Содержание и требования усовершенствованных программ по грамматике и развитию связной речи в I–IV классах определяют ряд существенных задач, направленных на формирование у учащихся, страдающих нарушением письма, практических умений и навыков, которые необходимо решать не только на уроках, но и на коррекционных занятиях. К таким задачам относиться работа по предупреждению и исправлению ошибок у учащихся, развитие речи на логопедических занятиях. Использование разнообразных приемов работ помогут логопеду достичь максимальных результатов в обучении, а у учащихся получить удовлетворение от своего труда. Систематическая работа по предупреждению ошибок и своевременная сознательная работа по их исправлению - важнейшее условие по обеспечению орфографической грамотности.
Считается, что наиболее эффективным способом проверки грамотности учащихся является проверочный диктант.
Проверочный диктант.
Проводиться при приеме дисграфика на логопедический пункт. Диктант проводиться без предварительного анализа, без подчеркнутой артикуляции, без выделения сомнительного звука. Кроме того, логопед должен тщательно изучить классные письменные работы учеников.
Зрительный диктант.
Текст пишется на доске с выделением изучаемой буквы. Учащиеся рассматривают текст, обращая внимание на выделенные буквы, и путем последующего звукового анализа слова объясняют их написание. Затем текст закрывается, и учащиеся пишут его под диктовку логопеда. Сразу же после окончания диктовки логопед открывает текст и предлагает проверить по нему написанное в тетрадях. Это очень важный момент в работе, потому что он воспитывает у детей зрительное внимание к графической стороне речи. Затем диктант проверятся вместе с логопедом.
Контрольный диктант.
Проводиться после того, как достаточно прочно усвоена изучаемая тема. Диктант определяет прочность усвоения пройденного материала или необходимость проведения дополнительных занятий.
Предупредительный диктант.
Проводиться он так. Логопед сначала читает весь текст, дети внимательно слушают. Затем проводиться краткий звуковой и орфографический разбор текста. После этого логопед диктует каждое предложение.
При проведении предупредительного диктанта можно добиться большой активности учащихся. Это активизация проходит, так сказать, сверху, инициатива идет от логопеда. Он продуманно, в определенной системе задает вопросы, на которые ученики отвечают по вызову или по личному желанию.
Таким образом, в течение всего занятия логопед привлекает к активной работе почти всю группу. Такой прием, несомненно, является очень ценным. Но при этом вполне возможно, что данный ученик нуждается в разборе других орфограмм, а не тех, которые предложил ему логопед. Поэтому назрела необходимость в проведении диктанта, которые позволили бы нам выявить степень усвоения материала каждым учащимся, кроме того, мог бы быть обучающим. Таким можно назвать диктант «Проверь себя». Методика проведения диктанта состоит в том, что логопед диктует, а ученики пишут, но в процессе письма ученики подчеркивают все сомнительные для него места, чтобы потом спросить правильно ли написано то или иное слово. Такие подчеркивания нужны для того, чтобы не забыть задать вопрос логопеду. Порядок постановки вопросов следующий: сначала ученики задают вопросы по первому предложению, затем по второму и так до конца текста. После этого учитель предоставляет право учащимся задавать вопросы по любым предложениям. Когда все вопросы будут исчерпаны , работы отбирают на проверку.
Таким образом, этот диктант проводиться как объяснительный. Разница лишь в том, что ученики могут активно работать. В течении всего занятия с большой активностью работают все учащиеся, консультируя своих товарищей, развивая свою речь, приучаются давать точные и краткие ответы. Таким образом, занятия принимают форму массовой консультации при большой активности и заинтересованности всей аудитории. Подсказки и списывания при таком виде диктанта исчезли полностью. Ученику нет надобности списывать, так как он может задать любой вопрос логопеду. А подсматривать к другим просто нет времени - своей работы хватает. Любой вид диктанта, по сравнению с другими, имеет какие-то преимущества. Вот почему в школах применяют разные виды диктантов, а не какой либо из них. Предупредительный диктант, как разновидность объяснительного, имеет тоже свои сильные стороны, каких нет в других диктантах. Сильная сторона заключается в том, что он как нельзя лучше осуществляет предупреждение ошибок. Частично методы предупредительного диктанта можно и нужно применять при проведении диктанта «Проверь себя». Если в текст будут включены новые, незнакомые учащимся слова, то в этом случае полезно применять метод предупреждения. Сопоставляя новый вид диктанта с контрольным и объяснительным, можно прийти к выводу:
диктант «Проверь себя» является прежде всего обучающим. Этот вид диктанта дает учащимся возможность видеть свои слабые стороны до проверки работ логопедом.
Если этот диктант применять систематически, начиная со II класса, то вполне возможно, что в последующих классах учащиеся без особого напряжения могут справиться с проверочными диктантами. Мы должны детей научить правильно писать и говорить, привить им любовь к родному языку. Грамотный человек должен не только правильно писать то или иное слово, правильно расставлять знаки препинания, но и должен уметь правильно строить предложения, последовательно излагать свои мысли.
Безусловно, вся работа, о которой говорилось выше, принесет положительный результат лишь в том случае, если логопед будет к ней тщательно готовиться, проводить эту работу систематически; а так же если учащиеся будут вооружены приемами выполнения этой работы. Важно не быть пассивным, а подходить к своей работе творчески. Только тогда можно добиться успехов.