Урок "Литературное чтение" (система Л.В. Занкова; 1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема: «Черемуха» С.А. Есенин.

Цель: создать условия для понимания эмоционального настроения поэтического образа, созданного С.А.Есениным.

Задачи:

  • Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, с помощью которых автор выражает свою любовь к Родине.
  • Рассмотреть рождение поэтического образа при помощи одушевления, «очеловечивания» предмета.
  • Воспитывать любовь к Родине - России, к русской природе, к малой родине.

Материалы к уроку:

  • Высказывания:
    • Поэт во всем видит тайну, угадывает душу.
    • Поэт – человек способный открыть невидимые простому глазу, спрятанные везде чудеса.
    • Поэт – человек с чуткой душой, воспринимающий мир в ожидании чуда.
  • Портрет Есенина.
  • Музыка. «Времена года».
  • Стихотворение Ф. Тютчева. «Черемуха»
  • Опорный материал, связанный с темой урока.
  • Учебник Н.А. Чуракова. «Литературное чтение» 2005 г.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Учитель. Я пришла к вам с секретом. А кто знает, что такое секрет?

– Подберите к слову « секрет» синонимы (Приложение 1, Слайд 1) (Тайна, неожиданность, сюрприз)

– Как вы думаете, какой секрет я принесла вам? (Учащиеся пытаются отгадать)

На стол выкладываются игрушки: самолетик, тигренок и т. д.

– Почему к нам пришли эти гости? (Мы, наверное, проведем урок «Моя любимая игрушка…)

(Дома ученики готовились выразительно читать стихотворения Агнии Барто, или учили наизусть).

– К этому уроку я выучила стихотворение.

(Учитель выразительно читает наизусть приготовленные стихотворения А. Барто)

– Какое из предложенных вам стихотворений вызвало улыбку?

– А грусть? Какой поэтический секрет спрятан в этих стихотворениях? (Желание поэтессы поделиться своим настроением, увиденными неожиданностями)

II. Начало работы по теме урока

– Прочесть слова, записанные на 2 слайде (Литературное чтение)

– Чем мы занимаемся на этом уроке? (Учимся красиво говорить, выразительно читать, развиваем свою речь, делимся своим настроением, учимся общаться)

– Чтобы вы можете узнать и чему научиться на уроке? (Определять тему и главную мысль произведения)

– Для чего вам это нужно? (Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить, развивать свою речь, чтобы с нами приятно было общаться, учиться наблюдать, правильно высказывать свои мысли, видеть в обычном, необычное)

– В какой главе мы с вами работаем в учебнике? («Сады поэзии: из чего растут стихи…»)

  • Поэт во всем видит тайну, угадывает душу. (Приложение 1, Слайд 3)
  • Поэт – человек способный открыть невидимые простому глазу, спрятанные везде чудеса.
  • Поэт – человек с чуткой душой, воспринимающий мир в ожидании чуда.

Проблемный вопрос. Легко ли быть поэтом? (Приложение 1, Слайд 4)

– Чем мы будем заниматься на уроке сегодня? (ф/м – Игра «Дополни до рифмы»)

На доске появляются портрет С.Есенина (Приложение 1, Слайд 5)

– Кто назовет человека, изображенного на данном портрете?

III. Знакомство с краткой биографией Сергея Есенина (Приложение 1, Слайд 6).

Биографию читают ученики с учителем по очереди.

Учитель. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, Рязанской губернии, на берегу реки Оки. Поэт родился в крестьянской семье.

Ученики. Его мама была безграмотной женщиной. С малолетства, Есенин жил у дяди по матери, знатока церковных книг.

Учитель. Будущий поэт окончил четырехклассное сельское училище, затем церковную учительскую школу (Приложение 1, Слайд 7)

Ученики. В 1912 году Есенин приехал в Москву.

Учитель. Там он работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок.

На ленте времени определить время, когда жил поэт (Приложение 1, Слайд 8)

– Сформулируйте тему урока более точно.

Ответы учеников. На уроке в главе «Сады поэзии: из чего растут стихи…», мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Черемуха» (ф/м – релаксация « Музыка Чайковского «Май»)

Учитель. (Приложение 1, Слайд 3) Мы все вместе попробуем ответить на вопрос «Трудно ли быть поэтом? Будем учиться смотреть на мир не только глазами, но и сердцем?»

IV. Знакомство со стихотворением С. Есенина « Черемуха»

Чтение стихотворения учителем наизусть под музыку, подобранную по усмотрению педагога.

Беседа после первичного восприятия

– Поделитесь своими впечатлениями после первичного чтения стихотворения? (Легкость, восхищение, удивление…)

– Кому захотелось еще перечитать стихотворение, перечитайте его еще раз очень медленно, пробуя на вкус каждое слово.

V. Словарная работа

– Все ли слова понятны? (Атласные, пологом – объяснить, пользуясь словарем)

– К какому роду литературы относится это произведение? (У детей памятки: эпос, лирика, драма. См Приложение 2)

– Это лирическое произведение.

– К какому лирическому жанру принадлежит произведение? (Памятка – стихотворение, лирическая песня, лирическая поэма)

– Это произведение – пейзажная лирика, так как описывается природа. Жанр лирики – стихотворение, потому что присутствует перекрестная рифма (ф/п – упражнения для глаз)

VI. Анализ стихотворения

– Что почувствовал поэт, когда увидел черемуху и каким настроением он захотел поделиться с нами? (Поэт испытал восторг, печаль, озабоченность, восхищение, удивление, возвышенное чувство, задумчивость, спокойствие и умиротворенность, грусть, недовольство, радость)

– Есть ли среди предложенных слов, те слова, которые помогут ответить на вопрос? (Работа в группах)

– Какие чувства владели поэтом, когда он писал стихотворение? (Ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное).

– Выберите нужные слова, обоснуйте свой выбор (Работа в группах)

– Что почувствовали вы своим сердцем? Выберите верный ответ: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль. Работая в группах, проверьте, совпадает ли ваше восприятие с авторским? (Приложение 1, Слайд 9)

– Что увидел поэт глазами? (Приложение 1, Слайд 10) (Весенняя пора. Солнечный ясный день. Лучи солнца щедро освещают землю. На невысоком холме стоит человек. Это поэт. Он любуется цветущей черёмухой, поразившей его воображение своей неповторимостью. Молодая, стройная красавица растет на берегу озера. Её густая крона обильно украшена белыми цветами. Ароматные цветы под лучами солнца приобретают волшебный вид)

– Что увидел поэт сердцем? (Приложение 1, Слайд 11) (Посмотрев на черёмуху, поэт представил русскую девушку. Белое одеяние делало ее похожей на счастливую невесту или Снегурку. Его воображение продолжало рисовать образ стройной, светловолосой девушки с двумя длинными косами и румяными щеками. Нежная, добрая улыбка украшает ее лицо, с легким весенним загаром…)

– Какие картины рисует поэт? (Первая картина. У реки растет одиноко стоящая, черемуха душистая. Вторая картина. Автор, стоящий у черемухи и с восторгом, рассматривающий дерево, которое уже не просто растет, а «развесившись стоит» и в золоте на «солнышке горит»)

– Какими красками поэт передает цвета? (Яркая зелень, золотистые отблески, лазурное небо, мерцающая темная гладь речки, капельки росы переливаются под лучами солнца и т.д.)

– Можем ли мы услышать звуки, которые слышал поэт? (Шелест листьев, жужжание пчел в кроне дерева, разговор людей или веселые голоса детей, скрип телеги ит.д.)

– Как вы думаете, правильно ли я подобрала музыку, чтобы передать внутреннее состояние поэта и звуки, которые он мог услышать? А какую музыку подобрали бы вы?

– Какие художественные средства помогли поэту «очеловечить» образ черемухи, «одушевить» ее? (Олицетворения – кудри золотистые, кисточки атласные, горят, как серьги ясные, девица-краса)

Учитель. Действительно автор олицетворяет, т.е. оживляет природу, для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный им. Олицетворение – одно из любимых средств выразительности поэта, потому что во всем, что окружало Есенина, он видел жизнь: и в пшеничном колосе, и в русской березке.

– К каким еще приемам прибегает поэт? (Метафора в форме инверсии: «ветви золотистые», «зелень золотистая», чтобы подчеркнуть сказочный блеск. «Кисточки атласные» – сравнение с шелком; «горят как серьги ясные» (росы блестят от солнечных лучей). Метафора тоже любимый прием в поэзии Есенина. Краски и цвета, использованные поэтом, переносят нас в сказочный мир.)

– Какой прием помогает автору изобразить реальную красоту? (Эпитеты – «черемуха душистая» в форме инверсии, «с весною расцвела», «черемуха, развесившись стоит».)

– Как вы думаете, почему автор употребляет словосочетание «с весною расцвела»?

– Какими чувствами проникнуто произведение? (Проникнуто оно любовью к родной природе, восхищением ее красотой).

– Изменяется ли поэтическое настроение? (Да. Оно становится более радостным. Поэт пишет – «…а зелень золотистая на солнышке горит». Создается впечатление, что автор приглашает нас в сказку.)

– Что хотел показать нам поэт этим стихотворением? (Красоту русской природы)

– Чем он хотел поделиться с нами? (Своим прекрасным настроением)

– Какова главная мысль стихотворения? (Любить красоту, которая окружает нас, беречь и ценить ее.)

– Какова тема этого стихотворения? (Есенин очень любил природу . Поэт умел видеть невидимые простому глазу, спрятанные чудеса. Его стихотворения проникнуты любовью к родной природе, восхищением ее красотой. Автор видит тайну и угадывает душу, скрытую от нас.)

– Мы только что сделали вывод, что картина, увиденная поэтом создала ему радостное приподнятое настроение. Работая в парах, приготовьтесь читать выразительно стихотворение, соблюдая логические паузы и ударения.

VII. Отчет о выполненной работе

– Кто сможет прочесть стихотворение, передав настроение поэта? Попробуйте при чтении передать свое настроение.

Чтение стихотворения

– Кому вы хотите сказать «спасибо» за урок?

  • Одноклассникам – за выразительное чтение и умение общаться.
  • Поэту – за желание поделиться с нами, увиденной красотой.
  • Учителю – за то, что он учил нас видеть не только глазами, но и сердцем.

VIII. Подготовка к восприятию материала следующего урока.

– К этому уроку ученик приготовил стихотворение Ф. Тютчева «Черемуха» (Приложение 1, Слайд 12) Приготовил ученик самостоятельно.

Приложение 1, Слайд 13. Краткая биография Л.Друскина.

Приложение 1, Слайд 14. Прочесть стихотворение, работая в парах.

Выразительное чтение стихотворения классу.

– Хотите познакомиться с этим произведением на следующем уроке?

Вопрос для размышления к следующему уроку. Можно ли утверждать, что произведения, прослушанные сейчас, передают настроение С.Есенина? Подумайте над этим вопросом дома.

– Смогли мы убедиться, что поэт – человек с чуткой душой и живёт в постоянном ожидании чуда? (Поэт в обычном видит необычное. Он «оживляет» и «очеловечивает» неодушевленные образы. Но, увидев, не замыкается в себе, а стремится при помощи слова передать нам увиденные им образы. Автор учит нас смотреть и всматриваться, не проходить мимо той красоты, которая окружает нас)

– А ответить на вопрос «Легко ли быть поэтом?» вы сможете, выполнив дома первое задание.

IX. Домашнее задание (Приложение 1, Слайд 1): право свободного выбора.

1. Проверьте дома – легко ли быть поэтом? Как вы поняли это задание?
2. Выберите, кем бы вы ещё хотели быть: писателем, художником, композитором?
3. Выучить наизусть это или другое стихотворение С. Есенина о красоте русской природы.
4. Попробуйте узнать как можно больше о творчестве Льва Друскина ( Задание для Любознаек).

Библиографический список:

1. Чуракова Н.А. Учебник Литературное чтение, Самара, корпорация «Федоров» 2005.
2. Лазарев В.А. технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М.:Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова»