Физические величины и использование их в химии при решении задач

Разделы: Химия


Цель: применить полученные знания о физических величинах при решении задач.

Задачи:

  1. Систематизировать, обобщить и проконтролировать знания и умения использования понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем» при решении задач.
  2. Коррегировать внимание, мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение через выполнение дифференцированных тестовых заданий.
  3. Способствовать воспитанию ответственности, самоконтроля, аккуратности при выполнении заданий.

Оборудование: демонстрационные карточки с формулами, терминами, ответами для самоконтроля; карточки для индивидуальной работы; карточки с дифференцирован- ными заданиями.

Тип урока: обобщающе-контрольный.

Вид урока: «химическое расследование».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас будет не обычный урок, а химическое расследование. Класс превращается в оперативный отдел, а вы – члены оперативной группы, которым предстоит провести это химическое расследование. Результаты расследования будете фиксировать в «деле» (каждый ученик получает специальный лист – «дело»).

II. Постановка целей.

Учитель: К нам в отдел поступили сведения об образовании «сомнительной группировки» под названием «физические величины». Нам необходимо:

  1. Определить «особые приметы» каждого члена группировки.
  2. Собрать информацию об их деятельности в области химии.

III. Основная часть.

1. Предварительный сбор информации.

Учитель: Лидеры группировки: моль, молярная масса, молярный объем (термины на карточках). Что нам о них известно?

Учащиеся: дают определения.

Учитель: Предположите, кто еще может входить в данную группировку.

Учащиеся: называют: «количество вещества», «масса», «объем», «число Авогадро», «число частиц».

Результаты фиксируются в «деле» каждого (за каждый правильный ответ – 1 балл).

2. Характеристика величин.

Учитель: Перед нами стоит задача: определить «особые приметы» членов группировки и информацию зашифровать.

Учащиеся: работают с карточками (приложение 1).

Учитель: Сверим собранную информацию.

Самоконтроль: на доске плакат с правильной шифровкой (приложение 2).

Результаты фиксируются в «деле» каждого (за каждый правильный ответ – 1 балл).

3. Работа с формулами.

Учитель: Приступаем к решению второй задачи, но для этого необходимо восстановить записи, поступившие из архива.

Учащиеся: работают с карточками (приложение 3).

Самоконтроль: сверяют восстановленные формулы с формулами на магнитной доске; за каждую правильную формулу – 1 балл.

4. Фронтальное решение задачи.

Задача. Вычислите массу и количество вещества, которые составляет 11,2 л кислорода.

Учащиеся: один ученик решает задачу с объяснением у доски, остальные – в тетрадях.

Контроль: 3 балла получает ученик, работающий у доски; по 2 балла – 2 ученика, первыми решившие задачу в тетрадях.

IV. Самостоятельное решение разноуровневых задач (приложение 4).

V. Подведение итогов расследования.

Напоминание поставленных задач (см. II).

Учитель: Подведем общий итог расследования. Что можно сказать о «деятельности» физических величин в химии?

VI. Результаты работы. Рефлексия.

Учитель: Оцените свой вклад в расследование: подсчитайте общее число заработанных баллов и поставьте себе оценку.

Количество баллов

Оценка

25–23

5

22–17

4

16–13

3

менее 13

2

Литература.

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  5. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8 –9 классы (Серия «Школа радости») – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.