Урок литературного чтения "Малые жанры фольклора"

Разделы: Начальная школа


Тема урока:  «Малые жанры фольклора»

Методическая тема: «Формирование языковой компетентности средствами малых жанров  фольклора».

Цели урока

Дидактические:

  • формирование умения применять детей полученные знания в своей речи, расширить читательский кругозор;
  • овладение детьми умением понимать содержание (герменевтика) прочитанного и работать с текстом;
  • формирование умения ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения (своё и партнёра);

Развивающие:

  • развитие образного мышления, причинного и творческого мышления;
  • развитие оперативно-речевой памяти для улучшения речемыслительной деятельности;

Воспитывающие цели:

  • приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
  • воспитывать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку.

Задачи урока:

  • работа над пониманием характера главного героя прибаутки и потешки;
  • выявить связь потешки со считалкой: наличие ритма и перечисления героев;
  • эмоциональное вовлечение детей в обсуждение темы урока.

Ход урока

  1. Организационный момент (вступление).
  2. - Здравствуйте, ребята! Я вижу ваши сверкающие глаза, приподнятое настроение,  доброжелательные улыбки…

    - Поделитесь с гостями своим настроением, улыбнитесь им.

    - А я желаю вам, чтобы улыбки озаряли не только ваши лица, но и дела, поступки, мысли.

    - Садитесь.

  3. Стимулирование активности учащихся, мотивация.
  4. - Каждый человек стремится к совершенству: кто-то, чтобы быть самым сильным,  кто-то, чтобы быть самым ловким, кто-то самым смелым, самым умным…Для этого они много тренируются, занимаются, учатся.

    - Чему бы вы хотели научиться сегодня  на уроке литературного чтения? (ответы детей).

  5. Связь с ранее изученным, определение темы урока.

  6. - Давайте  мысленно «перенесёмся» в далёкое прошлое, посидим на завалинке и побаем. Ребята, всем понятно, что мы будем сейчас делать? Как вы думаете, почему? (т.к. не понятны слова, ведь мы их не используем в своей речи, они уже устаревшие).

    - А каким образом можно узнать смысл таких слов? (обратиться к словарям, спросить у родителей, бабушек или дедушек).

    - Завалинка – это земляная насыпь вдоль стены деревянного дома, побаять – это значит рассказывать, сочинять.

    - Ребята, как вы думаете, для чего и почему люди рассказывали, сочиняли и мы с вами это делаем  и будем еще делать? ( Чтобы выразить своё отношение к происходящему, свои чувства, мысли, переживания, свои мечты…)

    - Только через рассказы и сочинения человек может раскрыться, самореализоваться? (Нет. И через муз. произведения, и через произведения живописи, скульптуры, и через произведения устного народного творчества).

    - Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете? (сказки, колыбельные, небылицы, загадки).

    - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться  с жанрами фольклора.

  7. Усвоение новых знаний и способов действий.

  8. 1. Прочитайте запись на доске:

           ШеСТь    МыШаТ   в  каМыШах   ШурШаТ.

    - Что вы прочитали? (предложение, скороговорку). Кто может объяснить смысл скороговорки? (это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков).

    - Что в ней заметили? (в ней буквы разного размера, большие буквы как бы оживают и шуршат, шумят).

    - Как вы думаете, зачем? (чтобы при чтении проговаривать именно эти звуки).

    - Приготовьтесь прочитать скороговорку медленно, затем быстрее и еще быстрее.


    2. Вот и наши мышата, они очень умные и мудрые, они приготовили для вас трудные, но интересные задания.

    - Подойдите по одному человеку от группы, чтобы узнать первое задание: найдите способ прочесть зашифрованное слово ( вычеркнув буквы, которые появляются больше одного раза).

               Р П У О С Т Б Е

               С Ш Р К У А Б                

    - Какое слово получилось? (Потешка).

    - Прислушайтесь к слову – потешка, какой у него смысл? (тешить, то есть забавлять, развлекать).

    - Правильно, а кого в первую очередь развлекали, тешили? (конечно, деток). Может кто-нибудь из вас помнит потешки? (Самая известная-«Сорока-ворона кашку варила»)

    - Поработайте в паре: прочитайте потешку и покажите её с нужными действиями.

    - А теперь поменяйтесь «ролями» и прочитайте ещё одну потешку («Сорока-белобока»).

    - Сравните эти потешки (у них одинаковый герой и не дают кашки тому, кто не работал, ничего не делал).

    - Что вы теперь можете сказать про значение потешки? (Забавляя, развлекая, она учит трудолюбию).


    3. А вторая мышка предлагает вам поиграть, вот только она сомневается, сумеете ли вы выбрать водящего, не поссорившись? ( Надо посчитаться с помощью считалки).

    - Молодцы, справились с заданием. Каков же смысл считалки? ( весело выбрать водящего, чтобы дружно играть).

    - Тогда посчитайтесь в своей группе и прочитайте условия игры. Кто готов, выходите в хоровод.


    4. Физ.минутка ( игра-хоровод с элементами психогимнастики).

    - Представьте, что вы маленькие мышки,  войдите в этот образ, вам очень хочется поиграть, но на лежанке дремлет кот. Как будете водить хоровод? (тихонько, чтобы не разбудить кота).

    - Как вы думаете, отчего мышки больше счастливы: что дали коту поспать или сдержали свои чувства?

    - А у вас в жизни были похожие ситуации? (Да. Когда кто-то дома спит, а нам хочется поиграть.)

    - Ребята, что же получается, мы с вами играли, но учились вести себя, приговаривая при этом рифмованные строчки.

    - Кто знает, какой жанр фольклора мы сейчас использовали? (прибаутку).

    - Правильно, а вот и  третье задание мышек: они случайно смахнули хвостиками несколько строчек прибаутки и просят вас им помочь-попробовать сочинить своё продолжение прибаутки.


    5. Четвёртая мышка зовет к себе, чтобы узнать следующее задание: расшифровать слово и определить его значение.

              П*Б*С*НК*                   

    - Какое значение имеет слово «побасенка»? (короткий, занимательный рассказ, выдумка).

    - Прочитайте текст побасенки в группе. Что интересного увидели? (Можно прочитать по ролям, т.к. есть прямая речь)

    - Разыграйте побасенки, как сценки (в каждой группе разные), подумайте, как вы будете это делать.

    - Какие слова подходят к характеру героя каждой побасенки? ( хитрый, глупый, недогадливый, весёлый, жадный, насмешливый, нечестный, ленивый и другие).

    - Про значение побасенки мы сказали, а какой  у неё смысл?

    (в занимательной форме  рассказать о качествах человека).


    6. Всё труднее и труднее готовят для вас задания мышки: прочитать текст и подумать, как называется следующий жанр фольклора (Заклички).

    - Умницы, а как вы догадались? (смысл текста помог, он как бы зовёт, закликает ).

    - А к кому люди, создавшие заклички обращаются и зачем? (к солнцу, чтобы было тепло и был хороший урожай; к радуге, чтобы дождик перестал идти и дети могли погулять; к грому, чтобы дал дождичка; к дождику, чтобы был хороший урожай; к весне, чтобы весь год сыты были).

    - Такие обращения к явлениям природы, т.е. заклички, раньше, в далекие времена пели, хотите послушать?


    7. Наша последняя мышка приготовила для вас сюрприз. Встречайте наших гостей- образцово-показательный ансамбль «Зёрнышки».

  9. Рефлексия. Подведение итогов ( «Корзина чувств»).