Учебный проект, с точки зрения учащегося, это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Учебный проект- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда ее результат, найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
Само определение учебного проекта привлекательно уже тем, что процесс его создания позволяет решить ряд важных проблем в работе с младшими школьниками, а именно:
-формировать у учащихся умение «добывать», обрабатывать и использовать необходимую информацию;
- развивать коммуникативные способности детей, умение работать в группе, отстаивать свою позицию и прислушаться и принимать позицию своего товарища по совместной работе;
- прививать детям навыки адекватной самооценки, оценки как результата своего труда, так и процесса его выполнения, постоянной рефлексии;
- осуществлять принцип деятельностного подхода, формировать надпредметные компетенции, которые обеспечивают ребенку предпосылки для успешной социализации.
Все вышеизложенные проблемы достаточно успешно решаются в урочное время, поскольку в течение многих лет я работаю по развивающей системе обучения Л.В. Занкова. В последние годы в нашу профессиональную деятельность вошли информационные технологии и, как мне кажется, они дают учителю прекрасную возможность эффективнее работать над формированием у учащихся различных способов деятельности, умения применить эти способы в процессе решения нетрадиционных задач в нестандартных условиях. Освоив информационные технологии, я пришла к мысли о необходимости интеграции технологии развивающего обучения с информационными, причем не только в рамках урочной деятельности, а и во внеурочное время. Отсюда и идея о создании проекта «СМИ класса средствами компьютерной программы MS Publisher». Будучи руководителем школьного методического объединения учителей начальной ступени образования, работу я начала с создания газеты 1- 4 классов. Она издавалась ежемесячно и стала востребованной среди учащихся младшего школьного возраста, так как дети получили дополнительное пространство для общения. Анкетирование, проведенное среди школьников и их родителей, является убедительным подтверждением этого. Так, 95 % опрошенных респондентов ответили, что газета им нравится, более того многие из них в своих ответах выразили положительные эмоции, связанные с чтением нового номера детской газеты. Такое же количество анкетируемых дали утвердительный ответ на вопрос «Хотите ли вы прочитать следующий номер газеты?». Самыми востребованными рубриками газеты дети считают кроссворды, викторины, игротеку, советы звезд, фоторепортажи, пробу пера, новости из классов и т.д. Более ценной считаю ту информацию, которую получила при обработке вопросов, касающихся советов и пожеланий детей создателям газеты. Оказалось, что в нашей газете недостаточно освещались вопросы, касающиеся событий, происходящих в районе. Дети хотели бы читать на ее страницах новости о спортивных достижениях школы, о конкурсах, проводимых на школьном и муниципальном уровнях. Кроме этого были высказаны пожелания увеличить формат газеты и количество страниц, а также периодичность довести до пяти номеров в неделю.
В 2007-08 учебном году, передав руководство методическим объединением, решила продолжить работу по созданию газеты с учащимися своего класса. Это и была работа по реализации вышеупомянутого проекта «СМИ класса средствами компьютерной программы MS Publisher». Конечно, можно было обойтись без создания проекта. Но для того, чтобы результат нашего труда не превратился в самоцель, а стал средством продолжения работы по формированию необходимых детям компетенций, сформировал у них навыки и культуру планирования, прогнозирования, созидания и исполнения, была необходимость в прописывании видов деятельности, которые приведут к получению результата.
Цели нашего проекта:
- Создать классную газету как СМИ детского коллектива.
- Создать информационное пространство класса, обеспечивающее продуктивное общение детей.
- Сформировать у обучающихся практические навыки работы с различными компьютерными программами, в частности с MS Publisher.
Задачи:
- способствовать повышению личной уверенности участников проектной деятельности, их самореализации и рефлексии;
- развивать у младших школьников осознание значимости коллективной работы для получения результата совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
- развивать коммуникативные способности детей, вдохновлять их на развитие коммуникабельности;
- развивать исследовательские умения учащихся(анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблему и ставить перед собой цели и задачи по разрешению данной проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из разных информационных источников, в том числе из сети Интернет)
- развивать креативность, то есть творческость младших школьников, их природосообразное стремление фантазировать, выдвигать всевозможные гипотезы;
- продолжать во внеурочной деятельности учащихся работу по осуществлению принципа компетентностной педагогики, предполагающей:
- развитие способности поиска и решения новых нестандартных проблем;
- создание атмосферы субъектно-субъектных отношений между всеми участниками проектной деятельности;
- демократичность, диалогичность, открытость и рефлексивность во взаимоотношениях;
- использование продуктивных методов организации проектной деятельности, а именно частично-поискового, исследовательского, проблемного;
- наличие положительного мотива к самоизменению и самосовершенствованию.
Обязательными правилами в организации проектной деятельности учащихся считаю:
- сделать процесс работы не менее интересным и важным, чем продукт совместной деятельности;
- в организации проектной деятельности младших школьников воспитывать у них привычку доводить начатое дело до конца, не останавливаться на полпути;
- в организации коллективной деятельности ориентироваться на индивидуальный темп работы каждого ребенка и обеспечивать личностный рост всех учащихся;
- положительно влиять на мотивационную сферу детей, поддерживать интерес не только к получаемому результату деятельности, но и к самому процессу создания этого результата.
Ожидаемые результаты (их я классифицировала на материализованные и нематериализованные):
- материализованные: подшивка всех созданных нами номеров газеты;
- нематериализованные:
- способы познавательной деятельности, а именно:
- умение ставить перед собой цель и задачу по выполнению проектного задания;
- умение планировать свои действия для достижения поставленной цели и решения задачи;
- умение выполнить действия в соответствии с составленным алгоритмом;
- умение осуществить контроль и оценку полученного результата;
- умение осуществить самоконтроль и самооценку, то есть адекватно оценить себя в этой деятельности;
- личностные качества, а именно:
- умение работать в команде(отстаивание своей позиции, уважение позиции других членов команды , согласованность действий с товарищами по команде и т.д. )
- толерантность (терпимое отношение к мнению других, неприятие дискриминации в любых ее проявлениях);
- креативность как способность и готовность к работе в постоянном творческом режиме;
- самокритичность как способность адекватно оценивать свое поведение;
- коммуникабельность;
- чувство патриотизма, бережное отношение к школе, семье, селу, району, стране.
Время работы над проектом - учебный год.
Виды деятельности.
- Ознакомление учащихся с офисными компьютерными программами.
В данном случае имеется в виду программа MS Publisher, так как именно её возможности позволяют создавать открытки, буклеты и, конечно же, газеты. А поскольку ознакомление с этой программой не предусмотрено в учебной программе на уроках информатики в начальной школе, то её освоение стало первым видом деятельности нашего проекта. - Распределение обязанностей.
Деление детей на группы происходит по их желанию и наиболее освоенным ими навыкам. Состав групп может меняться в зависимости от интересов детей; - Продумывание информационного содержания газеты, ее дизайна, идеи.
Сбор информации: фотографий, стихов, сказок, сканвордов, анекдотов, картинок и т.д; - Оцифровка (сканирование, создание электронных вариантов текстов);
- Сбор и вёрстка всего материала в номере газеты;
- Корректировка.
Поводя итоги работы над реализацией проекта, следует отметить, что дети издали десять номеров классной газеты, которая в результате бурного обсуждения получила название «Реальные ребята», что, по их мнению, обозначает правильные, «настоящие и конкретные», отвечающие за свои слова и поступки. Переступив порог основной школы, они продолжают издавать свою газету и планируют разработать и реализовать очередной проект «Классный сайт: новый уровень общения».
Выход на ожидаемый результат также выявил наличие позитивной динамики по всем позициям. Справедливость данного вывода подтверждают и результаты ежегодной диагностики по выявлению степени выраженности способов познавательной деятельности, которая проводится в классах, обучаемых по системе Л.В. Занкова.
Проработав без малого двадцать лет в начальной школе, все больше убеждаюсь, что лишнего опыта не бывает. Приняв в 2008-09 учебном году первоклашек, включилась в эксперимент по апробации образовательного стандарта второго поколения и с удовольствием взялась за реализацию одного из направлений в рамках внеурочной деятельности. Оно так и называется – проектная деятельность.