Цель: применить полученные знания о физических величинах при решении задач.
Задачи:
- Систематизировать, обобщить и проконтролировать знания и умения использования понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем» при решении задач.
- Коррегировать внимание, мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение через выполнение дифференцированных тестовых заданий.
- Способствовать воспитанию ответственности, самоконтроля, аккуратности при выполнении заданий.
Оборудование: демонстрационные карточки с формулами, терминами, ответами для самоконтроля; карточки для индивидуальной работы; карточки с дифференцирован- ными заданиями.
Тип урока: обобщающе-контрольный.
Вид урока: «химическое расследование».
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас будет не обычный урок, а химическое расследование. Класс превращается в оперативный отдел, а вы – члены оперативной группы, которым предстоит провести это химическое расследование. Результаты расследования будете фиксировать в «деле» (каждый ученик получает специальный лист – «дело»).
II. Постановка целей.
Учитель: К нам в отдел поступили сведения об образовании «сомнительной группировки» под названием «физические величины». Нам необходимо:
- Определить «особые приметы» каждого члена группировки.
- Собрать информацию об их деятельности в области химии.
III. Основная часть.
1. Предварительный сбор информации.
Учитель: Лидеры группировки: моль, молярная масса, молярный объем (термины на карточках). Что нам о них известно?
Учащиеся: дают определения.
Учитель: Предположите, кто еще может входить в данную группировку.
Учащиеся: называют: «количество вещества», «масса», «объем», «число Авогадро», «число частиц».
Результаты фиксируются в «деле» каждого (за каждый правильный ответ – 1 балл).
2. Характеристика величин.
Учитель: Перед нами стоит задача: определить «особые приметы» членов группировки и информацию зашифровать.
Учащиеся: работают с карточками (приложение 1).
Учитель: Сверим собранную информацию.
Самоконтроль: на доске плакат с правильной шифровкой (приложение 2).
Результаты фиксируются в «деле» каждого (за каждый правильный ответ – 1 балл).
3. Работа с формулами.
Учитель: Приступаем к решению второй задачи, но для этого необходимо восстановить записи, поступившие из архива.
Учащиеся: работают с карточками (приложение 3).
Самоконтроль: сверяют восстановленные формулы с формулами на магнитной доске; за каждую правильную формулу – 1 балл.
4. Фронтальное решение задачи.
Задача. Вычислите массу и количество вещества, которые составляет 11,2 л кислорода.
Учащиеся: один ученик решает задачу с объяснением у доски, остальные – в тетрадях.
Контроль: 3 балла получает ученик, работающий у доски; по 2 балла – 2 ученика, первыми решившие задачу в тетрадях.
IV. Самостоятельное решение разноуровневых задач (приложение 4).
V. Подведение итогов расследования.
Напоминание поставленных задач (см. II).
Учитель: Подведем общий итог расследования. Что можно сказать о «деятельности» физических величин в химии?
VI. Результаты работы. Рефлексия.
Учитель: Оцените свой вклад в расследование: подсчитайте общее число заработанных баллов и поставьте себе оценку.
Количество баллов |
Оценка |
25–23 |
5 |
22–17 |
4 |
16–13 |
3 |
менее 13 |
2 |
Литература.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2002.
- Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
- Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8 –9 классы (Серия «Школа радости») – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.