Цель: создать условия для развития коммуникативных качеств личности в процессе формирования навыка чтения на основе разнообразных упражнений.
Задачи:
- Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения.
- Развивать речь, воображение. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре и группе.
- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
II. Речевая разминка.
- а – о –у – ы – и. Чтение тихо – громко.
- Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. - Упражнение на дыхание: глубокий вдох – замедленный выдох;
Упражнение « Насос»;
Упражнение «Свеча». - Упражнение на чтение слов. Сначала шепотом, потом отчетливо вслух.
Что, чтоб, чтобы, что-нибудь.
– Почему эти слова мы с вами прочитали? - Работа над скороговоркой. Сначала шепотом, потом губами, затем вслух и в паре.
Расскажите про покупки?
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Чтение по рядам по строчкам: 1 ряд выражает своим чтением просьбу, 2 ряд – недоумение, 3 ряд – назидательно, 4 строчку читаем все вместе.
III. Актуализация знаний.
Мы с вами читаем рассказы… Валентины Осеевой.
Какие рассказы мы уже читали на уроках? Вспомните, что в каждом рассказе хотел донести до нас автор?
(Учитель вывешивает карточки с названиями рассказов, которые назовут дети).
Волшебное слово. О доброте, какие волшебные слова мы должны знать.
Почему. Говори всегда правду.
Что легче.
Синие листья. Не будь жадным.
Три товарища.
Сыновья. Помогай маме.
IV. Целеполагание.
Сегодня на уроке познакомимся еще с одним рассказом В. Осеевой «Хорошее».
– Предположите, о чем пойдет речь?
– В каких рассказах мы уже читали про хорошие поступки?
– Как вы думаете, какую цель вы поставите для себя на уроке?
(Дети: научиться хорошо читать, выяснить для чего читаем мы этот рассказ).
Подумаем, как надо вести себя в таких ситуациях?
V. Работа над содержанием рассказа.
- Первичное чтение. Комбинированное. Страница учебника 93.
– О чем это произведение? Почему оно так называется? Что хорошего в рассказе? (Хорошие мысли, желания.)
– Какие вопросы у вас возникли при чтении? - Чтение по цепочке.
- Работа по содержанию.
– Кто главный герой в произведении? Какой он? Опишите героя.
а) Работа в паре по карточке №1.
Прочитайте вопрос шепотом и найдите ответ.
– Какое желание появилось у Юрика однажды?
– О чем он мечтал? Выбери подходящие строки и прочитай их выразительно.
б) Какое желание появилось у Юрика однажды? О каких делах он мечтал?
– Прочитайте, о чем он мечтал?
– Как надо прочитать, чтобы показать, что мальчик действительно мечтал?
-Мысли у Юры были хорошие, а как он на самом деле поступал?
– В чем это проявлялось? Сравните мечты мальчика и его поступки.
– Почему мальчик не осуществил своей мечты?
– Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что– нибудь хорошее людям, которые его окружали?
– Что бы вы посоветовали Юре, если бы он был вашим другом или учился с вами в одном классе?
Страница 95. Прочитайте пословицу. Работа над пословицей. (В ней отражена главная мысль). - Чтение по ролям.
– Сколько действующих лиц и кто. Есть слова «Юра думает» - кто их будет читать?
– А как мысли Юры надо читать? (с мечтой)
– А слова, обращенные к няне, сестре, собаке? (грубо, сердито).
– А есть ли слова у Трезорки? ( да, то что он думает, как будто хочет сказать).
Дети читают текст по ролям и рассматривают иллюстрацию в учебнике. Работают в паре.
– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.
VI. Вторичное закрепление.
- На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Почему?
У меня на доске цитатный план. Обсудите в паре, правильно ли я его написала, если надо измените №.
1 «Вот если бы на няню…» |
|
3 |
2 «Вот если бы Трезорка…» |
|
4 |
3 «Что, если б моя сестренка…» |
|
2 |
4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. |
|
1 |
2. Пересказ произведения одним учеником.
– Есть ли замечания или дополнения?
Вывод: Как называется рассказ, который мы прочитали? Почему он так называется? Какое настроение он вызвал у вас? Над какой проблемой заставляет нас задуматься автор? Обращаемся снова к пословице в учебнике. Какое желание у вас возникло после чтения?
3. Работа в группе.
Детям даются карточки, и они выбирают пословицы к рассказу, объясняют их.
Добрый человек учит добру.
Друг познается в беде.
Горькая правда лучше доброй лжи.
Красив тот, кто красиво поступает.
Остер на язык, да к делу не привык.
4. Проведение теста.
Проверка детей, как они поняли и внимательно читали текст.
1. Почему Юре захотелось сделать хорошее?
а) надоело сидеть дома;
б) Хороший денек. Солнце светит.
в) Мама сказала.2. Сестренка звала Юру
а) играть;
б) обедать;
в) гулять.3. Няня попросила Юру
а) убрать в комнате;
б) убрать посуду;
в) убрать игрушки.4. О чем Трезорка думал и просил Юру?
а) попить;
б) поесть;
в) поспать.5. Что хорошее в рассказе
а) хорошие мысли;
б) поступки мальчика.
Проверка: 1б,2в, 3б, 4а,5а. Ответы выписаны на доске. Взаимопроверка и дети ставят оценки друг другу.
5. Знакомство с рассказом « Просто старушка». (Приложение №1)
Чтение рассказа хорошо читающим ребенком.
– Почему этот рассказ мы прочитали после рассказа «Хорошее»?
В этом рассказе такая же тема и главная мысль. Хорошие дела можно делать каждую минуту, неважно кому и когда делать добро.
– Почему мальчик так поступил? Зачем девочка задавала такие вопросы?
Как бы вы поступили на месте детей? Какой характер был у мальчика? (добрый, отзывчивый.) Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло) А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)
Значит доброту мы можем сравнивать с солнцем, а его лучами являются добрые слова.
Давайте хором прочитаем стихотворение, а может быть кто-то и запомнит его.
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста.
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
VII. Итог урока.
– О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься В. Осеева?
– Делали ли вы добрые дела просто так?
– Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
– Что было трудным на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Страницы 93-95 чтение по ролям или составить кроссворд по рассказам В. Осеевой.