Тема урока: «Малые жанры фольклора»
Методическая тема: «Формирование языковой компетентности средствами малых жанров фольклора».
Цели урока
Дидактические:
- формирование умения применять детей полученные знания в своей речи, расширить читательский кругозор;
- овладение детьми умением понимать содержание (герменевтика) прочитанного и работать с текстом;
- формирование умения ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения (своё и партнёра);
Развивающие:
- развитие образного мышления, причинного и творческого мышления;
- развитие оперативно-речевой памяти для улучшения речемыслительной деятельности;
Воспитывающие цели:
- приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
- воспитывать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку.
Задачи урока:
- работа над пониманием характера главного героя прибаутки и потешки;
- выявить связь потешки со считалкой: наличие ритма и перечисления героев;
- эмоциональное вовлечение детей в обсуждение темы урока.
Ход урока
- Организационный момент (вступление).
- Стимулирование активности учащихся, мотивация.
-
Связь с ранее изученным, определение темы урока.
-
Усвоение новых знаний и способов действий.
-
Рефлексия. Подведение итогов ( «Корзина чувств»).
- Здравствуйте, ребята! Я вижу ваши сверкающие глаза, приподнятое настроение, доброжелательные улыбки…
- Поделитесь с гостями своим настроением, улыбнитесь им.
- А я желаю вам, чтобы улыбки озаряли не только ваши лица, но и дела, поступки, мысли.
- Садитесь.
- Каждый человек стремится к совершенству: кто-то, чтобы быть самым сильным, кто-то, чтобы быть самым ловким, кто-то самым смелым, самым умным…Для этого они много тренируются, занимаются, учатся.
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке литературного чтения? (ответы детей).
- Давайте мысленно «перенесёмся» в далёкое прошлое, посидим на завалинке и побаем. Ребята, всем понятно, что мы будем сейчас делать? Как вы думаете, почему? (т.к. не понятны слова, ведь мы их не используем в своей речи, они уже устаревшие).
- А каким образом можно узнать смысл таких слов? (обратиться к словарям, спросить у родителей, бабушек или дедушек).
- Завалинка – это земляная насыпь вдоль стены деревянного дома, побаять – это значит рассказывать, сочинять.
- Ребята, как вы думаете, для чего и почему люди рассказывали, сочиняли и мы с вами это делаем и будем еще делать? ( Чтобы выразить своё отношение к происходящему, свои чувства, мысли, переживания, свои мечты…)
- Только через рассказы и сочинения человек может раскрыться, самореализоваться? (Нет. И через муз. произведения, и через произведения живописи, скульптуры, и через произведения устного народного творчества).
- Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете? (сказки, колыбельные, небылицы, загадки).
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с жанрами фольклора.
1. Прочитайте запись на доске:
ШеСТь МыШаТ в каМыШах ШурШаТ.
- Что вы прочитали? (предложение, скороговорку). Кто может объяснить смысл скороговорки? (это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков).
- Что в ней заметили? (в ней буквы разного размера, большие буквы как бы оживают и шуршат, шумят).
- Как вы думаете, зачем? (чтобы при чтении проговаривать именно эти звуки).
- Приготовьтесь прочитать скороговорку медленно, затем быстрее и еще быстрее.
2. Вот и наши мышата, они очень умные и мудрые, они приготовили для вас
трудные, но интересные задания.
- Подойдите по одному человеку от группы, чтобы узнать первое задание: найдите способ прочесть зашифрованное слово ( вычеркнув буквы, которые появляются больше одного раза).
Р П У О С Т Б Е
С Ш Р К У А Б
- Какое слово получилось? (Потешка).
- Прислушайтесь к слову – потешка, какой у него смысл? (тешить, то есть забавлять, развлекать).
- Правильно, а кого в первую очередь развлекали, тешили? (конечно, деток). Может кто-нибудь из вас помнит потешки? (Самая известная-«Сорока-ворона кашку варила»)
- Поработайте в паре: прочитайте потешку и покажите её с нужными действиями.
- А теперь поменяйтесь «ролями» и прочитайте ещё одну потешку («Сорока-белобока»).
- Сравните эти потешки (у них одинаковый герой и не дают кашки тому, кто не работал, ничего не делал).
- Что вы теперь можете сказать про значение потешки? (Забавляя, развлекая, она учит трудолюбию).
3. А вторая мышка предлагает вам поиграть, вот только она сомневается,
сумеете ли вы выбрать водящего, не поссорившись? ( Надо посчитаться с
помощью считалки).
- Молодцы, справились с заданием. Каков же смысл считалки? ( весело выбрать водящего, чтобы дружно играть).
- Тогда посчитайтесь в своей группе и прочитайте условия игры. Кто готов, выходите в хоровод.
4. Физ.минутка ( игра-хоровод с элементами психогимнастики).
- Представьте, что вы маленькие мышки, войдите в этот образ, вам очень хочется поиграть, но на лежанке дремлет кот. Как будете водить хоровод? (тихонько, чтобы не разбудить кота).
- Как вы думаете, отчего мышки больше счастливы: что дали коту поспать или сдержали свои чувства?
- А у вас в жизни были похожие ситуации? (Да. Когда кто-то дома спит, а нам хочется поиграть.)
- Ребята, что же получается, мы с вами играли, но учились вести себя, приговаривая при этом рифмованные строчки.
- Кто знает, какой жанр фольклора мы сейчас использовали? (прибаутку).
- Правильно, а вот и третье задание мышек: они случайно смахнули хвостиками несколько строчек прибаутки и просят вас им помочь-попробовать сочинить своё продолжение прибаутки.
5. Четвёртая мышка зовет к себе, чтобы узнать следующее задание:
расшифровать слово и определить его значение.
П*Б*С*НК*
- Какое значение имеет слово «побасенка»? (короткий, занимательный рассказ, выдумка).
- Прочитайте текст побасенки в группе. Что интересного увидели? (Можно прочитать по ролям, т.к. есть прямая речь)
- Разыграйте побасенки, как сценки (в каждой группе разные), подумайте, как вы будете это делать.
- Какие слова подходят к характеру героя каждой побасенки? ( хитрый, глупый, недогадливый, весёлый, жадный, насмешливый, нечестный, ленивый и другие).
- Про значение побасенки мы сказали, а какой у неё смысл?
(в занимательной форме рассказать о качествах человека).
6. Всё труднее и труднее готовят для вас задания мышки: прочитать текст
и подумать, как называется следующий жанр фольклора (Заклички).
- Умницы, а как вы догадались? (смысл текста помог, он как бы зовёт, закликает ).
- А к кому люди, создавшие заклички обращаются и зачем? (к солнцу, чтобы было тепло и был хороший урожай; к радуге, чтобы дождик перестал идти и дети могли погулять; к грому, чтобы дал дождичка; к дождику, чтобы был хороший урожай; к весне, чтобы весь год сыты были).
- Такие обращения к явлениям природы, т.е. заклички, раньше, в далекие времена пели, хотите послушать?
7. Наша последняя мышка приготовила для вас сюрприз. Встречайте наших
гостей- образцово-показательный ансамбль «Зёрнышки».