Урок русского языка "Образование однокоренных слов с помощью суффиксов"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Конкретизация  представлений учащихся о строении слова, его значимых частях.
  2. Формирование умений образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов.
  3. Уточнение представлений учащихся о суффиксе как части основы слова, который может придавать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением.

Оборудование:  карточки с заданиями, опорные схемы, музыкальное оформление,  DVD плеер, рисунок дерева и  снежинки.

Ход урока

I. Организация класса

II. Фронтальный опрос

  • Как называется главная значимая часть слова?
  • Какая часть слова служит для связи слов в словосочетании и предложении?
  • Часть слова без окончания.
  • Морфема, стоящая перед корнем.
  • Морфема, стоящая после корня.
  • Какую роль выполняет приставка и суффикс в слове?
  • Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования?

III. Постановка темы и задач урока

Всё на свете из чего-либо состоит:

  • облако из капель воды;
  • лес – из деревьев.

Наша речь состоит из … (предложений), а предложения состоят из … (слов).

А слова имеют свой строительный материал.

Сегодня мы продолжим работу по теме «Словообразование»  и уточним представление о суффиксе, как части основы.

Опорная схема №1

IV. Закрепление пройденного материала

Когда весёлые снежинки,
Вдруг полетят к земле с небес,
Укроют речку, поле, лес
И спрячут улицы, тропинки.
Скажу я стоя у окна,
Смотрите, вот пришла … (зима)

Индивидуальная работа. 

(1 ученик работает самостоятельно у доски, работает по индивидуальному заданию.)

Индивидуальное задание. Замени предложение, одним словом. В записанном слове отдели основу от окончания, выдели корень.

  1. Дорога, проложенная по снегу.
  2. Место, жильё, где зимуют люди.
  3. Человек, который находится где-нибудь на зимовке вдали от населённых мест.

(1 ученик работает у доски совместно с классом.)

Слова, записанные учеником, разбираются по составу.

Запишите слово ЗИМА.

– Какое правило применяем при его написании?

– Образуйте от данного существительного, однокоренное прилагательное мужского рода.

– Образуйте однокоренной глагол в форме настоящего времени.

– Образуйте однокоренное существительное с ласкательным оттенком.

Вывод. Как пишутся корни в однокоренных словах?

Проверка инд. работы.

– Какие слова записал?  (Зимник, зимовка, зимовщик)

Вывод. Являются ли записанные слова однокоренными по отношению к словам зимний, зимует, зимушка ?

Докажи.

Опорная схема №2


ФИЗМИНУТКА  для глаз. День – ночь.

V. Чистописание

Учитель читает строки из стихотворения С.Есенина.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.

Прочитайте предложение для каллиграфического написания.

Обратите внимание на соединение букв. Спишите его. 

Зимой русский лес сказочен и чудесен.

(1 ученик выходит к доске и выполняет синтаксический разбор.)

– Какое это предложение:

  • Простое или сложное;
  • Вид по цели высказывания;
  • По эмоциональной окраске;
  • По составу грамматической основы;
  • По наличию второстепенных членов.

Учитель.

– Какое слово в предложении состоит из одного корня?

– От каких корней образованы слова СКАЗОЧЕН И ЧУДЕСЕН?

– Какую работу выполнили суффиксы в словах? (При помощи суффиксов образовались слова с новым значением.)

VI. Знакомство с новым материалом

Учитель читает загадки.

1. Чтобы почва не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.

– О ком говорится в загадке?

– Запишите слово.

– Отделите окончание от основы, выделите корень.

МОРОЗ

– Образовать существительное при помощи суффикса  К-.

– Выделить суффикс.

– Какой оттенок он придал слову? (Уменьшительно-ласкательный)

– Образовать существительное при помощи суффикса Щ-.

– Какой оттенок он придал слову?  (Увеличительный)

Вывод.

– Какая роль принадлежит суффиксам в словообразовании?

Опорная схема № 3.

2. Послушайте ещё одну загадку и подумайте, какие слова звучали с уменьшительно-ласкательным значением?

Покружилась звёздочка,
В воздухе немножко,
Села и растаяла,
На моей ладошке.

– О чём говорится в загадке?

– Каким словам суффикс придал ласковый оттенок?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Дыхательная гимнастика.

Вдох–выдох через нос. 3раза

Вдох–выдох через рот 3 раза (Выдох резкий)

3. Учитель читает стих.

Светло – пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,    
На землю просится.

Учитель. Одна из снежинок, как в волшебной сказке оказалась в нашем классе.

От заданных слов, при помощи суффиксов, образовать новые слова и записать их в три группы в каждой из которых суффикс будет иметь свой оттенок.

Суффиксы выделить.

Вывод-обобщение.

Какой оттенок значения дали суффиксы словам?

– Уменьшительно - ласкательный;

– Увеличительный;

– Пренебрежительный.

Суффиксы очень разнообразны по своим значениям.

Опорная схема №4

VII. Самостоятельная работа с творческим заданием

Перед вами текст под названием «Сказка о зимнем лесе».

Сказка о зимнем лесе

Жили-были на лесной опушке: ёлки___________  – зелёные иголки ____________ , берёзы _______________ - белоствольные красавицы и маленькие колючие кусты шиповника.

Жили они - не тужили, да пришло время Нового года. И задумались наши друзья, в каких нарядах Новый год встречать?  И позвали себе на помощь королеву снега  Зиму _____________.  Всю ночь трудилась королева, уж так старалась!

Принакрыла белоснежным покрывалом зелёные ёлки_________и стоят они, будто Снегурки _______________.  А берёзы ____________ убрала в жемчуга и бриллианты. Они так и сверкают на солнце. А маленькие кусты ______________ шиповника, словно Гномы: на каждой ягоде ____________ - белая шапка_______________. Закружились счастливые друзья в новогоднем карнавале.

И я там был, под ёлкой _____________ сидел, жемчуга собирал и с гномами плясал, чуть валенки _______________ не стоптал.

Прочитайте его. Хотелось ли вам в нём что-нибудь изменить? Придать некоторым словам другой оттенок.

– Постарайтесь изменить его так, Чтобы его содержание.

Было более эмоционально выражено.

Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла Времена года «Декабрь».

Самостоятельная работа.

Проверка работ и выводы учащихся.

– Какой текст получился после его изменения?

– Что нового вы узнали о суффиксах?

– Суффиксы учат видеть нас характер слов,

– Помогают ярче выразить свои эмоции;

– Точнее передать смысл высказывания.

Опорная схема №5

VIII. Закрепление пройденного материала

На нашей волшебной поляне выросло «Чудо – дерево»

– Соберите из частей слова, используя слова: ДОМ,  ЗВЕРЬ

– Запишите их в столбики.   

Вывод.

– Назови слово:

  • с пренебрежительным оттенком;
  • с увеличительным оттенком.
  • с уменьшительно-ласкательным оттенком.

– Назови однокоренной глагол к слову ЗВЕРЬ.

– Назови однокоренное прилагательное к нему.

– Назовите однокоренное существительное.

– Что объединяет слова первого столбика?

– Что объединяет слова второго столбика?

– Чем однокоренные слова отличаются от форм слова?

IX. Подведение итога урока.

– Над какой темой сегодня продолжили работу?

– Какая морфема служит для образования новых слов?

–  О какой новой роли суффикса в слове мы сегодня говорили?

Я – вспомнил.

Я – узнал.

Я – научился.

Работу по данной теме мы продолжим на последующих уроках и  узнаем о новых значениях, которые суффиксы могут вносить в слова.

Спасибо за работу!

Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с.,Изд. «Знание», 1995.
  2. А.В. Ундзенкова, О.В. Сагирова  Русский с увлечением. -  «АРД ЛТД», г. Екатеринбург, 1998 г.
  3. Форощук А.А., Форощук Н.Е. Русский язык: Учебное пособие для начальных классов. -Д.: Сталкер, 1997г.
  4. Составитель В.И. Круковер, Школьный словообразовательный словарь русского языка. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008, 608 с.