Тип урока: комбинированный.
Цель: обучение анализу художественного произведения.
Задачи:
- Образовательные:
- обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;
- совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;
- совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения;
- учить работать с планом произведения.
- Развивающие:
- развивать навыки правильного чтения;
- развивать творческую деятельность учащихся;
- развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
- Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию учащихся (вежливость, доброта, забота о других).
Ход урока
Орг. момент:
- Ровненько встали, улыбнулись друг другу, пожелали удачи.
- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.
Вступительная беседа: Как называется произведение, с которым вы познакомились вчера? (Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово».)
Сообщение темы: Сегодня мы продолжим с вами работу над этим произведением, а домашнее задание я проверю в ходе урока.
Проблемная ситуация:
- Как вы думаете, а зачем мы еще и сегодня будем говорить об этом рассказе?
- Верно, чтоб все понять, все осознать. Настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.
- Сегодня мы с вами будем говорить о главных героях, размышлять об их поступках. И главная цель – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа.
- Прочитайте его. (Может ли слово быть волшебным?) с. 92 вопрос № 1.
- Ваше мнение вы выскажете в конце урока.
- Вместе с нами на уроке будет солнышко. Но пока оно грустное, давайте постараемся сегодня поработать так, чтобы солнышко заулыбалось и согрело нас.
Воспроизведение последовательности действий:
- Назовите героев произведения. (Дедушка, мальчик, сестра, бабушка, брат.)
- Давайте попробуем воспроизвести ход событий. Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.
События записаны вразброс на доске:
2. Разговор с Леной.
4. Беседа за обедом.
1. Встреча со стариком.
5. Возвращение в сквер.
3. Разговор с бабушкой.
- Что у нас получилось? (План текста.)
- Сегодня этот план нам очень поможет на уроке.
Работа над лексическим значением слов: Но сначала вспомните лексическое значение некоторых слов.
стряпает (готовит пищу)
противень (железный лист с загнутыми краями для жарения, печения)
морщинки (складки на коже лица)
сквер (парк, сад в огороде)
Работа над иллюстрацией:
- Какое из этих слов подходит к иллюстрации на стр. 88? (сквер)
- Используя данные слова, опишите словесно иллюстрацию:
скамейка
беседа
отдых
сквер
(В сквере, на скамейке, отдыхал дедушка. К нему подошел мальчик, дедушка завел разговор.)
Проверка домашнего задания: Перечитаем разговор Павлика со стариком «цепочкой». Это было домашнее задание, поэтому должны читать правильно, выразительно.
Стр. 87–89. со слов: …С тобой что-то случилось?.. до слов: …Он вскочил и побежал домой.
Анализ первой части слова:
- Давайте обсудим этот диалог. Ваше мнение.
- Подходят ли эти слова и словосочетания, под описание поведения Павлика?
сердитое лицо
сердито буркнул
сжал кулаки
крикнул
стукнул кулаком по скамейке
- Каким Павлик вам показался? (Грубым, невоспитанным…)
- А старик?
- Почему старик захотел помочь Павлику? (Потому, что у дедушки большой жизненный опыт, знает, как помочь маленьким.)
- Сразу ли мальчик поверил ему?
- Погодите, он побежал сразу? (Да.) Значит, он все-таки поверил, но не был уверен, что это поможет.
- Найдите в тексте, где описывается его неуверенность. Стр. 89. «Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!»
Физминутка.
- Ребята, Павлику и дедушке, когда они сидели в сквере, дул ветерок. Давайте представим, как это было. Ветер дует нам в лицо …
Работа над второй частью текста:
- Что же в рассказе было дальше? (Павлик стал просить у Лены краски.)
- Прочитаем эту часть рассказа по ролям, это было ваше домашнее задание.
- Определите действующих лиц этой части. (Автор, Лена, Павлик.)
Стр. 90. со слов: Павлик боком подошел к сестре… до слов: Он думал теперь только о волшебном слове.
- Какое волшебное слово сказал Павлик?
- Как подействовало волшебное слово на Лену? (Широко раскрыла глаза, смущенно пробормотала, удивилась, предложила краски.)
Работа над третьей частью текста:
- К кому следующему пошел мальчик? (к бабушке)
- Как отреагировала бабушка, когда она услышала волшебное слово? Прочитайте. (Выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.)
Стр. 91. со слов: - Горяченького… горяченького захотел, … до слов: румяный пирожок.
- А реакция Павлика? (Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.)
Работа над четвертой частью текста:
- Какое самое трудное испытание ожидало Павлика в третий раз? (Уговорить брата, что бы тот взял Павлика покататься на лодке.)
- Зачитайте предложения, в которых говорится о том, как Павлик вел себя за столом. (За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.)
- Как он обратился к брату?
со слов: Когда брат сказал, … до слов: - Возьми меня, пожалуйста.
- Почему вдруг все выполнили просьбы Павлика? (Павлик стал вежливым.)
- В чем секрет волшебного слова? (Возникает взаимопонимание, добро порождает добро.)
- Так в чем состоит главная мысль этого рассказа? (Нужно быть вежливыми, воспитанными, уважительными к старшим, если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми…)
- А вы не забываете быть вежливыми?
- Какие слова вам в этом помогают?
По ходу открываются лучики на солнышке с волшебными слова. И перевернуть солнышко.
- Солнышко заулыбалось? (Да.) И нам стало теплее.
- Давайте же вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока. (Может ли быть слово волшебным?) – Может. Это в прямом или переносном смысле? (Конечно в переносном, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.)
- Понял ли мальчик, что без вежливости в жизни нельзя? (Да.) Он увидел результат вежливости.
- В каком моменте это подтверждается? (Он побежал в сквер) последний абзац стр. 92.
- Зачем Павлик побежал обратно в сквер? (Чтобы поблагодарить старика.)
- Так Павлуша стал вежливым, воспитанным?
- Вспомните пословицы, которые мы говорили на прошлом уроке.
Добрый человек добру и учит.
Добрый человек в добре проживет век.
- Прочитайте еще одну пословицу, которая очень подходит к нашему уроку.
Доброе слово путь к сердцу открывает.
- Как вы это понимаете? (Человек становится улыбчивее, появляется хорошее настроение и ему хочется быть добрее.)
- Чему научил вас рассказ Осеевой? (Быть вежливыми, воспитанными, уважительно относится к старшим…)
Оценивание: Работали все замечательно, все были активны и так много взяли для своего воспитания из этого произведения, что однозначно всем отметка 5.
Домашнее задание: На следующем уроке мы составим мини-книжку по иллюстрациям к следующим ситуациям:
- 1 ряд – разговор с сестрой
- 2 ряд – разговор с бабушкой
- 3 ряд – разговор с братом, и пересказать.