Цели:
- обучать детей суффиксальному словообразованию;
- активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы "Животные";
- развивать языковой анализ и синтез;
- развивать связную устную речь;
- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов.
Ход занятия
I. Разминка. Игра "Узнай и назови".
Учащиеся называют "по цепочке" животных, начиная свой ответ со слов: "Я узнаю:".
- Назовите одним словом (Животные)
- Каким синонимом можно заменить это существительное? (звери)
II. Объявление темы занятия.
- Сегодня мы продолжим упражняться в словообразовании.
- Какая часть слова сегодня нам будет помогать? (На доске: Суффикс.)
Актуализация знаний.
- Дайте определение. Что такое суффикс? (Опора на доске: Часть слова. Стоит после корня. Служит для образования новых слов.)
III. Игра "Собери словечко".
Учитель предлагает из букв составить слово. После составления слова открывается предметная картинка.
Запись слов в тетрадь с объяснением орфограмм.
- Жё
- ьолс
- евл
- олвк
- ьдмевед
IV. Упражнения в словообразовании.
1. Письменное упражнение.
Задание: от существительных м.р. образовать названия самок этих животных. Запись слов.
- Ёж - ежиха
- Лось - лосиха
- Лев - львица
- Волк - волчица
- Медведь - медведица
Разбор слов по составу.
- Итак, какие суффиксы помогли нам образовать названия самок животных? (-их, -иц)
2. Называние предметных картинок.
Задание: назови самку и её детенышей.
- У бельчихи - бельчата,
- У зайчихи - зайчата,
- У лисицы - лисята,
- У ежихи - ежата,
- У медведицы - медвежата,
- У тигрицы - тигрята,
- У волчицы - волчата,
- У львицы - львята.
3. Игра с мячом "Человеческие дети знают всех зверят на свете".
Логопед называет самку, а учащиеся, возвращая мяч, называют детёныша.
- У лосихи - У тигрицы -
- У волчицы - У львицы -
- У медведицы - У верблюдицы -
- У барсучихи - У слонихи -
4. Письменное упражнение в словообразовании.
- Ежата - ежонок,
- Лосята - лосёнок,
- Львята - львёнок,
- Волчата - волчонок,
- Медвежата - медвежонок.
Разбор слов по составу.
- Итак, при помощи суффиксов мы смогли образовать от существительных м.р. название самок животных и названия детёнышей животных в ед. и мн.ч.
- Какие суффиксы нам в этой работе помогали? (-онок, -ёнок, -ат, -ят)
V. Физпауза.
VI. Составление рассказов.
1. Составление рассказа по образцу.
Задание: прочитайте деформированный текст.
: семья.
Жил в лесу: . Вместе с ним жила : . У них был : . Рядом с ними жила ещё одна: семья.
- Какому животному не соответствует первое предложение? (льву)
Картинка со львом временно убирается.
Детям предлагается выбрать животное (картинку).
ЗАГАДКА
"Зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы -
Уши больше головы" (заяц)
Логопед составляет рассказ-образец со словом "заяц":
Заячья семья.
Жил в лесу заяц. Вместе с ним жила зайчиха. У них был зайчонок. Рядом с ними жила ещё одна заячья семья.
Самостоятельное составление рассказов по образцу.
Каждый учащийся составляет рассказ о "своём" животном.
2. Словарная работа.
- Где живёт лев?
(Лев живёт в саванне.)
Логопед даёт толкование слова:
"САВАННЫ" - тропические степные равнины с редко растущими деревьями и кустарниками. Рисунок 7.
Саванна.
3. Составление рассказа цепной организации.
а) - Льва называют - "царём зверей". Почему? (Рассуждения детей.)
- "Царю зверей" мы уделим особое внимание.
- Назовите самку льва, назовите детёныша.
б) Соедините слова по смыслу, чтоб получились предложения.
Составление рассказа.
Вариант:
В саванне жил лев. У него была львица. Львица родила львёнка. Львёнок подрос и стал царём саванны.
- Как можно назвать этот рассказ? ("Львиная семья"...)
в) Распространение предложений.
- Добавьте к каждому предмету подходящий признак.
- Если я говорю: "Лев", каким Вы его представляете? И т.д.
Составление рассказа с использованием прилагательных.
VIII. Обобщение. Подведение итогов урока.
- Какая часть слова сегодня нам помогала в образовании новых слов?
- Какие суффиксы вы запомнили?