Урок-игра "Зимняя олимпиада"

Разделы: Математика


Тема урока: «Все действия с дробями».

Цели урока:

  • отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей;
  • развитие самостоятельности, ответственности за порученное дело;
  • тренировка внимания, смекалки, мышления, памяти;
  • расширение кругозора учащихся.

Девиз: «Вместе мы – сила».

Виды многоборья:

1. Разминка.
2. Биатлон.
3. Лыжная эстафета.
4. Спортивное ориентирование (отдых).
5. Бег на коньках.

ХОД УРОКА

1. Разминка (устный счет)

1. Вычислите (примеры учащиеся воспринимают на слух, решают их с закрытыми глазами, ответы показывают на пальцах руки):

2 + 3; 7 – 5; 6 + 3; 14 – 4; 19 – 17; 1 + 7; 13 – 6; 20 – 19; 9 + 0; 6 – 0.

2. Решите уравнение. (Задания записаны на доске: число, которое надо найти, закрывает « снеговик», после отыскания корня «снеговик» снимается с доски и ученики проверяют результат).

3 + 5 = 8
14 – 6 = 8
7 + 23 = 30
2,2 + 3 = 5,2
2,5 + 1,5 = 4
3,8 – 1,8 = 2
20 + 14 = 34
4,5 + 1 = 5,5

2. Биатлон

Победителем в этом соревновании является тот, кто «выбил» больше очков – правильно ответил на вопросы.

Отвечаем на вопросы:

1. Какая дробь называется правильной?

Ответ: Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя.

2. Какая дробь называется неправильной?

Ответ: Дробь называется неправильной, если числитель больше знаменателя.

3. Какая дробь называется десятичной?

Ответ: Любое число, знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде десятичной записи, или, как говорят в виде десятичной дроби.

4. Как записывается десятичная дробь?

Ответ: Целая часть отделяется от дробной части запятой.

5. Как сложить и вычесть десятичные дроби?

Ответ: Чтобы сложить и вычесть десятичные дроби, нужно:

а) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
б) записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;
в) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
г) поставить в ответе запятую под запятую в данных дробях.

6. Сформулируйте правило сравнение десятичных дробей.

Ответ: Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа.

7. Назовите правильно разряд цифры, стоящей на третьем месте после запятой, на первом, на втором.

Ответ: Тысячных, десятых, сотых.

3. Лыжняя эстафета (фронтальная работа)

Вычислите:

а) 57,4 – (48,36 + 2,44)
б) 76,38 + 9,62 – 17,57
в) 8,4 – (5,1704 – (0,56 – 0,203))
г) 4.5 + (40 – (37 – 3.02)).

Вычислите и прочитайте «шифровку»:

2,5 – 1,6 = 0,9
5 + 2 3/8 = 7 3/8
7,62 – 4,35 = 3,27
7,8 + 6,9 = 14,7
8,1 – 5,46 = 2,64
24,2 + 0,867 = 25,067
11,1 – 2,8 = 8,3 7
830 – 0,0097 = 829,9903
829,9903 = и
2,64 = н
14,7 = о
0,9 = н
3,27 = к
8,3 = к
3/8 = а
25,067 = ь

Ответ: На коньки.

4. Отдых

Один из учащихся делает сообщение из истории дробей, подготовленное дома.

Дроби

Первое понятие дроби появилось в древнем Египте много веков назад. В русском языке это слово появилось лишь в VIII веке.
Происходит слово «дробь» от слова «дробить» – разбивать, ломать на части. В первых учебниках дроби назывались – «ломаные числа». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Дробная черта появилась в записи дробней лишь около 300 лет назад. Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий монах ученый-математик Максим Пеануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает «попасть в трудное положение».

5. Бег на коньках (самостоятельная работа)

Кто быстрее пробежит дистанцию?

1-й вариант.

13 + 19,3 = ?
? – 5 = ?
? + 0,856 = ?
? – 23,006 = ?
? + 47 = ?
? – 38,07 = ?
? – 1,08 = ?

2-й вариант.

9,3 – 5,7 = ?
? + 1,45 = ?
? – 2,971 = ?
? + 14,021 = ?
? – 5 = ?
? + 10,9 = ?
? – 12,7 = ?

6. Подведение итогов урока

Учитель. Ребята! А нас дроби не смогли поставить в трудное положение. Сегодня мы с вами все преодолели и благополучно пришли к финишу.

7. Задание на дом

№1298, 1299.

Ответы к самостоятельной работе:

1-й вариант:

13 + 19,3 = 32,3
32,3 – 5 = 27,3
27,3 + 0,856 = 28,156
28,156 – 23,006 = 5,15
5,15 + 47 = 52,15
52,15 – 38, 07 =14,08
14,08 – 1,08 = 13

2-й вариант:

9,3 – 5,7 = 3,6
3,6 + 1,45 = 5,05
5,05 – 2,971 = 2,079
2,079 + 14,021 = 16,1
16,1 – 5 = 11,1
11,1 + 10,9 = 22
22 – 12,7 = 9,3

Здоровый образ жизни

Результаты обследования 200 курящих и 200 не курящих людей.

Параметры курящих некурящих
Нервозность

14%

1%

Понижение слуха

13%

15

Плохая память

12%

1%

Замедленная реакция

19%

3%

Низка успеваемость

18%

3%

Плохое физвоспитание

12%

2%

Рефлекция

Приложение