Логопедическое занятие "Образование новых слов с помощью суффиксов" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • обучать детей суффиксальному словообразованию;
  • активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы "Животные";
  • развивать языковой анализ и синтез;
  • развивать связную устную речь;
  • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов.

Ход занятия

I. Разминка. Игра "Узнай и назови".

Учащиеся называют "по цепочке" животных, начиная свой ответ со слов: "Я узнаю:".

- Назовите одним словом (Животные)

- Каким синонимом можно заменить это существительное? (звери)

II. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы продолжим упражняться в словообразовании.

- Какая часть слова сегодня нам будет помогать? (На доске: Суффикс.)

Актуализация знаний.

- Дайте определение. Что такое суффикс? (Опора на доске: Часть слова. Стоит после корня. Служит для образования новых слов.)

III. Игра "Собери словечко".

Учитель предлагает из букв составить слово. После составления слова открывается предметная картинка.

Запись слов в тетрадь с объяснением орфограмм.

  • Жё
  • ьолс
  • евл
  • олвк
  • ьдмевед

IV. Упражнения в словообразовании.

1. Письменное упражнение.

Задание: от существительных м.р. образовать названия самок этих животных. Запись слов.

  • Ёж - ежиха
  • Лось - лосиха
  • Лев - львица
  • Волк - волчица
  • Медведь - медведица

Разбор слов по составу.

- Итак, какие суффиксы помогли нам образовать названия самок животных? (-их, -иц)

2. Называние предметных картинок.

Задание: назови самку и её детенышей.

  • У бельчихи - бельчата,
  • У зайчихи - зайчата,
  • У лисицы - лисята,
  • У ежихи - ежата,
  • У медведицы - медвежата,
  • У тигрицы - тигрята,
  • У волчицы - волчата,
  • У львицы - львята.

3. Игра с мячом "Человеческие дети знают всех зверят на свете".

Логопед называет самку, а учащиеся, возвращая мяч, называют детёныша.

  • У лосихи - У тигрицы -
  • У волчицы - У львицы -
  • У медведицы - У верблюдицы -
  • У барсучихи - У слонихи -

4. Письменное упражнение в словообразовании.

  • Ежата - ежонок,
  • Лосята - лосёнок,
  • Львята - львёнок,
  • Волчата - волчонок,
  • Медвежата - медвежонок.

Разбор слов по составу.

- Итак, при помощи суффиксов мы смогли образовать от существительных м.р. название самок животных и названия детёнышей животных в ед. и мн.ч.

- Какие суффиксы нам в этой работе помогали? (-онок, -ёнок, -ат, -ят)

V. Физпауза.

VI. Составление рассказов.

1. Составление рассказа по образцу.

Задание: прочитайте деформированный текст.

: семья.

Жил в лесу: . Вместе с ним жила : . У них был : . Рядом с ними жила ещё одна: семья.

- Какому животному не соответствует первое предложение? (льву)

Картинка со львом временно убирается.

Детям предлагается выбрать животное (картинку).

ЗАГАДКА

"Зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы -
Уши больше головы" (заяц)

Логопед составляет рассказ-образец со словом "заяц":

Заячья семья.

Жил в лесу заяц. Вместе с ним жила зайчиха. У них был зайчонок. Рядом с ними жила ещё одна заячья семья.

Самостоятельное составление рассказов по образцу.

Каждый учащийся составляет рассказ о "своём" животном.

2. Словарная работа.

- Где живёт лев?

(Лев живёт в саванне.)

Логопед даёт толкование слова:

"САВАННЫ" - тропические степные равнины с редко растущими деревьями и кустарниками. Рисунок 7.

Саванна.

3. Составление рассказа цепной организации.

а) - Льва называют - "царём зверей". Почему? (Рассуждения детей.)

- "Царю зверей" мы уделим особое внимание.

- Назовите самку льва, назовите детёныша.

б) Соедините слова по смыслу, чтоб получились предложения.

Составление рассказа.

Вариант:

В саванне жил лев. У него была львица. Львица родила львёнка. Львёнок подрос и стал царём саванны.

- Как можно назвать этот рассказ? ("Львиная семья"...)

в) Распространение предложений.

- Добавьте к каждому предмету подходящий признак.

- Если я говорю: "Лев", каким Вы его представляете? И т.д.

Составление рассказа с использованием прилагательных.

VIII. Обобщение. Подведение итогов урока.

- Какая часть слова сегодня нам помогала в образовании новых слов?

- Какие суффиксы вы запомнили?