Литературное чтение во 2-м классе по теме «"Волшебное слово" В.Осевой»

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Цель: обучение анализу художественного произведения.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;
    • совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;
    • совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения;
    • учить работать с планом произведения.
  2. Развивающие:
    • развивать навыки правильного чтения;
    • развивать творческую деятельность учащихся;
    • развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
  3. Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию учащихся (вежливость, доброта, забота о других).

Ход урока

Орг. момент:

- Ровненько встали, улыбнулись друг другу, пожелали удачи.

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.

Вступительная беседа: Как называется произведение, с которым вы познакомились вчера?  (Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово».)

Слайд 1

Сообщение темы: Сегодня мы продолжим с вами работу над этим произведением, а домашнее задание я проверю в ходе урока.

Проблемная ситуация:

- Как вы думаете, а зачем мы еще и сегодня будем говорить об этом рассказе?

- Верно, чтоб все понять, все осознать. Настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

- Сегодня мы с вами будем говорить о главных героях, размышлять об их поступках. И главная цель – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа.

- Прочитайте его. (Может ли слово быть волшебным?) с. 92 вопрос № 1.

Слайд 2

- Ваше мнение вы выскажете в конце урока.

Слайд 3

- Вместе с нами на уроке будет солнышко. Но пока оно грустное, давайте постараемся сегодня поработать так, чтобы солнышко заулыбалось и согрело нас.

Воспроизведение последовательности действий:

- Назовите героев произведения. (Дедушка, мальчик, сестра, бабушка, брат.)

- Давайте попробуем воспроизвести ход событий. Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.

Слайд 4

События записаны вразброс на доске:

2. Разговор с Леной.
4. Беседа за обедом.
1. Встреча со стариком.
5. Возвращение в сквер.
3. Разговор с бабушкой.

- Что у нас получилось?  (План текста.)

- Сегодня этот план нам очень поможет на уроке.

Работа над лексическим значением слов: Но сначала вспомните лексическое значение некоторых слов.

Слайд 5

стряпает (готовит пищу)
противень  (железный лист с загнутыми краями для жарения, печения)
морщинки  (складки на коже лица)
сквер  (парк, сад в огороде)

Работа над иллюстрацией:

- Какое из этих слов подходит к иллюстрации на стр. 88?  (сквер)

- Используя данные слова, опишите словесно иллюстрацию:

Слайд 6

скамейка
беседа
отдых
сквер

(В сквере, на скамейке, отдыхал дедушка. К нему подошел мальчик, дедушка завел разговор.)

Проверка домашнего задания: Перечитаем разговор Павлика со стариком «цепочкой». Это было домашнее задание, поэтому должны читать правильно, выразительно.

Стр. 87–89. со слов: …С тобой что-то случилось?.. до слов: …Он вскочил и побежал домой.

Анализ первой части слова:

- Давайте обсудим этот диалог. Ваше мнение.

- Подходят ли эти слова и словосочетания, под описание поведения Павлика?

Слайд 7

сердитое лицо
сердито буркнул
сжал кулаки
крикнул
стукнул кулаком по скамейке

- Каким Павлик вам показался?  (Грубым, невоспитанным…)

- А старик?

- Почему старик захотел помочь Павлику? (Потому, что у дедушки большой жизненный опыт, знает, как помочь маленьким.)

- Сразу ли мальчик поверил ему?

- Погодите, он побежал сразу?  (Да.) Значит, он все-таки поверил, но не был уверен, что это поможет.

- Найдите в тексте, где описывается его неуверенность. Стр. 89. «Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!»

Слайд 8

Физминутка.

- Ребята, Павлику и дедушке, когда они сидели в сквере, дул ветерок. Давайте представим, как это было. Ветер дует нам в лицо …

Работа над второй частью текста:

- Что же в рассказе было дальше?  (Павлик стал просить у Лены краски.)

- Прочитаем эту часть рассказа по ролям, это было ваше домашнее задание.

- Определите действующих лиц этой части.  (Автор, Лена, Павлик.)

Стр. 90. со слов: Павлик боком подошел к сестре… до слов: Он думал теперь только о волшебном слове.

- Какое волшебное слово сказал Павлик?

- Как подействовало волшебное слово на Лену?  (Широко раскрыла глаза, смущенно пробормотала, удивилась, предложила краски.)

Работа над третьей частью текста:

- К кому следующему пошел мальчик?  (к бабушке)

- Как отреагировала бабушка, когда она услышала волшебное слово? Прочитайте. (Выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.)

Стр.  91.  со слов: - Горяченького… горяченького захотел, … до слов: румяный пирожок.

- А реакция Павлика?  (Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.)

Работа над четвертой частью текста:

- Какое самое трудное испытание ожидало Павлика в третий раз?  (Уговорить брата, что бы тот взял Павлика покататься на лодке.)

- Зачитайте предложения, в которых говорится о том, как Павлик вел себя за столом. (За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.)

- Как он обратился к брату?

со слов: Когда брат сказал, … до слов: - Возьми меня, пожалуйста.

- Почему вдруг все выполнили просьбы Павлика?  (Павлик стал вежливым.)

- В чем секрет волшебного слова?  (Возникает взаимопонимание, добро порождает добро.)

- Так в чем состоит главная мысль этого рассказа? (Нужно быть вежливыми, воспитанными, уважительными к старшим, если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми…)

- А вы не забываете быть вежливыми?

- Какие слова вам в этом помогают?  

По ходу открываются лучики на солнышке с волшебными слова. И перевернуть солнышко.

Слайд 10

- Солнышко заулыбалось?  (Да.) И нам стало теплее.

- Давайте же вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока.  (Может ли быть слово волшебным?) – Может. Это в прямом или переносном смысле?  (Конечно в переносном, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.)

- Понял ли мальчик, что без вежливости в жизни нельзя?  (Да.) Он увидел результат вежливости.

- В каком моменте это подтверждается?   (Он побежал в сквер) последний абзац стр. 92.

- Зачем Павлик побежал обратно в сквер?   (Чтобы поблагодарить старика.)

- Так Павлуша стал вежливым, воспитанным?

Слайд 9

- Вспомните пословицы, которые мы говорили на прошлом уроке. 

Добрый человек добру и учит.

Добрый человек в добре проживет век.

- Прочитайте еще одну пословицу, которая очень подходит к нашему уроку.

Доброе слово путь к сердцу открывает.

- Как вы это понимаете?  (Человек становится улыбчивее, появляется хорошее настроение и ему хочется быть добрее.)

- Чему научил вас рассказ Осеевой?  (Быть вежливыми, воспитанными, уважительно относится к старшим…)

Оценивание: Работали все замечательно, все были активны и так много взяли для своего воспитания из этого произведения, что однозначно всем отметка 5.

Слайд 11

Домашнее задание: На следующем уроке мы составим мини-книжку по иллюстрациям к следующим ситуациям:

  • 1 ряд – разговор с сестрой
  • 2 ряд – разговор с бабушкой
  • 3 ряд – разговор с братом, и пересказать.