Урок внеклассного чтения в 1-м классе "Узнай, как дела у людей обстоят, что делают люди, о чём говорят" (стихи и сказки Д.Родари)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с произведениями зарубежного
  • писателя Джанни Родари;
  • прививать любовь к книге;
  • учить выделять главную мысль, идею произведения.

Оборудование:

  • портрет Джанни Родари;
  • портрет С.Я. Маршака;
  • книги Джанни Родари;
  • таблица из серии «Внеклассное чтение»;
  • рисунки детей по произведениям Джанни Родари.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Сообщение темы

«Узнай, как дела у людей обстоят, что делают люди, о чём говорят». (Слайд 1)

Джанни Родари
1920-1980 г. (Слайд 2)

Учитель: Прочитайте название темы урока.

– О произведениях какого писателя будем говорить сегодня на уроке?

3. Сообщение детей о Джанни Родари

Учитель: Ребята, готовясь к уроку, что вы узнали о Джанни Родари?

– Кто такой Джанни Родари? (сообщение детей)

4. Рассказ учителя о Джанни Родари

(Слайд 5)

Джанни Родари родился в Италии, в семье булочника.

Как все ребята, в детстве он мечтал о многом:

  • ему хотелось быть скрипачом, и он несколько лет учился играть на скрипке;
  • ему хотелось быть художником, хотя в школе по рисованию у него были плохие отметки;
  • мечтал делать игрушки, так как считал, что игрушки так же важны, как книги.

Но никогда не мечтал стать поэтом-писателем.

Однако, сам того не подозревая, он долго готовился к своей писательской деятельности:

  • Джанни Родари работал журналистом, писал статьи для газет и журналов;
  • был школьным учителем, причём очень хорошим учителем.

Джанни Родари очень любил рассказывать ребятам разные смешные истории. Ему очень нравилось, когда смеются дети, когда все дети счастливы.

Когда шла война, он сражался с фашистами. После войны стал всемирно известным писателем. Причём Джанни Родари прославился в нашей стране раньше, чем у себя на родине, благодаря вот этому человеку…

портрет С.Я. Маршака.

– Как вы думаете почему? (ответы детей)

– Да, благодаря прекрасным переводам С.Я. Маршака, Джанни Родари и прославился в нашей стране. Русских детей с итальянским писателем познакомил С.Я. Маршак. С.Я. Маршак и Джанни Родари в своей работе во многом были единомышленниками, они очень любили детей. Джанни Родари был в нашей стране во многих городах: в Москве, Ялте, Симферополе, Севастополе, Краснодаре, Нальчике, в детском лагере «Артек», Санкт-Петербурге, Риге. И везде он встречался с великолепными читателями.

Джанни Родари говорил: «…везде: в библиотеках, школах, Дворцах, домах культуры видел великолепных читателей».

Какие книги Джанни Родари вы прочитали к уроку? (дети рассказывают о прочитанных книгах)

По ходу рассказов детей о прочитанных книгах, делается выставка книг Джанни Родари. (Слайды 3, 4).

5. Работа по таблице «Отгадайте, кто мы и откуда?»

(из серии таблиц для уроков внеклассного чтения)

Дети узнают героев на таблице, называют и читают произведения:

  • «Открытки с видами городов»,
  • «Служанка»,
  • «Мастер плетёной мебели»,
  • «Точильщик»,
  • «Метельщик»,
  • Стекольщик «Чем пахнут ремёсла?»

6. Работа с рисунками к произведениям Джанни Родари

(дети рисовали рисунки дома к понравившимся произведениям)

К произведениям Джанни Родари вы приготовили рисунки. Расскажите о них.

7. Знакомство с книгой «Поезд стихов» в переводе С.Я. Маршака

– На выставке книга «Поезд стихов». Это сборник стихов в переводе С.Я. Маршака.

Читая эту книгу, вы совершите путешествие в далёкую страну Италию. Узнаете, как дела у людей обстоят, что делают люди, о чём говорят.

Вы увидите улицы и площади Рима и Венеции, кривую и тёмную улочку Палонетто в Неаполе.

Познакомитесь с мальчиком Чиччо, с мастером плетённой мебели из городка Беллуно, с лудильщиком, служанкой и многими другими героями.

Живётся этим людям нелегко, порой у них нет даже самого необходимого. Но, несмотря, ни на что, они любят смех, веселье, хорошую остроумную шутку. Поэтому в стихах Джанни Родари так много солнца и света.

8. Чтение слайда 6:

«Я хочу научить детей словам «мир», «свобода», «труд», «дружба со всеми народами» и рад, когда могу заставить их засмеяться или улыбаться».
Джанни Родари.

9. Чтение наизусть стихотворений детьми

– Как Джанни Родари представляет себе, чтобы случилось на нашей планете, если бы все дети радовались, смеялись и жили счастливо? (чтение стихотворения «Сколько всего детей на свете?»)

Подумайте, о чём автор говорит в этом стихотворении? (или … Когда взрослые особенно сильно завидуют ребятам?) (стихотворение «Площадь Мастаи»)

– А вы знаете, что такое «ночь, но не вправду, а в шутку»? ( стихотворение «Туннель»)

– Из стихов Джанни Родари мы узнаём о том, что до сих пор тысячи детей Италии живут в подвалах, лачугах, их родители работают не покладая рук, но семьи едва сводят концы с концами (чтение стихотворений: «Какие задачи решают взрослые»; «Чиччо»; «Лудильщик»)

– Итальянский поэт Джанни Родари мечтает о том, чтобы все были сыты, одеты, чтобы все дружили. (чтение стихотворений: «Вечное платье»; «Стишок про летнюю жару и городскую детвору»; «Всемирный хоровод»)

– Джанни Родари мечтает о том, чтобы все лодыри и тунеядцы сгинули с нашей планеты и не портили жизнь людей. (группа детей читает стихотворение «Династия лентяев»)

– А в каких произведениях Джанни Родари прославляет труд? (чтение стихотворений: «Чем пахнут ремёсла?»; «Какого цвета ремёсла?»)

10. Работа по таблице

(серия таблиц для уроков внеклассного чтения).

– Джанни Родари написал для детей очень много сказок.

– Какие четыре сказки спрятались здесь?

Дети угадывают сказки по рисункам на таблице:

  • «Путешествие Голубой Стрелы»;
  • «Приключения Чиполлино»;
  • «Джельсомино в стране лгунов»;
  • «Торт в небе»

– Голубая Стрела – это игрушечный поезд, на котором ездили по улицам ночного города куклы и их друзья – мишка, тряпочный пес Кнопка, солдатики. Они убежали от хозяйки магазина игрушек, чтобы к Новому году порадовать детей бедняков. В сказке рассказывается о горьких судьбах детей, родители которых не в состоянии «заказать рождественской фее» подарки для своих ребятишек.

– В сказке угнетатели всегда безнравственны и безобразны, а люди труда – благородны и красивы, поэтому свои симпатии мы отдаем мальчику – луковке Чиполлино, который заступается за бедняков и вместе с друзьями свергает принца Лимона и утверждает Свободную Республику.

– Певец Джельсомино своим пением изгнал из страны плешивого короля Джакомоне в прошлом бандита, и страна лжецов вновь стала страной правдивых честных людей.

– А как торт попал в небо?

На банкете в честь изобретения новой атомной бомбы один из министров нечаянно уронил в бомбу пирожное, а потом при взрыве бомбы пирожное превратилось в огромный-преогромный торт… «если бы огромные богатства и ресурсы, которые люди тратят на вооружение, были использованы на добрые дела, то можно было бы не только накормить миллионы голодных, но и сделать так, чтобы шоколадные торты стали доступны всем».

11. Чтение сказки «Солнце и туча»

Какое было солнце в этой сказке?

– Если вам трудно, найдите это слово в ряду других: доброе, ласково, щедрое, милое, теплое.

– Что хотел сказать Джанни Родари, когда в конце сказки написал, что лучей у солнца не убавилось?

– Кто был счастливее солнце или туча? Почему?

12. Викторина по сказочной повести Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

А) Назови героев.

  • Принц… (Лимон)
  • Придворные… (Лимоны)
  • Кум… (Тыква или Черника)
  • Сапожник, мастер… (Виноградинка)
  • Богатые помещицы… (графини Вишни)
  • Адвокат… (Горошек)
  • Учитель музыки… (Профессор Груша)
  • Здоровенный сторожевой пёс… (Мастино)
  • Сын тряпичника… (Фасолинка)
  • Родственники графинь Вишен… (Барон Апельсин, герцог Мандарин)
  • Служанка графинь Вишен… (Земляничка)
  • Знаменитый сыщик… (Мистер Моркоу)
  • Собака-ищейка… (Держи-хватай)
  • Почтальон-паук… (Хромоног)
  • Полиция… (Воробей)

Б) Путешествие по страницам сказки.

  • Где жил Чиполлоне с женой и сыновьями? (В деревянной лачуге для огородной рассады)
  • У кого был густой чуб, спадающий на лоб? (У Лука Порея)
  • Кого поселили в доме кума Тыквы? (Пса Мастино)
  • Где находился замок графинь Вишен? (На вершине холма)
  • От чего страдал Вишенка? (От одиночества)
  • Кто помог Чиполлино встретиться с друзьями в тюрьме? (Крот)
  • Кто устроил западню для сыщика? (Вишенка)
  • Как погибли 20 генералов? (Их раздавил барон Апельсин, когда катился с горы)
  • Кому написал три письма Чиполлино, находясь в тюрьме? (Отцу, Кроту, Вишенки)
  • Кто помог Чиполлино начертить план тюрьмы? (Паук Хромоног)
  • Как погиб паук-почтальон? (Его склевала курица)
  • Куда попал правитель Лимон, когда убегал? (В навозную кучу)
  • Кто на стенах домов жителей деревни написал: «Да здравствует наш староста!»? (Лук Порей)
  • Кто повесил на башне знамя Свободы? (Вишенка и Чиполлино)

13. Итог урока

– Чего же хочет, о чем мечтает итальянский поэт?

– В чем он уверен?

– Джанни Родари мечтает о том, чтобы все были сыты, одеты, чтобы дети дружили, росли трудолюбивыми, счастливыми, чтобы все лодыри и тунеядцы сгинули с нашей планеты. Поэт не просто мечтает об этом. Он делает все, чтобы приблизить счастье, справедливость, укрепить мир. Он уверен «… нет на свете ничего невозможного. Надо только выбрать правильную дорогу и упорно идти по ней к цели». (Слайд 7)

14. Заключение

– Готовясь к сегодняшнему уроку Аня З. сочинила сама стихотворение и назвала его «Памяти Джанни Родари».

Джанни Родари –
Какой человек!
Умный, веселый,
Всем интересный.
Может стихи написать для детей,
Повесть составить,
Иль сказку,
Иль песню.
Он очень добрый, хороший и умный.
И повседневно любят его
Дети и взрослые
Нашего мира.
Помнят его все чужеземцы
И не забыт он нигде и никем.

(Слайды 8, 9)

Литература:

  1. Джанни Родари. Чиччо: стихи. Перевод с итальянского С. Маршака, Издательство «Малыш», Москва. 1987.
  2. Джанни Родари. Приключения Чиполлино, Москва. «Детская литература», 1987.
  3. Джанни Родари. Сказки Италии. Курск. Арендное предприятие «Курск», 1993.
  4. Игры с Чиполлино. Издательский дом «Премьера». 1998.
  5. Газета «Начальная школа» №10 1995.

Презентация – Приложение 1.