды памяти. Память и грамотность.
Вывески. Экскурсия в город. Наблюдение.
Программа занятий 2 класса – Приложение 2.
3 класс. Содержание программы:
Мир слов.
Как рождаются новые слова. Как слова стареют.
Какие слова стареют и кто такие « архаизмы»?
Путешествие по свету. Слово под копирку.
Чужие слова. Можно ли без чужих слов?
Слова-братья, слова-враги.
Строим слова.
Строительные блоки слова – морфема.
Строительная работа морфем. Приставкина «смыслиночка», «смыслиночка» суффиксов, окончаний.
Копилки слов. Как найти слово в словаре. Виды словарей, энциклопедии.
Что такое «лингвистика».
Приставки труженики. Обо всех приставках сразу.
Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Игры с приставками.
Приставки-нарушители. Игры и упражнения с приставками.
Самые трудные ПРИ-, ПРЕ-.
Слова родственники. Секреты родственных слов.
Кто «командует» корнями. Орфограмма с девчачьим именем. Когда командует ударение.
Основа слова хранительница смысла.
Строим предложения.
Память и грамотность. Понятие «словосочетание».
Предложения и виды предложений. Как устроены стихи. Стихотворная форма.
Повторяющийся узор.
Попробую себя в стихах.
Знакомство со словарями синонимов и их содержанием.
Крылатые слова и фразеология. Многозначность слова.
Текст и виды текстов.
Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений.
Типы текста. Повествую, рассуждаю, описываю.
Устный пересказ. Виды пересказов.
Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями.
Письменное изложение близкое к тексту.
Творческое изложение.
Сочинения и их темы. Накопление материала для работы.
План. Особенности работы над сочинениями различных видов.
Речевые ошибки и их устранения.
Программа занятий 3 класса – Приложение 3.
4 класс. Содержание программы:
Кто я? Немного обо мне.
Какого я роду, племени. Моя родословная.
Как вас зовут. Тайна имени. Гороскоп. Верю, не верю,
Я и моя семья. Что такое «хорошо»? Мои друзья.
Мой язык и его части.
Двести тысяч слов – вся жизнь и история народа.
Слова сравнивают и подмечают сходство.
Метафоры. Метафоры в поэзии.
Кто поможет навести порядок в словах. Название частей речи.
Что сказать о существительном. Склонения. Особые правила склонения.
Друг существительного – прилагательное. Всегда заодно.
Как привести все в движение. Глагол это действие.
Когда все время что-то происходит. Как не запутаться в глаголах?
У кого какие заботы? Сколько лиц совершают действие?
Если что-то происходит, происходит в разное время?
Наречия, Зачем наречия в стране чудес?
Как ведут в предложении его члены?
Знаки на дорогах в мире слов.
Где поставить точку. Восклицательный и вопросительный знаки.
Дорога в речи. Что указывают знаки при движении.
Зачем две точки одна под другой? На что похоже тире?
Хитрая пунктуация. Точка с запятой, а что это?
Разделители и выделители. Раз словечко, два словечко, будет…. Что можно строить из абзацев?
Мое словотворчество.
«Круглый стол» вопросов и ответов. Расскажи, что ты теперь знаешь о ….
Сегодня я учитель. Вижу, знаю, исправлю.
Пофантазируем. Игра «Я начну, а ты продолжи»
Проверь себя. Выбери себе задание сам.
Праздник «Мой родной язык»
Чем могу, тем помогу.
Изготовление карточек и тестов по русскому языку для 1-4 классов.
Экскурсия в детский сад, ремонт книг.
Программа занятий 4 класса – Приложение 4.
Литература.
- Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи – теория и практика обучения. М., 1992.
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., 1990.
- Соловейчик М.С. Сборник методических задач. М., 1994.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1990.
- Панов Внеклассная работа по русскому языку. М., 1992.
- Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., 1992.
- Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Ч., КЛИО 1997.
- Гитович И.Е. Адельгейм И.Е. Мой язык. (учебник русского языка для 2-4 класса). М., 1995.
- Гранник Г.Г. Секреты орфографии. М., Просвещение, 1991.
- Синицына Е. Через игру к совершенству. М., 1999.
- Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007.
Программа занятий 1 класса – Приложение 1, программа занятий 2 класса – Приложение 2, программа занятий 3 класса – Приложение 3, программа занятий 4 класса – Приложение 4.